Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегии исследования и методы возрастной психологии



В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:

1) Стратегия наблюдения. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

 

Наблюдениенезаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все осо-бенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использова-ние должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он мо-жет увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъек-тивное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизо-дических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка момен-ты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменит-ся).

2) Стратегия естественно-научного констатирующего экспери-мента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изу-чаемого явления при определенных контролируемых условиях, из-мерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

 

а) метод поперечного среза – в достаточно больших детских груп-пах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект раз-вития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет вы-явить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происхо-дящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в об-щении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необхо-димо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возмож-ности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);

Анкетирование – метод получения информации о человеке на ос-новании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тес-тов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо ис-пользовать другие методы.

3) Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель – ак-тивное вмешательство в построение процесса с заданными свойст-вами (основатель метода Л.С. Выготский)

 

Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабора-торный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппа-ратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обу-чения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением ре-зультатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

– постановка цели;

– планирование хода эксперимента;

– проведение эксперимента (сбор данных);

– анализ полученных экспериментальных данных;

– выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1) Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2) Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и раз-вивающие приемы);

3) Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результатив-ность проделанной формирующей работы. Сравнивая результаты, полу-ченные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяс-нить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

 

 

Тема № 2. Методологические и теоретические вопросы психического развития человека.

1. Категория «развитие» в психологии и философии.

2. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психоло-гии.

3. Отечественная теория психического развития

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.