Здавалка
Главная | Обратная связь

Появление позитивизма в исторической науки Англии



 

Во второй половине XIX в. было сильное влияние позитивизма, главным образом идей видного английского буржуазного философа Герберта Спенсера (1820—1903).

 

Попыткой приложения идей позитивизма к истории общества явилась книга У. Бэджгота «Физика и политика» (1872). Исходя из идеи о непрерывном и закономерном прогрессе человечества, он усматривал в его истории три этапа: первый, когда господствовали сила и обычай, второй — происходили столкновения между складывающимися нациями и третий (человечество якобы в него уже вступило)—вечного мира: войны, «наследие варварства», постепенно должны уйти в прошлое.

 

Крупнейшим историком-позитивистом был Генри Бокль (1821 —1862), автор сочинения «История цивилизации в Англии» (2 тт., 1857—1861). Бокль исходил из уверенности в существовании законов, управляющих обществом. К ним он относил прогресс и преобладающее влияние географического фактора, в частности климата, почвы и пищи. Чтобы проследить действие этих законов, Бокль задумал огромный труд в 15-ти томах — по существу историю человеческой цивилизации. Он долго и тщательно готовился к исполнению своего замысла: изучил ряд языков, собрал и обработал огромный материал. Ранняя смерть сорвала его планы; вышедшие при его жизни два тома являются лишь введением к неосуществленному труду. Широта замысла, эрудиция автора и богатство фактического материала способствовали огромному успеху сочинения, которое много раз издавалось в Англии и было переведено на многие языки мира.

 

Бокль очень высоко оценивал задачи истории. «Я убежден, — писал он, — что приближается время, когда история будет поставлена на должную основу, когда изучение ее будет признано как самое благородное и трудное занятие». Он также выражал надежду, что изучение истории в ближайшем будущем станет занятием хорошо подготовленных ученых и из нее будут изгнаны «собиратели анекдотов», «пустые болтуны», которые «засоряют движение нашей национальной литературы» .

 

Особое место среди историков-экономистов этого периода занимал Арнольд Тойнби (1852—1883), преподаватель политической экономии в Оксфорде. Его небольшая книга «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» (1883) представляла собой одно из лучших произведений буржуазной литературы по этому вопросу и до сих пор сохраняет известное значение. Книга явилась переработкой курса лекций, прочитанных им рабочим—слушателям вечерней школы. Тойнби был знаком с некоторыми трудами Маркса и находился под известным влиянием марксизма. В промышленной революции он видел не только экономические, но и социальные сдвиги, определенный скачок в развитии общества. Он констатировал значительное ухудшение положения трудящихся в результате промышленного переворота, резкое усиление их эксплуатации. Выступая в пользу законодательного ограничения наиболее варварских форм эксплуатации труда,Тойн би был за умеренные социальные реформы и верил в «гармониюклассов», т. е. оставался буржуазным реформатором.

 

В эти годы в Англии делаются первые попытки осветить историю рабочего движения, причем некоторые из авторов подобных трудов сами были его активными участниками. Их свидетельства, нередко подкрепленные документами, представляют большой интерес для исследователя в качестве источника.

 

Особый интерес для историков английского рабочего движения представляет книга Р. Гаммеджа «История чартистского движения» (1857). Автор книги — активный участник борьбы за хартию, стоявший на ее левом фланге, член Национальной чартистской ассоциации. Книга Гаммеджа не дает связной истории чартизма и не содержит обобщенного анализа; это скорее хроника событий и фактов. Однако рассказ очевидца и участника, находившегося в гуще событий, дает яркую картину их развития, характеристики людей и фактов. Она является ценным источником по истории движения.

 

Под влиянием сдвигов в рабочем движении в последние десятилетия XIX в. к его истории обратились наконец и буржуазные ученые. Первыми буржуазными исследователями этой тематики были супруги Сидней и Беатриса Вебб. Сидней Вебб (1859— 1947) начал свою деятельность на государственной службе и принимал участие в обследовательской работе, организованной Ч. Бусом. Покинув государственную службу, он с женой Беатрисой Вебб (1858—1943), дочерью крупного фабриканта Поттера, посвятил себя целиком изучению социальных проблем. В 1884 г. супруги Вебб приняли участие в создании Фабианского общества, которое В. И. Ленин характеризовал как «самое законченное выражение оппортунизма и либеральной рабочей политики.,.»5.

