Здавалка
Главная | Обратная связь

Описание типов по Холланду

Краткая характеристика шкал

Автономность

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ори­ентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Само­стоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Уме­ние прогнозировать профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени. Собственная активность в получении информа­ции и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономнос­ти необходим определенный набор новообразований:

• человек должен ощутить свою независимость от ро­дителей (в делах, мыслях, поступках);

• от внешней детерминации своего поведения он дол­жен перейти на самодетерминацию;

• он должен осознавать свой идеальный образ Я- концепции и стремиться к его достижению.

Информированность

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или груп­пах профессий.

Понятие «информированность о мире профессий» включает следующее:

• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

• знание понятий культуры труда, трудовой дисципли­ны, структуры предприятия, принципов оплаты;

• знание отдельных профессий;

• знания или практические умения, касающиеся приоб­ретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных про­фессий; того, как удержаться на работе, как совершен­ствовать свой профессионализм.

Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники чет­вертого класса. В четвертом классе сформированность про­фессиональной позиции характеризуется рядом показателей:

• положительное отношение к любому виду труда;

• определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

• умение различать связи между профессиями, отра­женные в классификации;

• умение выделять основные требования профессии к человеку;

• стремление к самооценке в контексте профессиональ­ного самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или груп­пах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социаль­но-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Принятие решения

Важным условием развития умения принимать реше­ния является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются следующие:

• любознательность, любопытство — желание и умение собирать и накапливать информацию;

• предвидение, предусмотрительность— способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтер­нативы;

• здравый смысл, проницательность — способность со­отнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее;

• решительность — способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

• делегирование полномочий — умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

• планирование — умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;

• оценка риска — способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск — способность оценить риск и взять ответственность на себя;

• контроль — способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планиро­вался.

Планирование («ориентация во времени»)Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: «Кем я буду?», «Где я буду учиться?», «Первая работа, дальнейшие перспективы», пути и средства достижения ближайших жизненных це­лей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профес­сионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т. д.). Анализ или прогноз конкретных событий позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессииВключает отношение к разным профессиям, профессио­нальным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за ре­шение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т. д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмо­циональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую го­ворит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или оскрываемом страхе принятия решения.

Инструкция:«Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, го в Листе ответов поставьте знак „+", если не соглас­ны — знак „-". Постарайтесь не думать долго над ответом, с интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».

Лист ответов

 

Вопрос/утверждение R
Я отношусь к тем людям, которые выбирают не кон­кретную профессию, а уровень образования  
Я не принимаю серьезных решений мгновенно  
Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способ­ности  
Я знаю, в каких условиях я буду работать  
Я анализирую свое прошлое  
Я тяжело переношу неудачи в жизни  
Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе  
Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт  
9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происхо­дит в настоящем  
10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий  
11. Все мои действия подчинены определенным целям  
12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше  
13. По моему мнению, знание будущей работы до мель­чайших подробностей не оградит от разочарований  
14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической)  
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни  
16. Я ничего не делаю без причины  
17. Меня вполне устраивает моя пассивность  
18. | Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем  
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу  
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно  
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно  
22. Первая же крупная неудача может выбить меня из седла  
23. Я не задумываюсь о своем будущем  
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи  
25. Я знаю самого себя  
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких  
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать  
28. Мне не нравится быть самостоятельным  
29. Яне собираюсь заранее планировать уровень 'образования, который я хотел бы получить  
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения  
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач  
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, | что ни на что не способен  
33. Я не представляю себя работником, решающим про­изводственные и личные проблемы, связанные с производством  
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя  
Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия  
Я считаю, что интуиция основана на знании  
Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает  
У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее  
В моей жизни мало успехов  
Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы  
Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудно­стями, а может, и неудачами в своей профессиональ­ной жизни  
Я признаю только обдуманный риск  
43. Многие мои планы срываются из-за моей неуверен­ности в себе  
44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим  
45. Я с детства привык доводить начатое до конца  
46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни  
47. Я знаю, что мне интересно  
48. Было время, когда я строил образ «идеальной про­фессии» без конкретного названия  
49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настро­ение  
50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно  
51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни  
52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве  
53. Я мало задумываюсь о своей жизни  
54. Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения  
55. В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль  
56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия  
У меня нет определенных требований к будущему  
58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию  
59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности  
60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, ко­торые совершенно необходимы для моей профессии  
61. Я — соломинка, влекомая течением жизни  
62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение  
63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлека­тельна  
64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего  
65. Если что-то помешает мне получить выбранную про­фессию, я легко поменяю ее на другую  
66. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий  
67. Я считаю, что люди, которые многого достигли в 'жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе  
68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий  
69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми  
70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей  
71. Любой совет, данный мне со стороны, может поко­лебать мой выбор профессии  
72. Я знаю, что для меня в жизни важно  
73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях  
74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед  
Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию  
Лучший способ познакомиться с профессией — поговорить с ее представителем  
Мне не нравится, когда много думают о будущем  
В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду  
79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других  
80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует  
81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть  
82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед  
83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению  
84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные  
85.. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания  
86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала  
87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения  
88. Все, что со мной происходит, — дело случая  
89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии  
90. В важных решениях я не иду на компромиссы  
91. Я не доверяю рекламе профессий  
92. Я не понимаю причин многих моих поступков  
93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья  
Я не понимаю самого себя  
Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает  
Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало  
Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор  
Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей  
Я представляю, каким (ой) я буду через 10 лет  
           

