Особенности личности подростков.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
1. Центральное новообразование подростничества – «чувство взрослости»— отношение подростка к себе как к взрослому. Это выража-ется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к не-му не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрос-лую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к само-стоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмеша-тельства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровес-никами, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведе-ния в дружеских отношениях со сверстниками. 2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравнове-шенность. 7. Заметное развитие волевых качеств. 8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий лично-стный смысл.
Направленность личности: – гуманистическая направленность – отношение подростка к себе и обществу положительны; – эгоистическая направленность – он сам является более значи-мым, чем общество; – депрессивная –– // –– он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно по-ложительным; – суицидальная направленность – ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настрое-ния, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АК-ЦЕНТУИРОВАННЫМ – крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особен-ности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо счи-таться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических ре-комендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустрой-ства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для пси-хопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в опреде-ленной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Соци-альная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо быва-ет непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцен-туации характера: явная и скрытая. Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. За-нимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего со-противления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклоне-ния в поведении. При повзрослении особенности характера остаются дос-таточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адапта-ции. Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожи-данно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, кото-рые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопро-тивления». Существует две классификации типов акцентуаций – первая предло-жена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление этих классификаций, приводится ниже.
Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют 10 основных типов акцентуации: 1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оп-тимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят нача-того до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние небла-гополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к до-минированию, лидированию. В патологии – невроз навязчивых идей. 2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердят-ся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в од-но», зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбужде-ние), могут проявлять агрессию. В патологии – паронояльный психопат. 3. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди у кото-рых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окру-жающих поводу. От настроения зависит все – и работоспособность, и са-мочувствие и т.д. тонко организована эмоциональная сфера; способны глу-боко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опе-кали, заботились. 4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят чтобы все было на своих местах чтобы люди четко оформляли свои мысли – крайний педантизм. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию (долго помнят и выливают). 5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценива-ют, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственно-сти. 6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настрое-ние коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревож-ные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипертимные. 7. Демонстративность. В патологии психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоян-но в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушны-ми»). Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступка-ми. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне. 8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактив-ности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия. 9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Проти-воположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрач-ный взгляд на вещи, утомляем. Быстро утомляется в контактах и предпочи-тает одиночество. 10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т.е. от темперамента). 1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; 2) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляе-мость, раздражительность, склонность к депрессии; 3) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повы-шенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство непол-ноценности; 4) психастенический - высокая тревожность, мнительность, не-решительность, склонность к самоанализу, постоянным сомне-ниям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий; 5) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установ-лении контактов (см. экстраверсия – интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпа-тия) недостаток интуиции в процессе общения; 6) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому на-строению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), кон-фликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность; 7) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко под-даваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечат-лений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; 8) конформный- чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|