Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 4. Развитие психики ребенка в младенческом возрасте



(0 – 1 год)

 

1. Кризис новорожденности;

2. Психологическая характеристика периода новорожденности;

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца;

4. Основные линии психического развития ребенка.

5. Новообразования младенческого возраста.

 

1 Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ре-бенка. Психологи называют этот период – кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

– Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

– Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

 

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, преж-де всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориен-тировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2 Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение по-является на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызыва-ет прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разу-меется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос уха-живающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоцио-нальные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была на-звана “комплексом оживления

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особен-ность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной по-требности — потребности в общении. А становление у ребенка потребно-сти в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3 Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым.

Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощ-ным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологиче-ски еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетво-рить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, пере-мещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним обща-ются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека со-ставляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 меся-ца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого че-ловека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребно-сти в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необхо-димой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетво-ряется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают инте-реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом раз-витии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве по-лучили название госпитализма.

 

4Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредо-точение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжи-тельность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впе-чатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младен-цев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время появл. движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 –//– Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 –//– Сидит с поддержкой
5 – 6 –//– Хватает рукой предметы
7 –//– Сидит без поддержки
8 –//– Садится без посторонней помощи
9 –//– Стоит с поддержкой: ползает на животе
10 –//– Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумяруками
11 –//– Стоит без поддержки
12 –//– Ходит, держась одной рукой

 

1 месяц – хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца – сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца – удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

4 месяца – ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, дви-жение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев – противопоставляет большой палец другим, при схватыва-нии предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев – ребенок размахивает схваченными им предметами, сту-чит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев – манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи:

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во вто-ром полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые по-вторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ре-бенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произноситодно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5 Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом раз-витии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года»

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные ре-акции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребе-нок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между по-требностями в познании окружающего мира и теми возможностями, кото-рыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отли-чается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает “взрос-лые” слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.