Здавалка
Главная | Обратная связь

В защиту Карандышева



Матросова Ольга, ФИИ 2 к., культурология

Вы только что прослушали речь моей коллеги по обвинению Карандышева Юлия Капитоныча. Как уже было сказано, Юлий Капитонович совершил убийство, застрелив из пистолета Огудалову Ларису Дмитриевну. Однако я должна осветить это дело с другой стороны и представить вам факты, смягчающие вину моего подзащитного.

Вначале необходимо сказать о том, что Юлий Капитонович служил чиновником, и все знают, что это – честный человек, трудолюбивый и старательный. К сожалению, он получал очень скромное жалование и не имел достаточных средств к существованию. Общество было несправедливо к нему и, в конечном итоге, испортило жизнь этого человека, толкнув его на преступление. Он страстно полюбил прекрасную девушку – Ларису, долго за ней ухаживал и хотел взять ее в жены. Надо отметить, что это был благородный поступок – взять в жены девушку без приданого, скомпрометированную отношениями с Паратовым.

Но в ее семье были не рады видеть Карандышева, и сама девушка не проявляла к нему ни нежности, ни понимания. Ему постоянно показывали, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств и иначе не пустили бы и на порог. Подумайте, три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия и равнодушия со стороны Ларисы. Неудивительно. Что такое отношение сказывается на душевном состоянии Карандышева. Он чувствует себя смешным человеком, он оскорблен в лучших чувствах, обижен всем миром. Разве можно так жить, когда человеческое достоинство и гордость унижены? И в конце концов Карандышев сломался…

Он совершает убийство из ревности, из-за любви, после того как понимает, что окончательно потерял ее - он говорит: «Не доставайся же ты никому». Все это показывает, в каком перевозбужденном состоянии он пребывал в этот злосчастный вечер. Из всего вышесказанного следует, что он совершил это убийство, находясь в состоянии аффекта, не отвечая за свои действия. И нужно отметить искреннее и глубокое раскаяние моего подзащитного. Даже сама Лариса прощает Юлия Капитоновича и благодарит за избавление от опротивевшей ей жизни. А поводом послужили действия самой Ларисы: это она толкнула его на убийство своим несправедливым отношением к любящему человеку.

Но в конечном итоге виновато общество, не знающее жалости и сострадания к бедному человеку, ломающее человеческую психику и жизнь.

Речь в защиту крестьянина Егора Емельянова.
(ответ прокурору А.Ф. Кони)

Шустова София, ФИИ, 2 к.,культурология.

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вашему рассмотрению подлежит сегодня дело в высшей степени непростое и неоднозначное. Обстоятельства все Вам известны: убита женщина, Лукерья Фролова, посредством утопления в речке Ждановке. Убита собственным мужем, Егором Емельяновым – на что указывают все улики. Вероятно, скажете Вы, подобное преступление должно быть осуждено немедля, преступник должне понести заслуженное наказание. Но погодите делаты выводы: взглянув поглубже в суть дела, мы увидим Егора отнюдь не холодным и расчетливым убийцей, что я и собираюсь сейчас доказать, господа судьи и присяжные заседатели.

Нам известно то обстоятельство, что Егор Емельянов состоял в порочной связи с некоей Аграфеной Суриной, причем еще за 2 года до брака. Внезапно оставив ее, он женится на Лукерье – но, увы, недолговременный порыв быстро угасает, и Егор вновь сердцем возвращается к Аграфене. Итак, причиною убийства стала страстная любовь.

Взглянем на характер обвиняемого и на обстоятельства его жизни.

Лет 16-ти приезжает он в Петербург и становится банщиком при номерных, т.н. «семейных» банях. Известно, какого рода эта обязанность – и ею-то Егор и занимаеся с 16 лет.

И вот перед нами жизненная ситуация: бывший крестьянин, необразованный и неискушенный, оказывается в самой столице, да еще и на такой должности. Могла ли молодость и неопытность не поддаться искушениям столичного города? Мог ли совсем еще юный человек, не разбирающийся в жизни и не нашедший своего места в ней, не окунуться в разврат? Вся обстановка тому способствовала: Егор видит постоянное, систематическое, беззастенчивое проявление грубой чувственности. Могла ли такая должность развить в нем самообладание, создать преграды, внутренние и нравственные, порывам страсти? Нет, его постоянно окружают картины самого беззастенчивого проявления половой страсти, а влияние жизни без серьезного труда, среди далеко не нравственной обстановки для человека, не укрепившегося в другой, лучшей сфере, конечно же, сформировала особый тип личности, подчиняющейся чувственным порывам, а не голосу разума и совести. Есть ли в том вина самого Егора? Отнюдь – так сложились внешние обстоятельства его жизни, среда погубила в нем лучшие качества и выдвинула худшие на передний план. Подобно тому, как юное стройное деревце, будучи согнуто жестокой рукой, продолжает расти в неестественном и противном взгляду положении, - Егор здесь выступает лишь как жертва жизненных условий, без его на то воли и участия в том изменивших его личность.

