Особенности методики исследования записей, выполненных с подражанием почерку другого лица.
Подражание почерку другого лица (имитация) встречается в экспертной практике значительно реже, чем маскировка почерка. Если при маскировке почерка пишущий преследует только одну цель — изменить признаки своего почерка до неузнаваемости, то при имитации почерка пишущему одновременно приходится решать две задачи: - подражать признакам имитируемого почерка и - подавлять признаки, присущие его собственному почерку. Следовательно, для успешного подражания чужому почерку имитатору необходимо, во-первых, как можно точнее воспроизвести особенности имитируемого почерка и, во-вторых, полностью подавить при письме признаки своего собственного почерка. Отсюда становится понятным, что успешно имитировать признаки почерка другого лица значительно труднее, чем изменять признаки своего почерка с целью его маскировки. Помимо этого, для более или менее успешной имитации пишущий должен хорошо представлять себе, каким именно признакам имитируемого почерка он должен подражать, т. е. что он должен имитировать. Но для этого имитатор должен достаточно хорошо разбираться в деталях почерка, уметь отличить существенное от несущественного, случайное от типичного. Однако это удается далеко не каждому, так как, кроме соответствующих способностей, требует также еще и определенных знаний основ графической экспертизы. Успешное подражание почерку другого лица зависит от целого ряда условий. К таким условиям относятся следующие (П.Г. Кулагин, И.Г. Чураков, 1957, Э.Б. Мельникова, 1957, и др.): - время наблюдения чужого почерка и степень упражнения в исполнении текстов с подражанием этому почерку; - степень и характер выработанности и степень равномерности почерков имитатора и лица, чей почерк имитируется; - наличие или отсутствие сходства между имитируемым почерком и почерком имитатора; - способ имитации почерка. Как правило, при подражании почерку на память вследствие выполнения текста более или менее быстрыми движениями, и отсутствия у пишущего возможности сравнивать написанное с образцами имитируемого почерка, возможность успешного подражания значительно меньше, чем при имитации путем срисовывания с образцов имитируемого почерка. Объем подделываемого текста. Текст, содержащий несколько слов, вполне понятно, имитировать значительно легче, чем текст, довольно значительный по своему объему (несколько страниц). Вследствие этого подражание почерку при выполнении коротких текстов может быть в ряде случаев весьма успешным. Некоторые лица обладают большими возможностями в подражании почерку другого лица. При некоторой тренировке они иногда могут успешно подражать почеркам других лиц. Различают две разновидности имитации почерка другого лица: имитация с применением технических средств; имитация без применения технических средств. Методика исследования документов, выполненных с подражанием почерку другого лица, весьма существенно отличается от методики, принятой при исследовании документов, выполненных измененным почерком с целью его маскировки. В подобных случаях необходимо вначале установить сам факт подражания и исключить выполнение рукописи тем лицом, от имени которого она значится. Только после этого можно переходить ко второму этапу исследования, т. е. к установлению автора имитации путем сопоставления образцов почерка лица, подозреваемого в этой имитации, с теми признаками почерка в исследуемом документе, которые различаются с соответствующими признаками имитируемого почерка. Следовательно, при проведении подобных экспертиз в распоряжение эксперта обязательно должны быть представлены как образцы почерка лица, чей почерк имитировался в исследуемом документе, так и образцы почерка лица, подозреваемого в имитации. При этом для обоих лиц желательно собрать как можно большее количество рукописей, выполненных с различной степенью тщательности. Желательно также (в случае обнаружения) в распоряжение эксперта прислать и тот документ, с которого производилась имитация почерка в исследуемый документ. Раздельное исследование в подобных случаях целесообразно начинать с изучения образцов почерка лица, от имени которого значится документ, т. е. лица, чей почерк имитировался. Это позволит установить присущие ему особенности почерка и письменной речи (степень и характер выработанности, степень равномерности и вариабильности признаков и др.) с тем, чтобы в дальнейшем, при изучении спорного документа, у эксперта уже имелось полное представление об имитируемом почерке. При исследовании документа, в котором