Здавалка
Главная | Обратная связь

Глазные сигналы доступа.



Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека — точнее, с его основным спо­собом обработки внутреннего опыта. Поскольку на­блюдение за движением глаз позволяет узнать мно­гое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть «глазными сиг­налами доступа».

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усо­вершенствовано его учениками и коллегами. Ра­боты Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого «нейро-лингвистического программирования (НЛП), использо­ванного не так давно в предвыборных кампа­ниях Р. Рейгана и Б. Ельцина.

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он «уходит в себя»; он либо смотрит «сквозь вас» (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нуж­ный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... По­нятно, что «уход в себя» — это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообра­зить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас. Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий при­бегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?» — и вместе со словес­ным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собес­едник — правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника — см. схему 1). В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ (Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Пред­ставьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.) — ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа «вспомни, как зву­чит...» (Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.) — уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: «Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести на­оборот?», «Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?». Слуховой конст­рукции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответст­вует обращению к слуховому опыту. Теперь — опыт ощущений движения, прикосно­вения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внут­реннего опыта называется кинестетической и со­впадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа «Что ты чувствуешь, когда бежишь?», «Вспомни, как жжется горчичник»). Взгляд вправо вниз соответ­ствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет — мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с фун­кцией контроля речи, когда человек тщательно от­бирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у перево­дчика во время устного перевода, у докладчика, де­лающего ответственное сообщение, у человека, даю­щего интервью.

СХЕМА 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

Зрительная конструкция Зрительное воспоминание

Слуховая конструкция Слуховое воспоминание

Кинестетическое Внутренний диалог, конт­роль речи воспоминание

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.