Ключ

Автономность

 

Номер
Знак + + - - - - + + - - - - - - - - - - - -

Информированность

 

Номер
Знак + + + - + + - - + + - + - - - - -

Принятие решения

 

Номер Ь7\ 93|
Знак + + + + - + + + + + + + - - + + + + + +

Планирование

 

Номер 8? (98 99|
Знак + + + + + - - - - + + + + + - - - - + + 1

Эмоциональное отношение

 

Номер 17
Знак - - - - + - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Факторы готовности Балл (%) Уровень
Автономность (самостоятельность в мыслях и поступках)    
Информированность о мире профессий, рынке труда    
Умение принимать решения, нести за них ответственность    
Умение планировать (ставить цели, выбирать средства в их достижения, оценивать свои возможности)    
Положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Заинтересованность, осознание важности    

 

ОПРОСНИК
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ДЖ.ХОЛЛАНДА (ДЖ.ГОЛЛАНДА)

ОПИСАНИЕ
«Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж.Холландом (Дж.Голландом). Сущность теории Дж.Холланда можно свести к следующим основным положениям:
1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).
Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультурное влияние, физическое окружение и т.д. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.
2. Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.
В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-типа, чем, например, Р-типа.
В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам.
3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли.
Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип, ищет, соответственно, социальное и т.д. Аналогично и соответствующее окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.
Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. Другой составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы.
4. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.
Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

