Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностические и ситуационные исследования почерка.



По­ня­тие си­туа­ци­он­ной экс­пер­ти­зы свя­за­но с име­нем Г. Л. Гра­нов­ско­го [3]. Он пи­шет, что объ­ек­том си­туа­ци­он­ной экспертизы оп­ре­де­ле­но со­бы­тие, а не­по­сред­ст­вен­ным объ­ек­том — от­ра­жаю­щая это со­бы­тие вещ­ная об­ста­нов­ка мес­та про­ис­ше­ст­вия. Пред­ме­том си­туа­ци­он­ной экс­пер­ти­зы яв­ля­ет­ся со­бы­тие в це­лом: его вре­мя, ме­сто, струк­ту­ра, ста­дии те­че­ния, пред­мет по­ся­га­тель­ст­ва и на­не­сен­ный ущерб, ус­та­нов­ле­ние лиц, уча­ст­вую­щих в со­бы­тии про­ис­ше­ст­вия, и свя­зей ме­ж­ду дей­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми и по­след­ст­вия­ми, ото­бра­зив­ши­ми­ся в от­дель­ных сле­дах и об­ста­нов­ке в це­лом.

К кри­ми­на­ли­сти­че­ской си­туа­ци­он­ной экс­пер­ти­зе не­об­хо­ди­мо от­не­сти все ис­сле­до­ва­ния, на­прав­лен­ные на:

а) ус­та­нов­ле­ние об­стоя­тельств про­из­ве­ден­ных дей­ст­вий (вре­ме­ни, мес­та, спо­со­ба), об­ста­нов­ки, в ко­то­рой про­из­во­ди­лись ка­кие-то дей­ст­вия;

б) ус­та­нов­ле­ние воз­мож­но­сти про­из­вод­ст­ва оп­ре­де­лен­ных дей­ст­вий;

в) ус­та­нов­ле­ние ус­ло­вий, в ко­то­рых про­из­во­ди­лись оп­ре­де­лен­ные дей­ст­вия, на­при­мер не ис­пол­ня­лась ли ру­ко­пись на вер­ти­каль­ной по­верх­но­сти и пр.

В по­чер­ко­вед­че­ской экс­пер­ти­зе к си­туа­ци­он­ным ис­сле­до­ва­ни­ям мож­но от­не­сти сле­дую­щие за­да­чи:

1. Ус­та­нов­ле­ние не­обыч­ной по­зы, в ко­то­рой ис­пол­ня­лась ру­ко­пись: стоя, ле­жа, на ко­ле­не, на вер­ти­каль­ной по­верх­но­сти и т. д.

2. Определение фак­та не­при­выч­ной ус­та­нов­ки на мак­си­маль­но бы­строе и на ста­ра­тель­ное пись­мо.

3. Ус­та­нов­ле­ние фак­та ис­пол­не­ния ру­ко­пи­си в дви­жу­щем­ся транс­пор­те, в тем­но­те и т. д.

4. Ус­та­нов­ле­ние фак­та из­ме­не­ния по­чер­ка путем пе­ре­ме­ны пи­шу­щей ру­ки, ско­ро­пис­ной мас­ки­ров­ки, под­ра­жа­ния по­чер­ку дру­го­го ли­ца.

По­лу­чен­ные в си­туа­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ни­ях све­де­ния помогают экс­пер­ту в оп­ре­де­лен­ной ме­ре ус­та­нав­ливать ис­пол­ни­те­ля, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях, на­при­мер при ус­та­нов­ле­нии фак­та умыш­лен­но­го из­ме­не­ния по­чер­ка, — оп­ре­де­лять воз­мож­ность про­ве­де­ния ди­аг­но­сти­че­ских и иден­ти­фи­ка­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний и объ­ек­тив­но обос­но­вать вы­во­ды по этим ис­сле­до­ва­ни­ям.

