Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности методики исследования записей, выполненных с подражанием почерку другого лица.



Подражание почерку другого лица (имитация) встречает­ся в экспертной практике значительно реже, чем маскировка почерка. Если при маскировке почерка пишущий преследует только одну цель — изменить признаки своего почерка до неузнаваемости, то при имитации почерка пишущему одновременно приходится решать две за­дачи:

- подражать признакам имитируемого почерка и

- подав­лять признаки, присущие его собственному почерку.

Следо­вательно, для успешного подражания чужому почерку имита­тору необходимо, во-первых, как можно точнее воспроизвести особенности имитируемого почерка и, во-вторых, полностью подавить при письме признаки своего собственного почерка. Отсюда становится понятным, что успешно имитировать при­знаки почерка другого лица значительно труднее, чем изме­нять признаки своего почерка с целью его маскировки. Поми­мо этого, для более или менее успешной имитации пишущий должен хорошо представлять себе, каким именно признакам имитируемого почерка он должен подражать, т. е. что он должен имитировать. Но для этого имитатор должен доста­точно хорошо разбираться в деталях почерка, уметь отличить существенное от несущественного, случайное от типичного. Однако это удается далеко не каждому, так как, кроме соот­ветствующих способностей, требует также еще и определен­ных знаний основ графической экспертизы.

Успешное подражание почерку другого лица зависит от целого ряда условий. К таким условиям относятся следую­щие (П.Г. Кулагин, И.Г. Чураков, 1957, Э.Б. Мельникова, 1957, и др.):

- время наблюдения чужого почерка и степень упражнения в исполнении текстов с подражанием этому по­черку;

- степень и характер выработанности и степень равно­мерности почерков имитатора и лица, чей почерк имитирует­ся;

- наличие или отсутствие сходства между имитируемым по­черком и почерком имитатора;

- способ имитации почерка.

Как правило, при подражании почерку на память вследствие выполнения текста более или менее быстрыми движениями, и отсутствия у пишущего возможности сравнивать написанное с образцами имитируемого почерка, возможность успешного подражания значительно меньше, чем при имитации путем срисовывания с образцов имитируемого почерка. Объем под­делываемого текста. Текст, содержащий несколько слов, впол­не понятно, имитировать значительно легче, чем текст, до­вольно значительный по своему объему (несколько страниц). Вследствие этого подражание почерку при выполнении ко­ротких текстов может быть в ряде случаев весьма успешным. Некоторые лица обладают большими возможностями в под­ражании почерку другого лица. При некоторой тренировке они иногда могут успешно подражать почер­кам других лиц.

Различают две разновидности имитации почерка другого лица: имитация с применением технических средств; имита­ция без применения технических средств.

Методика исследования документов, выполненных с под­ражанием почерку другого лица, весьма существенно отли­чается от методики, принятой при исследовании документов, выполненных измененным почерком с целью его маскиров­ки. В подобных случаях необходимо вначале установить сам факт подражания и исключить выполнение рукописи тем лицом, от имени которого она значится. Только после этого можно переходить ко второму этапу исследования, т. е. к установлению автора имитации путем сопоставления образ­цов почерка лица, подозреваемого в этой имитации, с теми признаками почерка в исследуемом документе, которые раз­личаются с соответствующими признаками имитируемого по­черка. Следовательно, при проведении подобных экспертиз в распоряжение эксперта обязательно должны быть пред­ставлены как образцы почерка лица, чей почерк имитиро­вался в исследуемом документе, так и образцы почерка ли­ца, подозреваемого в имитации. При этом для обоих лиц желательно собрать как можно большее количество рукопи­сей, выполненных с различной степенью тщательности. Же­лательно также (в случае обнаружения) в распоряжение эксперта прислать и тот документ, с которого производилась имитация почерка в исследуемый документ.

Раздельное исследование в подобных случаях целесооб­разно начинать с изучения образцов почерка лица, от имени которого значится документ, т. е. лица, чей почерк имитиро­вался. Это позволит установить присущие ему особенности почерка и письменной речи (степень и характер выработанности, степень равномерности и вариабильности признаков и др.) с тем, чтобы в дальнейшем, при изучении спорного документа, у эксперта уже имелось полное представление об имитируемом почерке.