Описание типов по Холланду

Реалистический тип — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами.животными, машинами) и их практичеким использованием.
Предпочитаемые виды деятельности
• механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты)
• строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы
• любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам
Способности, которыми обладает Р-тип
• физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость
• механические способности, изобретательность
• математические способности
Личностные качества и ценности
• эмоциональная стабильность, надежность
• практичность, бережливость
• упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность
• скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность
• независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей
• ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность
• работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично
• предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать что, как и когда надо делать
• не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений
• более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними
Предпочитаемое окружение
• природа, сельская местность
• наименьшее взаимодействие с другими людьми
• ситуации, требующие небрежной одежды
• организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (вооруженные силы, УВД и т.п.)
• фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты
• транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия
Типичные хобби
• реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств
• строительные и восстановительные работы
• фермерство, обустройство дачи, огодничество, садоводство
• охота, рыболовство, туризм
• управление моторными видами транспорта
• физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе
Профессии Р-типа
• плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, миллиционер, ветеринар, водитель,сварщик
Исследовательский тип
Предпочитаемые виды деятельности
• сбор информации, ее систематизация, анализ
• выполнение сложных или абстрактных заданий
• решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий
• независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя
• выполнение научной или лабораторной работы
• предпочитают размышления действиям
Способности, которыми обладает И-тип
• математические способности
• аналитические навыки
• научные склонности, склонности к рациональному логичному анализу
• навыки письменного изложения мысли
• рациональность, эрудированность Личностные качества и ценности
• независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работ/
• сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность
• любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность
• уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки
• стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию
• более всего несхож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопросов. Наиболее схож с типами Р и А.
Предпочитаемое окружение
• слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях,
• организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты
• ограниченность общения с другими людьми
Типичные хобби
• работа (И-тип часто полностью поглощен свое работой и работает по много часов в день)
• сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.)
• компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение литературы
• чтение научной литературы
Артистический тип
Предпочитаемые виды деятельности
• художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.)
• игра на музыкальных инструментах
• исполнительская актерская деятельность
Способности, которыми обладает А-тип
• воображение, креативность
• музыкальные способности
• артистические способности
• вербально-лингвистические способности
• чувство гармонии, вкуса
Личностные характеристики и ценности
• независимость, самостоятельность, нонконформизм
• импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность
• непрактичность, беспорядочность
• интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, «правополушарность»
• стремление к самовыражению, демонстративность
• оригинальность, открытость, свобода от условностей
• допускает альтернативные варианты решения проблем
• более всего несхож с Т-типом, близок к И- и С-типу
Предпочитаемое окружение
• неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.)
• организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т.п.)
• музеи, библиотеки, галлереи, рекламные и дизайнерские фирмы
Типичные хобби
• фотография, рисование, живопись
• посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев, концертов
• сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование
• игра на музыкальных инструментах, занятие танцами
Профессии А-типа
• артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея
Социальный тип
Предпочитаемые виды деятельности
• ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами
• обучение, объяснение, разъяснение
• оказание помощи, консультирование, советование
• организация групповых мероприятий, ведение дискуссий
Способности, которыми обладает С-тип
• вербальные способности
• навыки общения и взаимодействия с людьми
• преподавательские, ораторские способности
• навыки слушания
Личностные характеристики и ценности
• гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность
• кооперативность, настроенность на других, понимание других
• тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные
• более всего несхож с Р-типом и близок к А- и П-типам
Предпочитаемое окружение
•социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала
• медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы
• агентства социальной защиты
Типичные хобби
• организация развлечения других
• посещение общественных мероприятий, собраний
• добровольное выполнение благотворительной и социальной работы
Профессии С-типа
• учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель
Предпринимательский тип
Предпочитаемые виды деятельности
• работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха
• финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности
• продажа, покупка, коммерция, предпринимательство
• проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами
• проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.
Способности, которыми обладает П-тип
• организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения
• руководящие и лидерские способности
• социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия
• склонность к предпринимательской деятельности
Личностные качества и ценности
• стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу
• амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность
• экстравертированность, социабельность, коммуникабельность
• ориентация на деньги, власть, материальное благополучие
• оптимистичность, энергичность, любовь к популярности
• более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами
Предпочитаемое окружение
• посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами
• промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы
Типичные хобби
• членство в клубах и организациях, посещение собраний
• спортивные состязания или в качестве зрителя или участника, богатый отдых
• развлечения, организация вечеринок, увеселений
• политическая деятельность
Профессии П-типа
• коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер
Конвенциональный тип
Предпочитаемые виды деятельности
• работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности
• управление оффисным оборудованием
• ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг
• написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм
Способности, которыми обладает К-тип
• арифметические способности
• канцелярские способности
• ручная тонкая моторика
• организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность
Личностные качества и ценности
• сознательность, упорство, практичность, честность
• самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность
• бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии
• для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы
• наиболее несхож с типом А, ближе всего к типам Р и П
Предпочитаемое окружение
• данный тип, также как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль
• большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы
• отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции
• хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой
Типичные хобби
• коллекционирование (марки, монеты и т.п.)
• постройка моделей
• проекты улучшения жилища
• участие в гражданских и общественных организациях
• игры с ясными и четкими правилами
Профессии К-типа
• бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь

Отношения между типами.

