Здавалка
Главная | Обратная связь

Активизация мыслительной деятельности учащихся



Какие факторы побуждали учащиеся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?

- создание на уроке проблемных ситуаций разного характера;

- организация и выполнение творческих заданий с ключевыми знаниями урока;

- предложение заданий, требующих известных способов в нестандартных ситуациях;

- эмоциональный отклик учащихся на ситуацию в форме удивления, недоумения, вопросов к учителю и др.

- постановка перед классом или учениками вопросов, требующих рассуждения, доказательства, опровержения, самостоятельности и критичности мышления;

- организация дискуссии, беседы, диалога при равенстве позиций учителя и учащихся;

- целесообразная организация коллективной, групповой и индивидуальной познавательной деятельности учащихся;

- создание учебных ситуаций, требующих умения анализировать, сравнивать и обобщать существенные признаки и свойства явлений;

- готовность учителя к корректной реакции на недостатки в мыслительных операциях детей (выявление лишь внешних или несущественных для решения задачи элементов и свойств изучаемых объектов);

- включение в познание игровых элементов;

- отбор и концентрация учебной деятельности;

- целесообразные задания для самостоятельной работы учащихся;

- взаимодействие учителя и учащихся при выполнении заданий;

- проигрывание ситуаций, дидактический театр.

 

Вопрос

1.2 Типология педагогических конфликтов

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

· конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;

· конфликты поведения (поступков),возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;

· конфликты отношений,возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

Конфликты деятельностимежду педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам:утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступковв основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как вучебных, так и вовнеучебных ситуациях.Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие. Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить , следующие:

· Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить,следующие : ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций,так как любое учебное заведение - это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;

· участники конфликта имеют разный социальный статус(педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;

· разница в жизненном опыте участниковпорождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;

· присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегосяделает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу;

· профессиональная позиция педагогав конфликте с учащимся обязывает его взять на себяинициативу в его разрешениии на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;

· всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;

· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Выполнение последнего правила во многом зависит от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетентности, касающейся психологической подготовки педагога:

· ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход работы, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи. Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего сложившейся обстановке тона обращения;

· свидетелями ситуации являются другие учащиеся, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию, до конфликтной;

· педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

· не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания(не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”);

· не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

· стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

· по возможности не обращаться к административныммерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

· дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся;

· не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

· Говоря о педагогических стратегиях приспособления и ук­лонения, нельзя не отметить, что частота их использования может обернуться проявлением у некоторых ребят безответст­венности за свои поступки, укоренением психологии вседозво­ленности.

· Бывает необходимой и стратегия отступления.Как и любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намере­ний. Например, бывает затруднительно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценно­сти. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая са­мокритичность обезоруживают ребят, снимают отчуждение. Шаг назад, который делает учитель, предупреждает эскалацию напряжения.

· Компромиссстроится на двусторонних уступках, рациона­лизации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога дети учатся культуре согласования своих интересов с потребно­стями и желаниями других.

· Значительным регулирующим и воспитывающим потенциа­лом обладает сотрудничество,построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответствен­ности. Демократичность отношений, открытый обмен мнения­ми, мыслями позволяют рассматривать различные точки зре­ния, инициировать плюрализм взглядов и формировать умение видеть многообразие выходов из проблемной ситуации.

· Равнопартнерское сотрудничество, к которому учитель по­буждает учащихся ("Не знаю, что делать. Подумаем вместе", "А как бы Вы поступили на моем месте?"), оказывается в вос­питательном отношении более результативным, чем единолич­ное принятие правильного решения. Это бывает важно при серьезных разногласиях. Американский психолог Джинн Грэ­хем Скотт считает, что открытое обсуждение конфликта — лучший способ предотвратить его эскалацию1.

· Педагогическое общение не исключает стратегии доминиро­вания,основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесооб­разны в чрезвычайных обстоятельствах, например в ситуациях угрозы психическому или физическому здоровью детей, когда воспитатель в силу жизненного опыта и компетентности не­медленно принимает решение, безоговорочно подчиняя своей воле.

