Особенности личности младшего школьника.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоцио-нального благополучия, предмет гордости. А) Внутренние мотивы: 1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содер-жательными или структурными характеристиками самой учебной деятель-ности: стремление получать знания; стремление овладеть способами само-стоятельного приобретения знаний; 2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияю-щими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меня-ются социальные установки в обществе –> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, пре-стижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью яр-ко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра-вильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избе-гания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, ко-торые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Б) Внешние мотивы – учиться за хорошие отметки, за материаль-ное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда. САМОСОЗНАНИЕ. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная деза-даптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление са-мооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хоро-шими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы на-бором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьно-го обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определя-ет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников сис-тематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразова-нием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компе-тентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональ-ным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие поясне-ния). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не срав-нивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|