Гексагон Холланда


Взамоотношения между шестью выделенными типами описывается, согласно теории Дж.Холланда, гексагоном — шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р—И—А — С—П—К. Гексагон Холланда является основой для понимания его теории, интерпретации получаемых результатов и демонстрации психологического сходства — различия между типами.
На основе шестиугольной модели Холланд постулировал 4 дополнительных понятия, расширяющих объяснительную силу его теории.
1.Однородность
Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так.социальный и артистический типы более схожи друг с другом, чем, например, исследовательский и предпринимателький. Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Одна из функций гексагона — помочь определить однородность личности и (или) окружения. Чем ближе друг к другу на гексагоне расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна. Например, реалистический индивид, который также имеет интерес к исследовательской и конвенциональной деятельности (РИК), личностно более однороден, чем реалист, ориентированный на социальную и предпринимательскую активность (РПС).
2.Дифференцированность
Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в равной степени. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях рассматриваются как слабо дифференцированные. Эмпирически степень дифференцированное-™ личности определяется по выраженности баллов по методике СНП.
3.Конгруэнтность
В соответствии с данным понятием разные типы личности требуют соответствующего окружения. О конгруэнтности можно говорить в том случае, когда индивид живет и работает в окружении того же типа, к которому принадлежит и он сам. Неконгруэнтность, например, будет иметь место в том случае, если реалистический тип будет работать или жить в окружении социального типа. Для определения степени конгруэнтности личности и окружения можно использовать гексагон Холланда, однако это легче сделать с помощью таблицы 1, построенной на его основе.

Таблица 1

  Тип окружения
Тип личности Р И А С П к
Р ++ + - -- - +
И + ++ + -   -
А - + ++ + - --
С -- - + ++ + -
П - -- - + ++ +
К + - -- - + ++

