Здавалка
Главная | Обратная связь

Причина и следствие



Для понимания бытия в его целостности и системности необходимо четко представлять законы, действующие в материальном мире. Одним из фундаментальных является закон причинности.

Категории причины и следствия разрабатывались целым рядом философов. До настоящего времени принцип причинности (детерминизма) остается одной из интереснейших проблем философии. Первое серьезное исследование причин дал Аристотель, который указывал на четыре их вида – форму, материю, источник движения и цель. С этого момента начинает развиваться философская концепция детерминизма.

Причина и следствие сейчас понимаются как философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи явлений. Причина – какое-либо явление, вызывающее, изменяющее или уничтожающее другое явление. Следует различать понятия причины и повода. Поводом называют определенное условие, непосредственно приводящее к проявлению действия причины. Можно сказать, что повод – это спичка, поднесенная к пороху (причине). Следствие – это явление, вызываемое той или иной причиной.

Принцип детерминизма прошел сложную эволюцию в своем историческом развитии. В аристотелевском разделении, по сути, были смешаны понятия причины, повода и цели. Бесспорно, цель может являться причиной в том случае, если речь идет о человеческой деятельности, однако для природных явлений именно причинно-следственная связь обусловливает процессы их взаимодействия.

Также немаловажным является разграничение понятий причины и условия. Одна и та же причина при различных условиях может вызывать различные следствия, или не вызывать их вообще.

Всеобщность причинно-следственных связей с необходимостью заставляет задуматься о первопричине, т.е. причине, имеет причину своего возникновения в себе самой. Аристотель называл такую причину «перводвигателем», и сравнивал устройство мира с вращающимся колесом. Обод движется, но не является причиной никакого движения; спицы движутся сами и являются причиной движения обода; ось же, являясь причиной движения спиц, сама остается неподвижной. Впоследствии понятие перводвигателя было широко использовано в теологических построениях средневековой философии.

Появление механики Ньютона и связанной с ним формирование первого научного мировоззрения привело к изменению взглядов на категории причины и следствия. Возможность точного описания состояния механической системы в любой момент прошлого и предсказания такого состояния в любой момент будущего вызвало к жизни появление так называемого «жесткого детерминизма», который, по имени его автора Пьера Лапласа называется также лапласовским. Лаплас утверждал, что всякое взаимодействие строго обусловлено и является не более, чем влиянием одних движущихся элементов материи на другие, причем движение понимается как механическое перемещение. Зная точное положение всех частиц Вселенной, а также скорость и направление их движения, можно рассчитать судьбы мира на сколь угодно большой срок со строгой достоверностью результатов. При таком подходе, очевидно, нет места случайности, она понимается как следствие нашего недостаточного знания. Отсюда и знаменитое в то время определение: «случайность есть неосознанная закономерность».

Ситуация изменилась благодаря появлению диалектического метода Гегеля и его материалистического развития у Маркса. На смену жесткому приходит диалектический детерминизм, в котором категории причины и следствия являются диалектически взаимосвязаны, и, согласно одному из законов диалектики, обладают качествами единства и борьбы. Случайность вновь занимает достойное место в системе философских взглядов. Этот подход получил подтверждение в лице новой науки, появившейся в начале ХХ века – квантовой механики. Одним из ее фундаментальных принципов стал принцип неопределенности Гейзенберга. Он гласит, что невозможно одновременно с достаточной точностью определить скорость и координаты квантовой частицы, при повышении достоверности измерения одной величины достоверность измерения другой будет падать. Таким образом, оказывается не только невозможно предсказать дальнейшее развитие системы, но даже и определить ее нынешнее состояние со стопроцентной достоверностью. Естествознание, философия, а затем и общественные науки стали активно использовать понятие вероятности. Это не значит, что принцип причинности утратил свое значение – по прежнему признается непреложным фактом, что существует всеобщая связь и взаимообусловленность вещей и явлений. Такая взаимообусловленность проявляется, например, в законах больших чисел. Примером может послужить разница в поведении отдельного человека и больших масс людей. Как ни странно, каждый конкретный человек обладает значительно большей непредсказуемостью, нежели людская масса, это явление хорошо известно социологам и психологам.


В заключение следует также сказать об обратном влиянии следствия на причину. Явление, немыслимое в жестком детерминизме, диалектика рассматривает как проявление всеобщей взаимосвязи, и следствие может изменить – усилить, ослабить или вообще уничтожить – вызвавшую его причину.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.