Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности методики исследования записей, выполненных буквами печатной формы.



Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту (под печатным шрифтом в данном случае понимается шрифт, произвольно выбранный исполнителем, который по конфигурации приближается к шрифтам, используемым в печатном деле) — один из распространенных способов умышленного изменения по­черка. Подобное письмо связано с намеренным изменением обще­го строения букв со скорописного на печатное. Подражание бук­вам печатного шрифта, как правило, носит произвольный харак­тер. Формирование так называемого «печатного» почерка проис­ходит на базе ранее выработанного скорописного почерка. При этом, чем выше уровень овладения техникой письма скорописью, тем легче происходит формирование печатного почерка.

Другим фактором, влияющим на формирование печатного по­черка, является способ подражания — непосредственно по образ­цам стандартных шрифтов или по памяти — зрительному воспри­ятию. В текстах, выполненных по образцам стандартных шриф­тов, содержится мало идентификационных признаков почерка пишущего, а в рукописях, выполненных по памяти, появляется много особенностей, позволяющих идентифицировать исполнителя исследуемого текста.

Письмо буквами, выполненными по типу печатных знаков, визуально резко отличается от скорописи, поэтому лица, желающие изменить свой почерк до неузнаваемости, часто прибегают к такому виду письма.

Сложность криминалистического исследования таких рукописей обусловлена:

- выполнением письменных знаков простыми, как правило прямолинейными и дугообразными движениями;

- уменьшением количества вариантов букв по сравнению со скорописными

- почти полным отсутствием слитных видов соединений знаков, а зачастую, и элементов

- специфическим подбором сравнительного материала.

На процесс формирования «печатного» почерка влияет:

- степень выработанности скорописного почерка

- специальное обучение, как правило, в средних специальных и высших учебных заведениях определенным типам шрифтов (архитектурным, чертежным, библиотечным и др.)

Экспертизу рукописей, выполненных буквами по типу печатных знаков, проводят по традиционной стадийной методике с учетом особенностей исследования, обусловленных данным видом изменения почерка.

После первоначального осмотра рукописи в процессе которого устанавливаются ее вид, содержание, объем, характеристики материала, на котором она выполнена, пишущего прибора и т.п., а также «беглого» изучения признаков необычности выполнения и выдвижении на основании этого версии об умышленном изменении конструкции букв со скорописных на печатные, с целью формирования вывода о пригодности объекта для идентификации исполнителя просматриваются некоторые, как правило, броские общие и частные идентификационные признаки почерка. При их оценке эксперт должен руководствоваться частотой встречаемости и идентификационной значимостью признаков «печатного» почерка.

К особенностям исследования образцов почерка предполагаемого исполнителя, в первую очередь, относится наличие двух групп образцов: обычных, выполненных скорописью, и измененных, выполненных буквами по типу печатных знаков.

При изучении на предварительной стадии образцов (свободных и экспериментальных, скорописных и «печатных») их необходимо сопоставить между собой с целью выяснения следующих вопросов:

- сколько вариантов «родного» обычного почерка имеется у предполагаемого исполнителя

- какие элементы или целые знаки «перешли» из скорописного обычного почерка в измененный «печатный»

- какие модификации произошли в общих признаках почерка

- имеются ли признаки умышленного (дополнительного) изменения в экспериментальных образцах почерка, выполненных буквами по типу печатных знаков?

В основном весь сравнительный материал оценивают традиционно по качеству и количеству на пригодность и достаточность для проведения идентификационной экспертизы рукописей, выполненных буквами по типу печатных знаков.

 

При исследовании текстов, выполненных с подражанием печат­ному шрифту, исходя из особенностей формирования печатного почерка, эксперт встречается, как правило, с двумя группами признаков почерка. Первую группу составляют признаки, харак­теризующие особенности букв печатной формы, сознательно вне­сенные пишущим; вторую—признаки обычного скорописного по­черка, сохранение которых обусловлено прежде всего динамиче­ским стереотипом, а также темпом исполнения рукописи. Ускоре­ние темпа письма приводит к значительному уменьшению зри­тельного контроля и, следовательно, к увеличению автоматизации движений. Эти признаки можно наблюдать как в письменных знаках, так и их элементах.
При выполнении текста буквами печатного шрифта действует сознательный, зрительный контроль за движениями, не допускаю­щий проявления элементов скорописи. Однако, если рукопись ве­лика по объему, то сознательный контроль за движениями осла­бевает, особенно в конце текста. Это происходит как в результате ускорения темпа, так и в результате утомления пишущего, сни­жения контроля за точностью выполнения букв печатной формы. Пишущий возвращается к привычным движениям, т. е. к скоро­писи: от прямолинейных движений возвращается к криволиней­ным (дуговым, округлым и т. д.), элементы букв и соединения букв между собой выполняются связными движениями. Таким образом, если в рукописи, выполненной печатными буквами, про­являются обе группы признаков, эксперт, как правило, может выявить устойчивость признаков почерка, а следовательно, ре­шить вопрос о ее исполнителе. Особое внимание при этом эксперт должен обратить на признаки скорописи.


В случае выполнения текста каким-либо специальным шриф­том (библиотечный, архитектурный, стандартный и др.) с соблю­дением требований стандарта лицами, владеющими письменно-двигательным навыком письма специальными шрифтами, иденти­фикация исполнителя не исключается, а лишь затрудняется. В этом случае к признакам идентификационного значения будут от­носиться те, которые обусловлены отклонением от норм стандарт­ного шрифта.
Рукописи, выполненные буквами печатной формы, характери­зуются той же совокупностью идентификационных признаков пись­ма, что и тексты, выполненные скорописью. Признаки письмен­ной речи, а также общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений, в больших по объему рукописях не изменяются, а сохраняются в том же виде, что и при обычном письме.


Выработанность почерка в тексте, выполненном печатным по­черком, определяется так же, как в скорописном почерке, через ее показатели: координацию движений и темп письма.
Претерпевают изменения такие общие признаки почерка, как строение, что обусловлено самим строением букв; размер букв увеличивается (высота букв в текстах, выполненных печатным почерком, определяется следующим образом: большая — более 8 мм, средняя — от 5 до 8 мм, малая — менее 5 мм), разгон изменяется пропорционально размеру в основном за счет утраты соединительных элементов, связность также изменяется, так как буквы выполняются раздельными дви­жениями, без соединительных элементов.


Частные признаки печатного почерка терминологически совпа­дают с частными признаками скорописного почерка. Наиболее существенными признаками для рукописей, выполненных печат­ным почерком, являются такие частные признаки, как направле­ние и последовательность движений, количество и размещение движений, а также форма и протяженность движений при выпол­нении букв и их элементов. Такой признак, как сложность движе­ний (строение букв) в рукописях, выполненных буквами печатной формы, несколько утрачивает свою идентификационную значи­мость, поскольку большинство лиц, прибегая к такому виду пись­ма, используют буквы различной конфигурации, что вызывает большое количество вариантов одноименных букв. Упрощения конструкции букв, вследствие утраты элементов букв или их час­тей при письме буквами печатной формы либо совсем не наблю­даются, либо ведут к появлению скорописных вариантов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.