Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности личности подростков.



1. Центральное новообразование подростничества – «чувство взрослости»— отношение подростка к себе как к взрослому. Это выража-ется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к не-му не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрос-лую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к само-стоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмеша-тельства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровес-никами, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведе-ния в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравнове-шенность.

7. Заметное развитие волевых качеств.

8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий лично-стный смысл.

 

Направленность личности:

– гуманистическая направленность – отношение подростка к себе и обществу положительны;

– эгоистическая направленность – он сам является более значи-мым, чем общество;

– депрессивная –– // –– он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно по-ложительным;

– суицидальная направленность – ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

 

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настрое-ния, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АК-ЦЕНТУИРОВАННЫМ – крайний вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особен-ности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо счи-таться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических ре-комендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустрой-ства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для пси-хопрофилактики.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в опреде-ленной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Соци-альная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо быва-ет непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцен-туации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. За-нимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего со-противления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклоне-ния в поведении. При повзрослении особенности характера остаются дос-таточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адапта-ции.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожи-данно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, кото-рые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопро-тивления».

Существует две классификации типов акцентуаций – первая предло-жена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление этих классификаций, приводится ниже.

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко
Лабильный Лабильный циклоид
Сверхподвижный Эмотивный Лабильный
Демонстративный Истероидный
Сверхпунктуальный Психастенический
Ригидно-аффективный Неуправляемый Эпилептоидный
Интравертный Шизоидный
Боязливый Сенситивный
Неконцентрированный или неврасте-нический Астено-невротический
Экстравертный Конформный
Слабовольный Неустойчивый
– – Гипертимный Циклоидный

 

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оп-тимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят нача-того до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние небла-гополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к до-минированию, лидированию. В патологии – невроз навязчивых идей.

2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердят-ся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в од-но», зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбужде-ние), могут проявлять агрессию. В патологии – паронояльный психопат.

3. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди у кото-рых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окру-жающих поводу. От настроения зависит все – и работоспособность, и са-мочувствие и т.д. тонко организована эмоциональная сфера; способны глу-боко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опе-кали, заботились.

4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят чтобы все было на своих местах чтобы люди четко оформляли свои мысли – крайний педантизм. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию (долго помнят и выливают).

5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценива-ют, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственно-сти.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настрое-ние коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревож-ные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипертимные.

7. Демонстративность. В патологии психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоян-но в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушны-ми»). Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступка-ми. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактив-ности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Проти-воположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрач-ный взгляд на вещи, утомляем. Быстро утомляется в контактах и предпочи-тает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т.е. от темперамента).

1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

2) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляе-мость, раздражительность, склонность к депрессии;

3) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повы-шенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство непол-ноценности;

4) психастенический - высокая тревожность, мнительность, не-решительность, склонность к самоанализу, постоянным сомне-ниям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;

5) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установ-лении контактов (см. экстраверсия – интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпа-тия) недостаток интуиции в процессе общения;

6) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому на-строению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), кон-фликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

7) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко под-даваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечат-лений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

8) конформный- чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.