Здавалка
Главная | Обратная связь

Закономерности формирования и развития информационного рынка. Деловая информация как товар на информационном рынке.



Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих обмен в форме продажи товара и его покупки. Продавец – субъект рынка получает компенсацию в денежной форме в соответствии с потребительской стоимостью своего товара.

 

Информационный рынок возникает тогда, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. С развитием экономики в крупнейших странах Европы – Англии, Франции, Италии и Германии, с укреплением национальных и международных рынков – как торговых, финансовых, так и промышленных – формируется и информационный рынок.

 

Он развивается и функционирует под воздействием нескольких факторов:

· закон соответствия спроса и предложения. С усилением информационных потребностей определенных общественных групп возрастает и спрос на продукцию СМИ. Он вызывает соответствующее предложение – появляются новые газеты и журналы, предлагающие читателям разнообразную информацию. Это особенно характерно для кризисных – предреволюционных и революционных периодов истории общества. В подобные кризисные годы резко возрастает количество периодических изданий, усиливается их дифференциация, происходит быстрая политизация. Яркий пример того – ошеломляюще быстрый рост количества газет и журналов в последние годы существования Советского Союза, в период перестройки и после развала СССР – в России.

· закон стоимости. Он во многом определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию, о чем будет рассказано в одной из последующих глав.

· закон воспроизводительного потребления. Суть и особенности этого процесса и соответствующего ему понятия были раскрыты известными экономистами, прежде всего К. Марксом. Потребление, по их мнению, создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию. Без потребности в каком-либо продукте нет его производства. Но именно потребление продукта воспроизводит потребность в нем.

Развитие деловой прессы подчиняется общим тенденциям глобального информационного рынка. В общих чертах динамика рынка выглядит следующим образом.

· Конкуренция на информационном рынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации и монополизации средств массовой информации. Самые крупные и сильные поглощают небольших и слабых: присоединяют, ликвидируют, разоряют, очищают для себя рыночное пространство. В газетной индустрии информационно богатых стран наиболее ярко выражена концентрация медиабизнеса в руках нескольких лидеров: «В США к настоящему моменту 10 ведущих газетных цепей владеют пятой частью всех ежедневных газет. В Великобритании вся общенациональная пресса — 13 ежедневных и 13 воскресных газет — принадлежит семи корпорациям, и на долю первых четырех приходится 90 % продаж. В Германии рынок ежедневной прессы также контролируется небольшим числом газетных компаний: „первая десятка" издателей контролирует 54,8 % газетного рынка
Стадии концентрации:

·

o Издательско-производственные объединения (ИПО).

o Появление издательских домов.

o Появление концернов

· Рост аудитории газет. Совокупный тираж газет составляет 464 млн экземпляров. Продажи возросли на 6 % за 5 лет. Бельгийцы тратят на чтение газет 54, украинцы и канадцы — 50 минут.

· Уменьшение формата. В настоящее время уже десятки газет — как национальных, так и региональных — в различных странах мира уменьшили формат с целью остановить падение тиражей, с начала 1990-х наметившееся на рынке серьезных европейских газет, и привлечь новую аудиторию. Смена формата позволила изданиям выйти на качественно новый этап развития. Например, «The Independent» выходила в двух форматах, а затем сосредоточилась на малом формате.

· В системе современных масс-медиа, в том числе деловых, существенное место занимают онлайновые СМИ, располагающие большими ресурсами в деле привлечения внимания аудитории.

· Одна из ведущих современных тенденций развития зарубежной деловой прессы — ее выход на глобальный уровень. Это касается, прежде всего, американских бизнес-изданий, которые сегодня в США служат важнейшим инструментом истеблишмента и существенным компонентом транснациональной медиакратии.

Деловая информация как товар на информационном рынке.
Основным товаром на информационном рынке является деловая информация в различных ее видах и состояниях –

· полуфабриката или

· законченного произведения.

Продавец и покупатель на информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями. Редакция газеты, продающая ее номер читателю, узнав, что он владеет интересной информацией, попытается купить ее у него. Читатель же, став продавцом своей информации, будет искать на рынке более выгодных ее покупателей.

Деловая информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информационную потребностью его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.