 

Супруги Вебб издали книгу «История тред-юнионизма» (1894), которая представляет собой первую попытку серьезного изучения вопроса. На базе огромного материала, почерпнутого в архивах отдельных тред-юнионов, официальных инстанций, судебных властей, парламента и его комиссий, и тщательного изучения практической деятельности профсоюзов, их структуры и т. п. Веббы дали весьма обстоятельный и хорошо документированный очерк истории английского тред-юнионизма начиная от первых попыток основания рабочих организаций в XVIII в. Авторы показывают упорную и самоотверженную борьбу английских рабочих против правительства и местных властей за право организации, изменения в структуре и формах деятельности тред-юнионов на протяжении века. Труд Веббов, опубликованный вторично в 1920 г. в дополненном виде, до сих пор не утерял своего значения как сводка фактического материала. Разумеется, он не может претендовать на подлинно научное исследование вопроса. На каждой его странице печать буржуазного мировоззрения и классовой ограниченности авторов, которые видят в тред-юнионах всего лишь форму защиты чисто профессиональных интересов английского пролетариата, игнорируя его революционные традиции. Боевые выступления рабочих они расценивали как реакцию на недальновидную репрессивную политику властей. Утверждая, что английский рабочий якобы чужд революционных идей, Веббы всемерно приукрашивают реформистских лидеров и их узкоцеховую политику. Они замалчивают роль К. Маркса и Ф. Энгельса в английском рабочем движении, влияние марксизма на рабочий класс. Героической борьбе чартистов Веббы уделяют всего две-три страницы, рассматривая чартизм как явление «случайное» в английском рабочем движении, отнюдь для него не типичное.

 

Реформистские взгляды Веббов особенно отчетливо изложены ими в работе «Промышленная демократия» (1897). В этой книге авторы пытаются определить общий характер английского тред-юнионизма и его место в современном буржуазном обществе. Веббы категорически отвергают историческую миссию рабочего класса в низвержении власти капитала. Напротив, согласно их теории, тред-юнионы представляют собой органическую часть капиталистической системы и необходимы для ее нормального функционирования. Признавая в отдельных случаях противоречия между интересами буржуазии и рабочего класса, Веббы считают их неантагонистическимш обе стороны якобы являются «соучастниками» единого общественного механизма.

 

Реформистская традиция в освещении истории рабочего движения, заложенная в книгах Веббов, оказала сильное влияние на английскую буржуазную и лейбористскую историографию и продолжается ныне в трудах буржуазных и лейбористских историков. Большую роль в пропаганде марксизма сыграли две организации — Социал-демократическая федерация, возникшая в 1884 г., и отколовшаяся от нее в 1885 г. Социалистическая лига.

 

Организатор Социал-демократической федерации Генри Гайндман (1842—1921) в книге «Исторические основания социализма в Англии» (1883) дал краткую историю экономического развития страны начиная с XV в., показал его влияние на положение трудящихся масс, подробно осветил основные цели, принципы и задачи социалистического движения. Гайндман считал себя марксистом и в предисловии к своей книге заявлял, что его взгляды испытали влияние «знаменитой немецкой школы политической экономии, возглавляемой Марксом и следующими за ним Энгельсом и Родбертусом»6. Однако его книга убедительно показала, что он ничего не понял в марксизме. Его взгляды представляли собой смесь буржуазно-демократических и социалистических идей, в которой тонули некоторые мысли, заимствованные им из марксизма.

 

Крупным ученым-марксистом был участник социалистического движения, историк и философ Эрнест Бельфорт Бакс (1854— 1926). Его перу принадлежат работы «Германское общество в конце средних веков» (1894), «Социальная история германской Реформации» (1894) и «Французская революция» (1890). Реформацию Бакс рассматривал в теснейшей связи с экономическим и социальным развитием Германии, в истории Французской революции он пытался проследить интересы различных классов и их борьбу. Хотя работы Бакса не основаны на самостоятельном изучении документов и источников, однако они представляют большой интерес как ранние попытки марксистского анализа и конкретизации основных положений исторического материализма.

 

 

Мощный подъем массового движения в 1918—1921 гг., создание Компартии Великобритании, всеобщая стачка 1926 г., значительный рост социальной борьбы в период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. наглядно свидетельствовали о внутренней нестабильности позиций английской буржуазии на первом этапе общего кризиса капитализма. В эти же годы произошла смена лейбористской партией сходивших на нет либералов.

 

Организационными центрами английской исторической науки,, как и прежде, являлись университеты: Кембриджский, Оксфордский, Эдинбургский, Манчестерский, Лондонский и др. Значительную часть британских историков объединяла Историческая ассоциация, поставившая своей целью содействие и совершенствование преподавания истории и развитие научных исследований в этой области. Функционировали также Шотландское историческое общество, Общество по изучению военной истории, Общество исследований в области экономической истории, Британская ассоциация архивов и пр.