При исследовании документа, в котором предполагается имитация почерка, нельзя ограничиться изучением его толь­ко невооруженным глазом, в таких случаях необходимо прибегать к помощи оптических приборов — лупы, микро­скопа и т. д. Это необходимо для выявления «признаков ими­тации».

При этом необходимо помнить о том, что ретушь при имитации применяется лишь с целью придания буквам боль­шого сходства с одноименными буквами в имитируемом по­черке, а в некоторых случаях — для маскировки имитато­ром признаков своего почерка. Этим она отличается от при­вычной ретуши, свойственной обычному почерку некоторых лиц и применяемой обычно для придания письменным зна­кам лучшей читаемости. Следовательно, при имитации ис­правляется не то, что написано неразборчиво, а то, что имеет мало сходства с соответствующими признаками ими­тируемого почерка или же является характерным для по­черка самого имитатора. При учете сказанного эти два вида ретуши разграничить не представит особых трудностей.

Сравнительное исследование в подобных случаях прово­дится в два этапа. На первом этапе производится сравне­ние спорного документа с образцами почерка лица, от име­ни которого этот документ значится. При этом окончательно устанавливается сам факт наличия имитации, так как толь­ко путем сопоставления степени выработанности сравнива­емых почерков решается вопрос о том, являются ли выявлен­ные в спорном документе признаки замедленного письма следствием имитации почерка или же они присущи самому имитируемому почерку вследствие его недостаточной степе­ни выработанности. Решается вопрос о том, действитель­но ли спорный документ выполнен тем лицом, от имени ко­торого он исходит, или же он выполнен другим лицом. Осо­бенно важно при таком сопоставлении установить наличие или отсутствие совпадений в вариантах признаков. Как пока­зывает практика, вопрос о подлинности спорного документа в подобных случаях (при достаточном объеме исследуемого материала) обычно решается без особых затруднений, так как наличие признаков имитации в исследуемом документе, а также наличие в нем ряда признаков почерка имитатора, различающихся с одноименными признаками в образцах почерка лица, чей почерк имитировался, позволяет обычно ис­ключить подлинность исследуемого документа.

Если при сравнительном исследовании спорной рукописи с образцами почерка лица, от имени которого она значится, будет установлено, что она выполнена этим лицом, а имею­щиеся признаки замедленного письма объясняются либо необычными условиями письма, либо малой выработанностью его почерка, либо же умышленным искажением почерка с целью маскировки его признаков, то на этом исследование заканчивается. При делается вывод о выполнении спорной ру­кописи тем лицом, от имени которого она исходит. Отличить же маскировку почерка от имитации в большинстве случаев удается.

Так, при маскировке почерка обычно обнаруживаются различия в форме письменных знаков, размерах, в ряде об­щих признаков, но сохраняется совладение в большинстве особенностей почерка. При имитации же почерка наблюдает­ся обратное: сходство в формах букв, некоторых общих при­знаков почерка и различия в особенностях (частных признаков).

В тех случаях, когда будет установлено, что текст спор­ного документа выполнен с подражанием почерку другого лица, переходят ко второму этапу сравнительного исследо­вания – к сравнительному исследованию спорного текста и образная почерка лица, подозреваемого в имитации почерка в этом документе, т.е. к решению вопроса об исполнителе данною текста. Однако установить имитатора всегда значи­тельно труднее, чем установить наличие имитации, и удается далеко не всегда. При этом, чем дальше зашла имитация, тем труднее установить ее исполнителя и легче установить наличие самой имитации, так как чем внимательнее (тща­тельнее) имитатор подражает признакам почерка другого лица, тем неестественнее становится почерк, тем более бы­вают выражены в нем «признаки имитации» и тем меньше возможности нахождения в таком почерке признаков почер­ка самого имитатора.

При исследовании рукописей, выполненных с подража­нием почерку другого лица, весьма важно знать обстоятель­ства дела. Эксперту необходимо иметь возможно .больше све­дений как о лице, почерку которого подражали, так и о пред­полагаемом имитаторе, что позволит ему составить более или менее полное представление об этих лицах с точки зрения формирования и развития их письменной речи и почер­ка, об их склонности к имитации и т. д. Игнорирование экс­пертом знаний обстоятельств дела может в ряде случаев от­рицательно повлиять на качество исследования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.