Стратегии исследования и методы возрастной психологии
В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии: 1) Стратегия наблюдения. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение–незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все осо-бенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использова-ние должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он мо-жет увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъек-тивное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизо-дических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка момен-ты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменит-ся). 2) Стратегия естественно-научного констатирующего экспери-мента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изу-чаемого явления при определенных контролируемых условиях, из-мерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза – в достаточно больших детских груп-пах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект раз-вития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет вы-явить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происхо-дящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в об-щении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необхо-димо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возмож-ности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным); Анкетирование – метод получения информации о человеке на ос-новании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым); Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники); Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тес-тов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо ис-пользовать другие методы. 3) Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель – ак-тивное вмешательство в построение процесса с заданными свойст-вами (основатель метода Л.С. Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабора-торный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппа-ратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обу-чения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением ре-зультатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: – постановка цели; – планирование хода эксперимента; – проведение эксперимента (сбор данных); – анализ полученных экспериментальных данных; – выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных; В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа: 1) Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы. 2) Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и раз-вивающие приемы); 3) Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результатив-ность проделанной формирующей работы. Сравнивая результаты, полу-ченные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяс-нить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
Тема № 2. Методологические и теоретические вопросы психического развития человека. 1. Категория «развитие» в психологии и философии. 2. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психоло-гии. 3. Отечественная теория психического развития
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|