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Опросник профессиональных предпочтений можно проводить как индивидуально, так и группе. Величина группы не ограничена. Обследуемым раздаются тестовые тетради и бланки ответов. Перед началом тестирования испытуемым зачитываются следующая инструкция:
«Данный тест — Опросник Профессиональных Предпочтений — разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет Вам соотнести Ваши склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании Вашей профессиональной карьеры.
Если Вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест может помочь Вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. При заполнении опросника не следует торопиться. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой».
Опросник Профессиональных Предпочтений включает в себя три субтеста: «Деятель-ности»,»Способности»,»Карьеры». Каждая из них предваряется инструкцией.
ОБРАБОТКА
Для обработки результатов необходимо подсчитать количество положительных ответов (Да) для шкалы Р субтеста «Деятельности» и записать это число под данной шкалой в соответствующей графе бланка ответов. То же самое следует проделать и с остальными шкалами: И,А,С,П,К. Аналогичным образом обрабатываются ответы по субтесту «Способности» и «Карьеры». Затем необходимо сложить все три числа, которые относятся к шкале Р и полученную сумму записать в графе «Сумма «Д» по трем субтестам» Бланка ответов. Тоже самое нужно проделать и по остальным шкалам: И,А,С,П,К. Затем следует вписать букву с самым высоким баллом в первую клетку графы «КОД». Во вторую клетку этой графы надо вписать букву со следующим по величине количеством баллов. Буква с третьим по величине количеством баллов вносится в третью клетку. Если двум буквам соответствует одинаковое количество баллов, то они обе заносятся в графу «КОД» в любом порядке. Полученный набор букв составляет код данного испытуемого. Если обследование
проводится индивидуально или в небольшой группе, то после краткой инструкции подсчет кода испытуемые могут провести самостоятельно.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. Полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого с данным типом и тем сильнее его интересы в этой области. Первая буква кода указывает на тип, которому испытуемый соответствует больше всего, вторая буква — тип, которому он соответствует чуть меньше, и третья — тип, с еще меньшим соответствием. Типы, которые не вошли в буквенный код — это типы, которым обследуемый практически не соответствует.
2. Используя гексагон Холланда можно определить однородность и дифференциро-ванность личности испытуемого. Если в код испытуемого входят буквы, которые расположены рядом друг с другом в шестиугольнике, то можно говорить об однородности личности. Если же в состав кода испытуемого входят буквы далеко отстоящие друг от друга, то об однородности личности говорить не приходится.
а). Если первые две буквы кода испытуемого РИ, РК, ИР, ИА, АИ, AC, CA, СП, ПС, ПК, КП, КР, то можно говорить о высокой однородности интересов личности.
б). Если первые две буквы кода испытуемого РА, РП, ИС, ИК, АР, АП, СИ, СК, ПА, ПР, КС, КИ, то однородность личности средняя.
в). Если первые две буквы кода испытуемого PC, ИП, АК, СР, ПИ, КА, то однородность личности низкая.
Индивиды с кодами высокой и средней совместимости легче найдут удовлетворение профессией, если их код хорошо совместим с кодом их профессии. Испытуемые с кодами низкой однородности труднее находят удовлетворение профессией, даже если их код хорошо подходит к коду профессии.
Одним из путей помощи обследуемым с низкой однородностью личности является подбор профессии или карьеры по первой букве кода. Интересы же, относящиеся к противоположному типу могут удовлетворяться вне сферы работы, в хобби, в досуговых формах деятельности. Для помощи таким людям в приложении к данному руководству приводится перечень различных досуговых форм активности, которые соответствуют разным типам личности.
Для определения дифференцированности интересов личности необходимо определить разность между баллами по методике ОПП. Если разность между баллами меньше 8-ми единиц то она считается незначимой и различия по шкалам рассматриваются как несущественные. Это свидетельствует о слабой дифференцированное™ личности и ее интересов. Так, обследуемый, имеющий следующие результаты по тесту Р=30, И=25, П=23 должен рассматриваться как имеющий слабо дифференцированную сферу интересов и составные части его кода фактически являются одинаковыми.
Сходную интерпретацию можно провести по разности между высшим и низшим баллами по всем шести шкалам. Если разность между высшей и низшей суммой баллов составляет 19 единиц и более, то можно говорить о достаточно четкой определенности сферы интересов личности. Если разность между высшим и низшим баллами составляет 15 единиц и ниже, то круг интересов данного испытуемого недостаточно определен. Его интересы примерно одинаковы во всех 6-ти типах.
Индивиды с плохо дифференцированным кругом интересов часто встречают трудности в составлении списка профессий, плохо осознают что они хотят от своей профессиональной карьеры и требуют длительной консультативной работы.
ИНСТРУКЦИИ:
«Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет Вам соотнести Ваши склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг Ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании Вашей профессиональной карьеры.
Если Вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест может помочь Вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.
Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ».
ИНСТРУКЦИЯ к субтесту «Деятельности»:
«Ниже приводятся виды деятельностей, отражающий широкий круг интересов человека. Обведите букву «Д» (Да) в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером Вам нравится, подходит или подойдет (Если инструкция зачитывается вслух, здесь следует отметить, что не обязательно реально заниматься или планировать заняться той или иной деятельностью. Главное, чтобы она нравилась, привлекала). Если тот или иной вид деятельности Вам не нравится, не подходит Вам и не привлекает Вас, то обведите букву «Н» (Нет).(3десь необходимо обратить внимание тестируемых на то, чтобы они отмечали буквы «Д» или «Н» для каждого пункта опросника и не пропускали ни одного из них.)
ИНСТРУКЦИЯ к субтесту «Способности»:
«Обведите букву «Д» для тех видов умений, которыми Вы обладаете и которые Вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите «Н» для тех видов умений, способностей, которыми Вы никогда не обладали, а соответствующую деятельность никогда не осуществляли или осуществляли плохо.»
ИНСТРУКЦИЯ к субтесту «Карьеры»:
«Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, правительстве, различных видах искусства и науки. Обведите «Д» для тех видов карьер, которые Вас интересуют или нравятся Вам. Обведите» Н» для тех видов карьер, которые Вам не нравятся или Вы находите их неинтересными».
После этого необходимо напомнить обследуемым, чтобы они не забыли заполнить все пункты паспортных данных, указанных на бланке ответов. Время заполнения опросника не ограничено, обычно оно проходит в течении 1 5s20 минут. После окончания работы каждый испытуемый должен проверить нет ли пропущенных пунктов теста и правильно ли обведены буквы «Д» и «Н».

