Типологическая характеристика деловой прессы.
Типология в журналистике — это метод (а также результат) научного познания, научной систематизации, классификации газет (журналов, телерадиопрограмм) на основе общих для них признаков и свойств. Понимание типологии позволяет правильнее сформировать и журналистский коллектив, наметить цели и обеспечить правильное и разумное выполнение и, кроме того, выработать сумму приемов, методов и жанров, которые позволят удовлетворить аудиторию, на которую рассчитано данное издание. Вся совокупность действующих средств массовой информации подразделяется на типы. Основными типообразующими признаками СМИ в теории журналистики называют: · характер аудитории; · предметно-тематическую направленность; · целевое назначение; · время выхода; · периодичность издания. В зависимости от содержания объектов отражения в секторе деловых изданий выделяют два рода изданий: универсальные общественно- политические и специализированные. Универсальные адресованы одной и той же аудиторной группе — всем субъектам информационных отношений РФ, отражают все основные сферы деятельности, используют все основные жанры.
Специализированные включают в себя разветвленную систему деловой печати и издания для различных аудиторных групп. На Западе универсальную прессу в основном представляют газеты, а специализированную — журналы. Однако в российской системе журналистики сложилась иная ситуация, когда большая часть специализированной прессы функционирует не в журнальной, а газетной форме. В этом смысле специализированные газеты представляют некую типологическую прослойку, занимающую собственную нишу. Специализированные здания имеют узконаправленный характер, они всегда ориентированы на определенный сегмент общества — аудиторию, сформированную на основе: · общих профессиональных и деловых интересов; · общественно-политических, культурных и духовных предпочтений; · принадлежности к этнической группе, полу и т. д. Это могут быть самые различные виды периодических изданий: · ведомственные; · корпоративные; · профессиональные; · деловые; · партийные; · культурно-просветительные; · конфессиональные; · этнологические; · женские. Bee они образуют множество подвидов в зависимости от типоопределяющих факторов, тематических направлений, конкретных проявлений качественных признаков и свойств. Данная периодика почти всегда относится к подклассу аналитической печати.
Отечественные исследователи выделяют несколько типов деловых изданий в зависимости от: · аудитории; · предметно-тематической направленности: · региона распространения; · издательских характеристик (периодичность, тираж, распространенность, формат, объем издания). Внутри каждого типа предлагается классификация по: · периодичности; · территории; · методу распространения и доставки потребителю; · языку издания. Так, например, исследователь Л. Б. Голикова, классифицируя деловые журналы, выделяет такие типы. · Деловая пресса общей информации (новостная, аналитическая, справочная информация об экономике, бизнесе, финансах, менеджменте). · Корпоративные журналы (их выпуск осуществляется концернами, предприятиями корпорациями, объединениями с целью воздействия на внешнюю и внутреннюю аудиторию). Корпоративные журналы Business-to-Consumer (Ь2с), ориентированные как на потребителя, так и на работодателя (журналы для персонала, журналы для клиентов, корпоративные смешанного типа). · Отраслевые (для отрасли Ь2Ь). · Специализированные журналы (для профессионалов управленческой, производственной и сфер). · Профессиональные (cross-industry). · Журналы органов государственной власти. · Деловой журнал общего интереса (как подвид). По времени выхода деловые издания можно разделить на ежедневные и еженедельные газеты и ежемесячные журналы. В других типологиях деловую прессу разделяют по характеру содержания и тематическому наполнению на: · деловые издания коммерческих организаций; · общеэкономические журналы; · аналитические отраслевые издания; · торговые издания; · справочники. Деловая журналистика служит заключительным элементом всего построения типологической модели благодаря своим высоким профессионально-качественным признакам и может быть представлена соответствующими группами изданий. Условно деловые СМИ можно разделить на: · деловые издания общего профиля — те, которые, сохраняя безусловные признаки данной типологической модели, отличаются достаточной тематической универсальностью; · деловые издания политико-экономической направленности, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально- политические события; · деловые издания финансовой ориентации — те, в которых освещается динамика банковского капитала, действия финансовых учреждений, тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т. д.; · биржевые деловые издания — те, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировка акций и т. д.; · качественные издания — совершенно особый тин ежедневной газетной периодики, венчающей всю типологическую модель и образованный вследствие длительного эволюционирования лучших деловых изданий мира. Качественные издания характеризует высокий аналитический, журналистский и полиграфический уровень. Эти издания не просто пишут о бизнесе, они обслуживают его. Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов. Для оперативного сбора и обработки большого объема информации в таких изданиях существует развитый в структурно-функциональном отношении редакционный аппарат («Финансовые известия», «Ведомости», «Эксперт»).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|