Как описывают товарищи и знакомые Егора его характер? Это человек решительный, смелый и вспыльчивый, отнюдь не нежный в обращении с домашними, привыкший властвовать и повелевать теми, кто ему покоряется. Характер сосредоточенный, сильный и твердый, но развившийся в дурной обстановке, которая ему никаких сдерживающих нравственных начал дать не могла.

Посмотрим теперь на женщин, которых судьба так несчастливо привела на жизненный путь Егора.

Первая – Лукерья, законная жена. Это личность покорная, тихая, вялая и скучная – главное, скучная.

И Аграфена, любовница подсудимого. В ней мы видим полную противоположность первой: живая, бойкая, энергичная, веселого характера, бойкая на язык.

И природа, и обстановка указывают на то, что Егор должен скорее сойтись с Аграфеной: сильный всегда влечется к сильному, энергическая натура сторонится от всего вялого и слишком тихого.

И женится-то на Лукерье Егор, поддаваясь минутному порыву, привлеченный ее невинностью и робостью. Обладание молодой невинной женой виделось привлекательным Егору: оно имело прелесть новизны, оно так резко и так хорошо противоречило общему складу окружающей его жизни. Но мимолетное увлечение проходит, не оставив следа: робкая покорность наскучивает Егору, с его живым характером и страстной натурой – он вновь сердцем возвращается к столь желанной и близкой Аграфене.

А та разжигает страсть, с лукавым кокетством и, быть может, даже желанием досадить, помучить, непрестанно появляясь на глазах у Егора, маня и раздражая – но не соглашаясь вновь стать его любовницей. «Я вашего закона нарушать не хочу», - говорит она, ставя тем самым узы брака непреодолимым препятствием между ним и собою.

Может ли мужчина страстный и пылкий, по натуре покоритель и завоеватель, желающий обладать, не потерять голову при таких обстоятельствах? Нравственное и разумное начало, как мы выше доказывали, в нем в силу внешних причин отнюдь не сильно – остается лишь следовать голосу бушующих страстей и чувственных порывов.

Ослепленный страстью к Аграфене и почти уже ненавистью к опостылевшей жене, которая одним совим присутствием в его жизни мешает ему соединиться с единственно желанной женщиной, Егор находит решительный выход из положения, который бы разом решил все проблемы: убийство.

Но нет, он не обдумывает расчетливо все детали сего дела, он вовсе не холодный и безжалостный убийца: вся жизнь Егора и его характер говорят о том, что действует он по мгновенному наитию, подчиняясь воле вспыхнувших страстей.

Кульминация действа наступает тогда, когда Егор идет в полицейский участок: ему предстоит семь дней провести в заключении за то, что он избил некоего студента (поступок, заметим, совершенный, опять же, по вспыльчивости и горячности характера). Лукерья провожает мужа в участок, а Аграфену он сам вызывает: как не проститься перед разлукою на неделю с тою, с кем прежде виделся ежедневно?

И вот тут-то, на пути к участку, на берегу речки Ждановки, и разыгрывается трагический финал: Егор, видя перед собой одновременно и желанную женщину, и ненавидимую, не может более сдерживать себя: моментально вс злобу, накопившуюся в нем, он переносит на жену – и после непродолжительной борьбы утопляет ее в речке Ждановке.

Итак, вот перед нами предстал эпизод из жизни простого крестьянина Егора Емельянова, каких множество в нашем отечестве. И вина ли в том самого человека, что стал он недостойным? Нет, говорю я вам – здесь видится мне вина всего общества, которое пренебрегает низшими сословиями. Нет должного воспитания и образования – и люди растут и воспитываются сами, как Бог на душу положит, как предречет судьба.

И нет в том вины Егора, что, будучи молодым и неискушенным, не смог он противостоять дурному влиянию среды. Внушаемость есть коренное свойство молодого поколения – так, может быть, вместо того, чтобы осуждать поспешно, мы задумаемся над сущностью общества, в котором живем? Не оно ли виновато, рождая и выращивая таких сынов?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.