Текст опросника

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ниже приводятся различные виды деятельностей, которые отражают широкий круг интересов и установок. Обведите букву «Д» в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером Вам подходит, нравится, или Вы считаете, что он Вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности Вам не нравится, не подходит, или Вы от него не в восторге, то обведите букву «Н».
Р Деятельности
1. Пройти курс обучения работам по дереву
2. Работать на легковом автомобиле
3. Ремонтировать хозяйственные постройки
4. Ремонтировать электроприборы
5. Настраивать музыкальную стереосистему
6. Мастерить по дому
7. Работать на дачном участке
8. Пройти курс обучения на автомеханика
9. Самостоятельно ремонтировать квартиру
10. Решать технические проблемы
11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейную машину, пишущую машинку и т.п.)
И Деятельности
1. Работать в научно-исследовательской лаборатории
2. Применять математику для решения практических проблем
3. Изучать научные теории
4. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций
5. Читать научные книги и журналы
6. Находить решения сложных проблем
7. Посещать научный музей
8. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам
9. Пройти курс математической статистики
10. Размышлять над научными проблемами
11. Освоить новую научную дисциплину
А Деятельности
1. Играть на музыкальном инструменте
2. Писать для журнала или газеты
3. Воплощать в драматическое произведение рассказ, или художественный замысел
4. Играть в ансамбле, группе или оркестре
5. Конструировать мебель или одежду
6. Писать портреты или заниматься фотографией
7. Пройти курсы по дизайну
8. Выпускать журнал или газет/
9. Заниматься рисунком или живописью
10. Читать или писать поэтические произведения
11. Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание)
С Деятельности
1. Работать в сфере социальной поддержки и защиты
2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений
3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними
4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми
5. Обучать других выполнять какую-либо работу
6. Читать книги по социологии
7. Помогать людям, страдающим физическими недостатками
8. Помогать советом в трудных ситуациях
9. Преподавать в учебных заведениях
10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям
11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов
П Деятельности
1. Быть руководителем проекта или какого- либо мероприятия
2. Пройти курсы или семинар для руководителей
3. Читать о руководителях в бизнесе или правительстве
4. Участвовать в политических кампаниях
5. Организовать собственное дело и руководить им
6. Принимать решения в важных и ответственных делах
7. Оказывать влияние на других людей
8. Присутствовать на аукционах, торгах
9. Руководить работой других
10. Следить за конъюнктурой рынка
11. Организовывать и проводить выборные кампании
К Деятельности
1. Содержать свой рабочий стол и служебное помещение в порядке
2. Работать с микрокалькулятором
3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов
4. Записывать свои расходы
5. Проводить проверку документации на предмет выявления ошибки или пропажи
6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе
7. Вести деловую переписку
8. Управлять оргтехникой, вычислительными машинами в учреждении
9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты
10. Обучаться на бухгалтерских курсах
11. Оформлять и печатать деловые бумаги

СПОСОБНОСТИ
Обведите «Д» для тех видов умений, которыми Вы обладаете и которые Вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите «Н» для тех видов умений и способностей, которыми Вы никогда не обладали, а соответствушую деятельность никогда не осуществляли или осуществляли плохо.
Р Способности
1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника
2. Я могу ремонтировать мебель
3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки) для работ по дереву
4. Я могу читать чертежи, эскизы, схемы
5. Я могу сделать простой электрический ремонт
6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине
7. Я могу сделать масштабный чертеж
8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов
9. Я могу производить простой слесарный ремонт
10. Я могу рассчитать количество материалов для проведения ремонта
11. Я могу использовать электроизмерительные приборы
И Способности
1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы
2. Я могу разобраться в физических свойствах многих веществ
3. Я могу расшифровать простые химические формулы
4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований
5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач
6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем
7. Я могу описать основные функции человеческого организма
8. Я могу применять логарифмические таблицы
9. Я могу написать реферат по проблеме
10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка
11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную теорию
А Способности
1. Я могу написать рассказ
2. Я могу создать рекламный плакат
3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру
4. Я могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать
5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета
6. Я могу написать рекламное объявление
7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов
8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений
9. Я могу играть в пьесе
10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома
11. Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд
С Способности
1. Я могу хорошо принять гостей
2. Мне легко помогать другим в принятии решений
3. Я участвовал в акциях благотворительности
4. Мне легко объяснять какие-либо вещи другим
5. Я могу возглавить групповую дискуссию
6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение
7. Мне легко разговаривать с любыми людьми
8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее
9. Мне легко тренировать других
10. Мне легко учить других
11. Я хорошо разбираюсь в людях
П Способности
1. Я могу организовать работу других
2. Я легко оцениваю собственные достоинства
3. Я легко могу заинтересовать других
4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже
5. Я хороший продавец
6. Я легко планирую стратегию для достижения цели
7. Я хороший публичный оратор
8. Я знаю как стать лидером, добивающимся успехов
9. Я могу отстаивать свою точку зрения
10. Я могу начать свое собственное дело
11. Я могу развить в себе желаемые качества
К Способности
1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы
2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону
3. Я могу вести учет доходов и расходов
4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса
5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро
6. Я могу составлять деловые письма
7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере
8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч
9. Я могу работать на копировальной машине
10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах
11. Я могу успешно пользоваться каталогами

