Здавалка
Главная | Обратная связь

Жанры аналитической журналистики в деловой прессе.



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Предметом журналистского аналитического отчета, как и отчета информационного, выражаясь языком современной науки, является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей, а проще говоря – выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п.

Если публикации информационных жанров главным образом констатируют ход собрания, конференции и т.п., сообщают, кто выступил, что сказал (или даже показывают, как сказал и как это было воспринято аудиторией), т.е. то аналитический отчет отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей.

Цель аналитического отчета - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Включение в текст развернутых рассуждений автора делает отчет аналитическим.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция.

Корреспонденция содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции.

Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания – анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

Центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения. Названные обстоятельства четко разграничивают жанр аналитической корреспонденции и жанр статьи.

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? Что? Где? Когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.Подобные вопросы побудят собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации таким образом, что выявят причинно-следственные связи обсуждаемого события, будут вынесены определенные оценки, сформулирован прогноз развития события, приведены необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. Подобным образом содержание текста интервью «насыщается» элементами анализа действительности, что и делает его аналитической публикацией.

 

СТАТЬЯ

Статья - жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Функция - объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций.

Основные формы:

 

ОБЩЕИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития страны.

Цель общеисследовательской статьи заключается в изучении различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества.

 

ТАКТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

Обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, бизнеса, финансов и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр.

Цель - выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере, оценить эти ситуации, определить тенденции их развития, назвать проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности найти пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности какие-то конструктивные предложения.

 

ПОЛЕМИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

Цель полемической статьи, как правило, представляется двоякой.

• обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения.

• опровергнуть позицию своего оппонента.

Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить в отличие от авторов других видов статьи приводить факты, примеры, которые противоречат его тезисам, не может применить к своему выступлению позицию философа, исходящую из того, что «жизнь есть борьба противоречий». Его выступление должно быть непротиворечивым – это, пожалуй, принципиальное требование полемической статьи.

 

МОНИТОРИНГ

Мониторингом называется определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Предметом мониторинга выступают конкретные характеристики (выбор их зависит от цели мониторинга) различных явлений непосредственно в момент исследования.

В ходе мониторинга активно применяются разные методы, особенно статистические, контент-анализ (например, подсчитывается, сколько раз на протяжении определенного времени на страницах какой-то газеты появляется имя определенного политика) и т.д. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» какого-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию развития этого явления.

 

РЕЙТИНГ

Название данного жанра происходит от английского «rating», что переводится как «оценка», «классификация».

Цель рейтинга - осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения аналогии и сравнения. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности – экономике, финансам, политике и т.д.

 

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Если такие негативные явления – результат определенных действий каких-то людей или их некомпетентности, халатности и т.п., то эти люди, как правило, принимают все необходимые меры для того, чтобы скрыть корни, причины происходящего.

Цель журналистского расследования прежде всего и заключается в том, чтобы определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: почему? Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации).

 

ОБОЗРЕНИЕ

Определяющий признак жанра обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:

• возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;

• отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;

• обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;

• через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;

• способствовать практическому решению проблем общества.

Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные).

Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, автор приводит аудиторию к необходимой идее.

 

ОБЗОР СМИ

Появление этого жанра связано с расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю.

Рассуждения обозревателя о пользе и бесполезности публикаций, газет в целом выражены в комментариях к отрывкам, взятым из них.

 

ПРОГНОЗ

Прогноз всегда связан только с будущим тех или иных явлений. Кроме того, прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений.. Не совсем верно отождествлять прогноз и с версией. Версия – это возможный вариант развития события. С помощью версий обычно пытаются объяснить уже свершившиеся факты. Но иногда версия излагает вариант развития какого-то явления в будущем. В этом случае понятия «версия» и «прогноз» могут совпадать.

 

ВЕРСИЯ

Такого рода публикация базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

Цель создания и публикации версии заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами анализа какого-либо события, явления, представить на суд читателей, зрителей, слушателей авторское толкование (комментарий) происходящего. Версия показывает направление размышлений автора публикации, предоставляет аудитории информацию о возможных причинно-следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего хода.

 

КОММЕНТАРИЙ

популярный жанр в деловой прессе, предлагающий читателю оперативный отклик на событие. Он может быть исчерпывающим или высвечивающим одну грань события. Комментарий может сопровождать новость, либо интерпретировать факты, уже обнародованные ранее. Здесь важно субъективное начало, точка зрения конкретного человека, который выражает либо свое мнение, либо мнение организации о событии. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией, которая может соглашаться или не соглашаться с позицией автора.

В комментарии главное — прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз — лишь один из возможных вариантов развития событий.

В аналитических жанрах, так же как и в информационных, используют различные виды комментария:

· расширенный комментарий — пространное разъяснение факта;

· комментарий эксперта — компетентного человека;

· полярный комментарий — разъяснение факта разными специалистами;

· синхронный комментарий — разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности суждений);

· попутный комментарий;

· скрытый комментарий. Одной из форм скрытого комментария может быть, например, умолчание о факте или о его существенных деталях.

Комментарий на экономическую тему имеет свои особенности:

· актуальный и интересный аудитории повод для комментария. Чаще всего, решение правительства, компании, предприятий обслуживания о повышении цен или тарифов на услуги;

· автор комментария — известный журналист или специалист. Комментарию предшествует

КОЛОНКА

жанр отечественной журналистики, относительно новый, пришедший из-за рубежа. Колонка обычно занимает до 200 строк. Объемы отечественных текстов этого жанра находятся в тех же пределах. В крупных газетах есть постоянные колумнисты.

Автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа- маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Колонка как оперативный отклик на происшедшее (или — происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумнист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию — по отношению к ним он выступает в качестве оппонента. Поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки.

 

К художественно-публицистическим жанрам относят очерк, фельетон, памфлет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.