 

Был создан ряд специальных научно-исследовательских учреждений в области истории: Институт по изучению стран Восточной Европы и славян (1915), Королевский институт международных отношений (1920), Институт исторических исследований при Лондонском университете (1921), Национальный институт экономических и социальных исследований (1938).

 

Публикацией по исторической тематике занимались многочисленные специальные периодические издания: «Английское историческое обозрение», «Кембриджский исторический журнал», «История», «Обозрение по экономической истории», «История сегодня» и др.

 

Наиболее значимыми направлениями в английской историографии тех лет оставались консервативное и либеральное. Вместе с тем последнее ослабевало" его главные идеи подвергались острой и обоснованной критике как справа, так и слева. Шаг вперед в изучении ряда важных проблем (история рабочего движения, предыстория революции XVII в.) сделала лейбористская историография. Заявило о себе первыми трудами по истории массового революционного и рабочего движения в Англии прогрессивное направление.

 

В сфере методологии традиционный британский эмпиризм, принципиальное недоверие и «нелюбовь» значительной части английских историков к теоретическим построениям продолжали оставаться определяющей чертой. Однако позитивистский в основном подход к историческому факту и к историческому процессу подвергался атакам. Усиливались релятивизм, сомнения в объективном характере исторического знания, отрицание идей исторической закономерности, прогресса.

 

Весьма характерным в этой связи явилось выступление влиятельного философа и историка оксфордского профессора неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда, Его творчество, подобно творчеству А. Дж. Тойнби, было наиболее очевидным свидетельством развертывавшегося кризиса методологических основ английской буржуазной историографии. Хотя основная работа Коллингвуда по философско-историческим сюжетам — «Идея истории» вышла в свет в 1946 г., всем своим творчеством ученый принадлежит предшествующему периоду. Выступая против современных ему философов-неопозитивистов, острие своей критики автор направил против исторического и диалектического материализма. Он отрывал историю от естественных наук: в ней, по мнению Коллингвуда, нет и не может быть никаких закономерностей, предмет ее изучения— история мысли, равнозначная историческому процессу в целом. Согласно Коллингвуду, не события прошлого должны занимать историка, а их побудительные мотивы; главными движущими пружинами исторического процесса являются волевые импульсы отдельных личностей. Когда историк задает себе вопрос «почему Брут убил Цезаря», он имеет в виду, что думал при этом Брут'. Подобный подход донельзя обеднял, отчасти ликвидировал саму историческую науку, сводя ее предмет почти исключительно к истории индивидуального сознания и политических идей.

 

По мнению Коллингвуда, историк может познать мысль представителей давно ушедших поколений только путем переосмысления ее «в своем собственном сознании». История — это перевоплощение прошлых мыслей и идей в мозгу современного историка, т. е. в высшей степени субъективный процесс. Историческое воображение, таким образом, «создает историю».

 

Заключение

 

В рассматриваемый период продолжала развиваться Лейбористская историография, окончательно оформившаяся в эти годы в самостоятельное направление исторической науки. Диапазон историков-лейбористов был еще ограничен: история английского рабочего движения выступала чуть ли не единственной темой их работ. Но в этой области был достигнут немалый сдвиг: академическая разработка проблематики рабочего движения стала признанной частью английской историографии нового и новейшего времени. В методологическом отношении лейбористская историография развивалась по стопам С. и Б. Веббов. Она многое позаимствовала у историографии либеральной, в частности идею плавного, постепенного прогресса, без взрывов и скачков, преувеличенный интерес к британскому парламентаризму и предпочтительный — к «институтам» (здесь к структуре и деятельности лейбористской партии и ее парламентской фракции, тред-юнионов и кооперативных организаций). Уделяя значительное внимание экономическим условиям жизни и борьбы рабочих, историки-лейбористы подчас претендовали на материалистическую интерпретацию истории (например, Дж. Коул).

 

Действительно, в работах лейбористских историков более, чем в буржуазной историографии, заметны элементы материалистического подхода к историческому процессу, однако их методологическим стержнем чаще всего остается идеализм позитивистского толка. Они придают неправомерно большое значение морально-этическим факторам и индивидуальной психологии, деятельности отдельных личностей (реформистских рабочих-теоретиков и вождей и пр.), недооценивают роль массового движения, принижают революционную инициативу трудящихся. Как правило, лейбористские историки отрицательно относятся к марксизму.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.