ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребе-нок рассматривается как пассивный объект.
2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблю-дается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его ис-токи — в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребе-нок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась. Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социоло-гизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. 3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересе-каются, т.е. происходит конвергенция. Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследствен-ности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью). Но теория конвергенции не рассматривала: –внутренние причины психического развития; –активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)
3 Отечественная теория психического развития Современные представления о соотношении биологического и со-циального, принятые в отечественной психологии, в основном, ба-зируются на положениях Л.С. Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и соци-альных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,чемвысшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Выготский сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: 1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды; 2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменя-ются критическими периодами); 3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздейст-вия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефек-тов речи); 4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества – слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития: 1) Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, которые есть в пси-хике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать само-стоятельно. 2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок мо-жет выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития – уровень саморазвития (самообучаемость). ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготско-му, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусствен-ное забегание вперед безучетавозможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|