предполагается имитация почерка, нельзя ограничиться изучением его только невооруженным глазом, в таких случаях необходимо прибегать к помощи оптических приборов — лупы, микроскопа и т. д. Это необходимо для выявления «признаков имитации». При этом необходимо помнить о том, что ретушь при имитации применяется лишь с целью придания буквам большого сходства с одноименными буквами в имитируемом почерке, а в некоторых случаях — для маскировки имитатором признаков своего почерка. Этим она отличается от привычной ретуши, свойственной обычному почерку некоторых лиц и применяемой обычно для придания письменным знакам лучшей читаемости. Следовательно, при имитации исправляется не то, что написано неразборчиво, а то, что имеет мало сходства с соответствующими признаками имитируемого почерка или же является характерным для почерка самого имитатора. При учете сказанного эти два вида ретуши разграничить не представит особых трудностей. Сравнительное исследование в подобных случаях проводится в два этапа. На первом этапе производится сравнение спорного документа с образцами почерка лица, от имени которого этот документ значится. При этом окончательно устанавливается сам факт наличия имитации, так как только путем сопоставления степени выработанности сравниваемых почерков решается вопрос о том, являются ли выявленные в спорном документе признаки замедленного письма следствием имитации почерка или же они присущи самому имитируемому почерку вследствие его недостаточной степени выработанности. Решается вопрос о том, действительно ли спорный документ выполнен тем лицом, от имени которого он исходит, или же он выполнен другим лицом. Особенно важно при таком сопоставлении установить наличие или отсутствие совпадений в вариантах признаков. Как показывает практика, вопрос о подлинности спорного документа в подобных случаях (при достаточном объеме исследуемого материала) обычно решается без особых затруднений, так как наличие признаков имитации в исследуемом документе, а также наличие в нем ряда признаков почерка имитатора, различающихся с одноименными признаками в образцах почерка лица, чей почерк имитировался, позволяет обычно исключить подлинность исследуемого документа. Если при сравнительном исследовании спорной рукописи с образцами почерка лица, от имени которого она значится, будет установлено, что она выполнена этим лицом, а имеющиеся признаки замедленного письма объясняются либо необычными условиями письма, либо малой выработанностью его почерка, либо же умышленным искажением почерка с целью маскировки его признаков, то на этом исследование заканчивается. При делается вывод о выполнении спорной рукописи тем лицом, от имени которого она исходит. Отличить же маскировку почерка от имитации в большинстве случаев удается. Так, при маскировке почерка обычно обнаруживаются различия в форме письменных знаков, размерах, в ряде общих признаков, но сохраняется совладение в большинстве особенностей почерка. При имитации же почерка наблюдается обратное: сходство в формах букв, некоторых общих признаков почерка и различия в особенностях (частных признаков). В тех случаях, когда будет установлено, что текст спорного документа выполнен с подражанием почерку другого лица, переходят ко второму этапу сравнительного исследования – к сравнительному исследованию спорного текста и образная почерка лица, подозреваемого в имитации почерка в этом документе, т.е. к решению вопроса об исполнителе данною текста. Однако установить имитатора всегда значительно труднее, чем установить наличие имитации, и удается далеко не всегда. При этом, чем дальше зашла имитация, тем труднее установить ее исполнителя и легче установить наличие самой имитации, так как чем внимательнее (тщательнее) имитатор подражает признакам почерка другого лица, тем неестественнее становится почерк, тем более бывают выражены в нем «признаки имитации» и тем меньше возможности нахождения в таком почерке признаков почерка самого имитатора. При исследовании рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица, весьма важно знать обстоятельства дела. Эксперту необходимо иметь возможно .больше сведений как о лице, почерку которого подражали, так и о предполагаемом имитаторе, что позволит ему составить более или менее полное представление об этих лицах с точки зрения формирования и развития их письменной речи и почерка, об их склонности к имитации и т. д. Игнорирование экспертом знаний обстоятельств дела может в ряде случаев отрицательно повлиять на качество исследования.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|