ИнтерпретациярезультатовБеглость, илипродуктивность ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Этотпоказательнеявляетсяспецифическимдлятворческогомышленияиполезенпреждевсеготем, чтопозволяетпонятьдругиепоказателиКТТМ. Данныепоказывают (см. табл. 1), чтобольшинстводетей 1–8 классоввыполняютот 7 до 10 заданий, астаршеклассники – отвосьмидодесятизаданий. Минимальноеколичествовыполненныхзаданий (менеепяти) встречаетсячащевсегоуподростков (5–8 классы). Этотпоказательопределяетсячисломразличныхкатегорийответов. Дляопределениякатегориимогутиспользоватьсякаксамирисунки, такиихназвания (чтоиногданесовпадает). Далееприведенсписок№ 2, включающий 99 % ответов. Длятехответов, которыенемогутбытьвключеныниводнуизкатегорийэтогосписка, следуетприменятьновыекатегориисобозначениемих «XI», «Х2» ит. д. Однакоэтотребуетсяоченьредко. Категорииответов, оцениваемых 0 или 1 балломзаоригинальность, значительноудобнееопределятьпосписку№ 1 отдельнодлякаждойстимульнойфигуры. ГибкостьЭтотпоказательоцениваетразнообразиеидейистратегий, способностьпереходитьотодногоаспектакдругому. Иногдаэтотпоказательполезносоотнестиспоказателембеглостиилидажевычислитьиндекспутемделенияпоказателягибкостинапоказательбеглостииумноженияна 100%. Напомним, чтоеслииспытуемыйимеетнизкийпоказательгибкости, тоэтосвидетельствуеторигидностиегомышления, низкомуровнеинформированности, ограниченностиинтеллектуальногопотенциалаи (или) низкоймотивации. Этотпоказательопределяетсячисломразличныхкатегорийответов. Дляопределениякатегориимогутиспользоватьсякаксамирисунки, такиихназвания (чтоиногданесовпадает). Далееприведенсписок№ 2, включающий 99 % ответов. Длятехответов, которыенемогутбытьвключеныниводнуизкатегорийэтогосписка, следуетприменятьновыекатегориисобозначениемих «XI», «Х2» ит. д. Однакоэтотребуетсяоченьредко.Категорииответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительноудобнееопределять по списку № 1 отдельно для каждойстимульнойфигуры. Оригинальность.Этотпоказательхарактеризуетспособностьвыдвигатьидеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальныхили твердо установленных. Тот, ктополучаетвысокиезначенияэтогопоказателя, обычнохарактеризуютсявысокойинтеллектуальнойактивностью и неконформностью. Оригинальностьрешенийпредполагаетспособностьизбегать легких, очевидных и неинтересныхответов. Как и гибкость, оригинальностьможноанализировать в соотношении с беглостью с помощьюиндекса, вычисляемогоописаннымвыше способом. Максимальнаяоценкаравна 2 баллам для неочевидныхответов с частотойменее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5 % и более, а 1 баллзасчитывается за ответы, встречающиеся в 2 — 4,9 % случаев. Данные об оценкекатегории и оригинальностиответаприведены в списке № 1 для каждойфигуры в отдельности. Поэтомуинтерпретациюрезультатовцелесообразноначинать, используяэтот список. Премиальныебаллы за оригинальностьответов, в которыхиспытуемыйобъединяетнесколькоисходныхфигур в единый рисунок. Торранссчитаетэтопроявлениемвысокогоуровнятворческихспособностей, посколькутакиеответыдовольноредки. Торранссчитаетнеобходимымприсуждатьдополнительныебаллы за оригинальность за объединение в блоки исходныхфигур: объединениедвухрисунков — 2 балла; объединение 3—5 рисунков — 5 баллов; объединение 6 — 10 рисунков — 10 баллов. Этипремиальныебаллыдобавляются к общейсуммебаллов за оригинальность по всемузаданию. Разработанность.Высокиезначенияэтогопоказателяхарактерныдляучащихсясвысокойуспеваемостью, способныхкизобретательскойиконструктивнойдеятельности. Низкие – дляотстающих, недисциплинированныхинерадивыхучащихся. Показательразработанностиответовотражаеткакбыдругойтипбеглостимышленияивопределенныхситуацияхможетбытькакпреимуществом, такиограничением, взависимостиоттого, какэтокачествопроявляется. Приоценкетщательностиразработкиответовбаллыдаютсязакаждуюзначимуюдеталь (идею), дополняющуюисходнуюстимульнуюфигуру, каквграницахееконтура, такизаеепределами. Приэтом, однако, основной, простейшийответдолженбытьзначимым, иначеегоразработанностьнеоценивается. Одинбаллдаетсяза: § каждуюсущественнуюдетальобщегоответа. Приэтомкаждыйклассдеталейоцениваетсяодинразиприповторениинеучитывается. Каждаядополнительнаядетальотмечаетсяточкойиликрестикомодинраз; § цвет, еслиондополняетосновнуюидеюответа; § специальнуюштриховку (нонезакаждуюлинию, азаобщуюидею); § тени, объем, цвет; § украшение, еслионоимеетсмыслсамопосебе; § каждуювариациюоформления (кромечистоколичественныхповторений), значимуюпоотношениюкосновномуответу. Например, одинаковыепредметыразногоразмерамогутпередаватьидеюпространства; § поворотрисункана 90° иболее, необычностьракурса (видизнутри, например), выходзарамкизаданиябольшейчастирисунка; § каждуюподробностьвназваниисверхнеобходимогоминимума. Еслилинияразделяетрисунокнадвезначимыечасти, подсчитываютбаллывобеихчастяхрисункаисуммируютих. Еслилинияобозначаетопределенныйпредмет - шов, пояс, шарфит. д., тоонаоценивается 1 баллом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|