Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-психологические аспекты педагогического общения



2.1. Основные стороны педагогического общения

В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения.

-взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения);

-обмен информацией (коммуникативный аспект);

-осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

Каждый из названных компонентов в условиях педагогического процесса и педагогического общения приобретает свои особенности.

Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. На ранних этапах процесса педагог обладает рядом изначальных преимуществ, т.к. он является носителем сформировавшейся личности, а также обладает сложившимися представлениями о целях и механизмах формирования личности воспитанников. Особенности личности педагога, его индивидуально-психологические и профессиональные качества выступают важным условием, определяющим характер диалога. К необходимым профессиональным качествам педагога относится его умение отмечать и адекватно оценивать индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, настроения.

Коммуникативный компонент педагогического общения также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей участников диалога. На ранних этапах педагогического взаимодействия ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией, т.к. не имеет достаточных для этого знаний. Педагог выступает носителем человеческого опыта. Это, однако, не означает, что педагогическая коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В современных условиях оказывается недостаточным простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения.

 

 

Вопрос

(Педагог слишком строгий – когнитивная установка; я не люблю, когда меня заставляет что-либо делать – аффективная сост.; я редко буду посещать занятия – поведенческая составляющая.)

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Благодаря одежде человеку могут быть приписаны черты, которых он не имеет. Важным факторами, влияющими на первое впечатление являются цвет одежды, украшения, осанка.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные стереотипы. Наши истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у нас на протяжении всей жизни. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях, среди которых можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе. Наиболее популярные проявления этих представлений – эффект ореола, эффект «первичности и новизны», эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия.

Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». Таким образом, эффект проекции побуждает нас находить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состояния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая проекция получила название атрибутивной.

Другим видом проекции является защитная.Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. (Трус радуется сомнениям и неудачам смелых, излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих).

Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора. Этот феномен получил название эффект бумеранга.

Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. После первой встречи с незнакомыми людьми больший вес, значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот больше доверяем последним сведениям.

Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей.

Стереотипизациятакже рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия.

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. Physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты «научно» по внешним признакам устанавливают психологические особенности этого типа.

Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями.

В педагогической практике наблюдаются ли стереотипы по отношению к ученикам? («Хорошего» ученика вызывают чаще и активнее поддерживают, а от «плохого» ничего хорошего и дельного педагог не ждет и затрачивает на него меньше времени).

Плохое и хорошее настроение может усиливать стереотипы относительно других. При плохом самочувствии мы воспринимаем людей и события в более негативном свете.

Психологические механизмы, объясняющие как происходит процесс оценки другого человека (на основе воспринятых внешних особенностей):

· познания и понимания людьми других – идентификация, эмпатия, аттракция (привлекать);

· познания самого себя – рефлексия;

· механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению – каузальная атрибуция.

Идентификация – (лат. –identificare - отождествлять). Неосознаваемый эмоционально-когнитивный процесс уподобления одного субъекта другому (группе, образцу).

Аттракция – (анг. Attraction-притяжение, тяготение) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновению к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство.

Рефлексия –это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально- личностные особенности и эмоциональные реакции.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а иначе, т.е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации.

Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция – (от лат. Causa- причина и attribuo- придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения.

Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например, получил «неуд» на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается (личностная атрибуция). Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника (обстоятельственная атрибуция), например, опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Стимульная атрибуция, т.е. причина заложена в предмете (сумка упала, потому что плохо стояла или отчислили из института – сам виноват).

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней или внешнейатрибуцией. Успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству – внутренняя, а может приписать факту, что билет достался легкий или, что удалось воспользоваться шпаргалкой – внешняя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.