Здавалка
Главная | Обратная связь

Региональный рынок современных российских деловых СМИ.



Информационная база по федеральным, отраслевым и региональным деловым изданиям сегодня включает более 700 газет и журналов. Однако на российском информационном рынке среди коммерческой, неофициальной печати деловая пресса в количественном отношении занимает достаточно скромное место. По прогнозам экспертов, деловой сектор СМИ приближается к насыщению как на федеральном, так и на местном уровне, рынок стабилизировался, появления множества игроков не ожидается.

 

В 2008 г. рынок деловых печатных СМИ в городах-миллионниках России вырос в среднем на 20 % по сравнению с тем же периодом 2007 г. Лидеры рынка деловой прессы:

· Екатеринбург (36 % рынка);

· Красноярск (50 %);

· Челябинск (36 %);

· Нижний Новгород (43 %).

Региональный рынок деловых СМИ развивается неравномерно.

 

ТОЛЬЯТТИ

В Тольятти объективные условия способствуют тому, чтобы этот корпус изданий развивался. Градообразующим предприятием является АО «АВТОВАЗ», где работают более 100 тыс. человек (четверть трудоспособного населения города). Наибольшим спросом в городе пользуется информация о товарных рынках автомобильной и химической промышленности, а также строительства. Учитывая влияние на сферу бизнеса большого количества экономических и политических факторов, востребованными оказываются СМИ, предоставляющие информацию подобного рода. Помимо этого выпускается большое количество корпоративных изданий.

 

ЧЕЛЯБИНСК, ПСКОВ

Челябинский журнал «Курс Дела» — издание, анализирующее самые яркие и знаковые тенденции развития бизнес-среды, рассказывающее о рынках, а также об их игроках. Любой информационный повод рассматривается с точки зрения его возможного влияния на рыночные тренды.

«Все зависит от задач издания. Наша — заработать деньги, поэтому мы выбираем формат, приносящий прибыль. Большая часть содержания — это материалы PR-характера: о компаниях и людях, которые хотят продвинуться на более высокий уровень и для этого покупают площади в нашем журнале», — характеризует свой подход к редакционной политике О. Долгов-Лукьянов, главный редактор ИД «Босс- Пресс» (журнал для первых лиц «Босс», Самара).

В Пскове ИД «Деловая пресса» приступил к изданию «Псковской деловой газеты», где можно найти оперативную информацию о тендерах, закупках и аукционах, которые проводятся на территории региона и всего Северо-Запада России. В перспективе партнерами издания готовы стать бизнесмены стран Балтии. Издание предназначено для деловых людей, которые ставят масштабные задачи но расширению своего бизнеса. В свободной продаже газеты нет, она распространяется курьерской доставкой.

В других регионах, например в Нижнем Новгороде, «класс деловых российских журналистов еще не сложился».

 

ТАТАРСТАН

Печатное пространство Татарстана — одно из самых заполненных в стране. На информационном поле региона присутствует существенное количество государственной прессы. Местные коммерческие газеты и журналы конкурируют с многочисленными «сетевыми» проектами. Функционируют общероссийские и местные деловые СМИ. Наиболее популярные из них «Казанский бизнес-журнал», «Деловой квартал» и журнал «National Business» (последний выходит в восьми городах, головная редакция находится в Екатеринбурге).

И все же «деловых» журналистов в республике немного, потому что они пока невыгодны, поскольку сильный контроль власти за СМИ не даст возможности показывать реальную картину государственного регулирования экономики.

В Татарстане есть серьезная экономическая газета «Время и деньги», возникшая в 1996 г. и фактически сменившая «Известия Татарстана». Так в республике появилось издание, позиционирующее себя как газета деловых кругов. Все это время она не только освещала зарождающуюся деловую жизнь республики, но и формировала вкус к деловой прессе.

Тем не менее эксперты считают, что газета «Время и деньги» не имеет выдержанной аналитической линии, ограничивается информационной нишей, так как она не может вынести прессинга рынка (недостаточное финансирование акционерного общества, ограниченная аудитория). Попытка выдержать деловой стиль при ограниченном круге заинтересованных читателей приводит к тенденции постоянно снижающегося тиража.

 

ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

В регионах набирают силу сетевые СМИ. Столицей региональной сетевой активности становится Урал. Так, за пределы Свердловской области вышли и укрепились журналы издательских домов «Абак- Пресс» («Я покупаю», «Деловой квартал», «9 Линий» и др.), «Банзай» («Вторая половина», «Банзай», «National Business» и др.), «Юнивер- пресс» («Современный дом и офис» и др.), в Челябинске развивается ИГ «Рагашоп» («Выбирай», «Интерьер без границ» и др.).

Помимо Урала, сетевые СМИ имеются и в других регионах, например журналы «The Chief», «Панорама TV» (Санкт-Петербург), «Дорогое удовольствие» (Новосибирск), «Shopping Люди и вещи» (Калининград), газеты «Мое» (Воронеж»), «Моя реклама» (Брянск), «Проспект» (Омск) и др.

Зарождается тенденция перехода газет на бесплатное распространение или изначальное открытие бесплатных СМИ. Примеры характерны для крупных городов. Отчасти — средних.

Выживают в основном проекты, запускаемые медиагруппами. Показателен пример Омска, где четыре издательские группы — «ДиМарк», «ТРИЭС», «Проспект», «Премьер» — активно развивают рынок рек-ламных и специализированных СМИ. Эту тенденцию В. Зиновьева объясняет тем, что многоплановое рекламное издание постепенно теряет актуальность. Рекламодатель ищет целевую аудиторию, а доступ к ней могут обеспечить специализированные медиа. Не случайно газет и журналов категории специального интереса (или тематических приложений рекламных СМИ) в регионах становится все больше. Основные сферы интереса издателей — автомобили, недвижимость, ремонт, строительство, трудоустройство.

Популярностью у издателей пользуется сектор деловых газет. К примеру, очень плотным является рынок Екатеринбурга, Новосибирска, зато в миллионном Челябинске при наличии десяти популярных де-ловых журналов деловые газеты не приживаются. Полярность этих изданий хорошо заметна на Дальнем Востоке. Владивосток характеризуется высокими тиражами местной деловой прессы, а в столице округа Хабаровске издания для бизнес-аудитории распространяются плохо. Объяснение можно найти в состоянии региональной деловой среды. Владивосток — город портовый, с жесткой бизнес-конкуренцией и серьезными потребителями деловой информации. Хабаровск — чиновничий центр, деловая активность здесь развита меньше, потребности в солидной регулярной газете пока нет.

В Екатеринбурге существует пять-шесть деловых журналов, которые прочно заняли свои позиции. Войти в эту нишу новым изданиям достаточно сложно. По мнению редактора «National Business'» А. Василевского, рынок еще не полностью занят, однако «проникнуть на него можно только при тщательной подготовке и больших финансовых возможностях».

 

Журналы оказываются самой непредсказуемой частью рынка. Ни в одном регионе никто не назовет их точного числа. Статистика не ведется, так как уследить за частым появлением и закрытием изданий нереально даже в рамках одного города. Основные и повсеместные недостатки региональных журналов: нерегулярный выход, завышенные тиражи, кадровые проблемы, отражающиеся на качестве контента. Нередко, делая ставку исключительно на рекламодателя, журналы превращаются в PR-инструменты и рекламные буклеты, публикуются с целью получения денег от рекламодателей, а их издатели не знают специфики своей аудитории.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.