КАРЬЕРЫ
Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки. Обведите «Д» для тех видов карьер, которые Вас интересуют или нравятся Вам. Обведите «Н» для тех видов карьер, которые Вам не нравятся или Вы находите их неинтересными.
Р Карьеры
1. Плотник
2. Фермер
3. Автомеханик
4. Специалист по электронной аппаратуре
5. Лесник
6. Шофер
7. Сварщик
8. Радиоинженер
9. Инженер-механик
10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов
11. Экономист-плановик производства
12. Инженер-конструктор по разработке инструментов
13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней
14. Оператор энергетической установки
И Карьеры
1. Инженер-конструктор
2. Техник медицинской лаборатории
3. Физик
4. Химик
5. Издатель научного или научно-популярного журнала
6. Ботаник
7. Хирург
8. Антрополог
9. Семейный врач
10. Метеоролог
11. Научный работник в области социальных наук
12. Биолог
13. Научный работник исследовательской лаборатории
14. Автор научно-популярных книг и статей
А Карьеры
1. Писатель
2. Фотограф
3. Музыкант-аранжировщик
4. Художник
5. Певец
6. Автор художественных произведений
7. Музыкант-исполнитель
8. Эксперт по живописи
9. Журналист
10. Художник по копиям (копиист)
11. Издатель газеты
12. Актер
13. Архитектор
14. Дизайнер
С Карьеры
1. Преподаватель высшей школы
2. Работник в социальной области
3. Логопед
4. Учитель школы
5. Психолог
6. Специалист по семейному консультированию
7. Преподаватель общественных и социальных наук
8. Сотрудник службы социальной поддержки
9. Инструктор молодежного лагеря
10. Консультант по выбору профессии
11. Социолог
12. Инспектор по делам несовершеннолетних
13. Сотрудник службы «телефон доверия»
14. Священнослужитель
П Карьеры
1. Управляющий фирмой
2. Управляющий гостиницей
3. Директор на радио и телевидении
4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков)
5. Управляющий распродажей
6. Заведующий отделом маркетинга'
7. Управляющий магазином
8. Адвокат
9. Директор рекламного агентства
10. Посредник в торговых операциях
11. Продавец, торговый работник
12. Судья
13. Брокер на бирже
14. Начальник спортивной команды
К Карьеры
1. Экономист
2. Счетовод
3. Секретарь-машинистка
4. Кассир а банке
5. Инспектор в банке
6. Налоговый инспектор
7. Ревизор
8. Контролер кредитов
9. Оператор ЭВМ
10. Судебный исполнитель
11. Архивариус
12. Бухгалтер
13. Нотариус
14. Библиотекарь

 

МЕТОДИКА
"КАРТА ИНТЕРЕСОВ"
(модифицированная методика А.Е.Голомштока)

ОПИСАНИЕ
«Карта интересов» представляет собой модифицированый вариант методики, опубликованный А.Е.Голомштоком в сборнике «Профориентационная робота в школе». Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.
Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.
Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Использование данной методики позволяет предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности.
Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе.
Методика "Карта интересов" – опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности.
Бланк ответов, представляет собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из следующих сфер интересов:




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
1.·Биология 2.·География 3.·Геология 4.·Медицина 5.·Легкая и пищевая промышленность 6.·Физика 7.·Химия 8.·Техника 9.·Электро- и радиотехника 10.·Металлообработка 11.·Деревообработка 12.·Строительство 13.·Транспорт 14.·Авиация, морское дело 15.·Военные специальности 16.·История 17.·Литература 18.·Журналистика 19.·Общественная деятельность 20.·Педагогика 21.·Право, юриспруденция 22.·Сфера обслуживания, торговля 23.·Математика 24.·Экономика 25.·Иностранные языки 26.·Изобразительное искусство 27.·Сценическое искусство 28.·Музыка 29.·Физкультура и спорт