Ди­аг­но­сти­ка яв­ля­ет­ся осо­бой фор­мой по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Не­ко­то­рые ви­ды ди­аг­но­сти­ки на­прав­ле­ны на рас­по­зна­ва­ние сущ­но­сти и со­стоя­ния объ­ек­тов, яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го ми­ра и воз­мож­но­сти их прак­ти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния.

Объ­ек­том ди­аг­но­сти­че­ско­го кри­ми­на­ли­сти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ет­ся кон­крет­ный объ­ект (че­ло­век, пред­мет, ве­ще­ст­во, яв­ле­ние). В ка­ж­дом по­зна­ва­тель­ном про­цес­се экс­перт стал­ки­ва­ет­ся с еди­нич­ным, со­дер­жа­щим в се­бе об­щее и ин­ди­ви­ду­аль­ное, ус­той­чи­вое и не­ус­той­чи­вое, по­вто­ряю­щее­ся и не­по­вто­ряющееся. Встре­ча­ясь с кон­крет­ным ано­ним­ным ру­ко­пис­ным тек­стом, ус­та­нав­ли­вая оп­ре­де­лен­ное свой­ст­во лич­но­сти по по­чер­ку, ис­сле­до­ва­тель изучает об­щее (пол, воз­раст), су­ще­ст­вующее толь­ко че­рез еди­нич­ное (кон­крет­ный ру­ко­пис­ный до­ку­мент). Лю­бое об­щее свой­ст­во не мо­жет ох­ва­ты­вать еди­нич­ное, так как лю­бое еди­нич­ное со­дер­жит в се­бе не толь­ко об­щее, но и что-то ин­ди­ви­ду­аль­ное. Объ­ек­том су­деб­но­го по­чер­ко­ве­де­ния, как нау­ки, яв­ля­ет­ся по­черк (об­щее). Ка­ж­дый кон­крет­ный ру­ко­пис­ный текст яв­ля­ет­ся еди­нич­ным и слу­жит для ис­сле­до­ва­ния и выявления об­ще­го.

Ди­аг­но­сти­ро­ва­ние есть диа­лек­ти­че­ский про­цесс, ре­зуль­та­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся вы­вод (ди­аг­ноз) о сущ­но­сти объ­ек­тов рас­по­зна­ва­ния. Ди­аг­но­сти­ка яв­ля­ет­ся про­цес­сом от­ра­же­ния ма­те­ри­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет­ся объ­ек­та­ми сво­его ис­сле­до­ва­ния. Ди­аг­но­сти­ка — ча­ст­ный вид, осо­бая фор­ма по­зна­ва­тель­но­го про­цес­са, и ка­ж­дая раз­но­вид­ность ди­аг­но­сти­ки име­ет свою спе­ци­фи­ку, но обя­за­тель­но учи­ты­ва­ет об­щее в лю­бом ди­аг­но­сти­че­ском про­цес­се.

Ме­то­ди­ка кри­ми­на­ли­сти­че­ско­го ди­аг­но­сти­че­ско­го и си­туа­ци­он­но­го ис­сле­до­ва­ния объ­ек­тов пред­став­ля­ет со­бой еди­ный слож­ный про­цесс и име­ет об­щие для всех ви­дов кри­ми­на­ли­сти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния требования по по­сле­до­ва­тель­но­сти изу­че­ния ве­ще­ст­вен­ных до­ка­за­тельств. В ди­аг­но­сти­че­ском и си­туа­ци­он­ном ис­сле­до­ва­нии сле­ду­ет вы­де­лить три ста­дии:

1. Пред­ва­ри­тель­ное ис­сле­до­ва­ние.

2. Де­таль­ное ис­сле­до­ва­ние.

3. Оцен­ка ре­зуль­та­тов про­ве­ден­но­го ис­сле­до­ва­ния, фор­ми­ро­ва­ние и фор­му­ли­ро­ва­ние вы­во­да.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.