· Доминирование привлекает многих учителей незамедли­тельностью педагогического эффекта. Например, если ученик болтает на уроке, то публично сделанное замечание или вну­шение заставляет его замолчать.

· Представляет определенный интерес оценка последствий наказаний самими учащимися. Из 124 опрошенных старше­классников разных школ Республики Беларусь 26 % отмечают их положительное влияние, 35 — отрицательное и 39 % — ней­тральное.

· О чем могут свидетельствовать эти данные? Прежде всего о традиционно широком использовании на­казаний, адаптации к ним школьников, восприятии их как не­избежного спутника общения с учителем. Они красноречиво говорят о невысокой воспитательной эффективности этой ме­ры воздействия. Надеяться на ее спасительность весьма опро­метчиво. Более того, она требует от учителя серьезной осмот­рительности, чтобы не навредить ученику и не разрушить от­ношения сотрудничества Уязвимость доминирования заключается прежде всего в том, что оно блокирует эмоционально-рассудочную деятельностьсамого ребенка, препятствуя включению механизма саморегуля­ции.Злоупотребление этой стратегией оборачивается репрес­сивностью учителя, когда за любым нарушением школьного регламента неумолимо следуют педагогические санкции. По мнению психологов, тяготение к принятию властных решений выдает равнодушие к межличностным отношениям1.

· В сложных случаяхзатяжных конфликтов учителю прихо­дится творчески сочетать различные технологии,комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество и т.д. Например, приспособление и уклонение позволяют выиг­рать время, необходимое для принятия взвешенных решений.

Особое внимание в современной методике и педагогической риторике уделяется инновационным образовательным технологиям. Анализ новых подходов к процессу обучения, кропотливое изучение тех путей к ученику, которые были по-своему найдены разными учителями-новаторами, а именно: приобщение каждого ученика к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной самостоятельности ребенка, укрепление чувства собственного достоинства, ускорение духовного развития, самопознания учеников – все это подтверждает умение находить и удерживать прочный психологический контакт. Безусловно, педагогические находки в этом направлении требуют изучения. Рассмотрим специфические контактоустанавливающие приемы, позволяющие "завоевать" ученика. В процессе педагогического общения можно выделить два периода: 1) адаптивный, в ходе которого, с одной стороны, осуществляется регулирование характеристик преподавателя до тех пор, пока они не будут оптимальными для гармоничного взаимодействия с аудиторией, с другой стороны – снимаются психологические и эмоциональные барьеры, возбуждается интерес учащихся к общению; 2) корректирующий, в процессе которого осуществляется приспособление преподавателя к аудитории, закрепление и поддержание контакта. Одна из главных задач в педагогическом общении с использованием инновационных технологий – бесконфликтность. Если возникают предпосылки для конфронтации, рекомендуется не затягивать противостояние. Для этого можно использовать прием "переключения рамки". Под рамкой понимается тип поведения, тональность общения. Рамки речевого общения определяются характером ролевых и иерархических отношений между его участниками. Поскольку в педагогическом общении присутствует иерархия участников, то не все рамки допустимы нормой. Одной из особенностей рамок является то, что они относятся к сфере косвенного информирования и не могут быть в процессе общения названы словом "прямо". Выход из создавшейся ситуации может быть в том, чтобы освободить учеников от принятой рамки. В частности, необходимо переключить внимание, проявить доброжелательность. Демонстрация свойств, не соответствующих роли, которая навязывалась преподавателю в данной рамке (раздражение, агрессивность, авторитарное поведение), приводит к смене рамки. Как свидетельствует практика, учителя-новаторы пользуются в основном приемом косвенного информирования (ирония, намек). Кос- венная речевая тактика учителя очень важна для установления доброжелательных отношений с учениками и говорит о проявлении педагогического такта. Для внимательного преподавателя аудитория всегда делится на группы. Быстрая оценка структуры аудитории помогает не потерять контакт с "группой повышенного внимания" (теми обучаемыми, которые находятся на "этапе вовлечения"). Несмотря на групповую работу, преподаватель, по мнению В. Ф. Шаталова, должен придерживаться принципа: все, что говорится, адресуется "всем вместе и каждому в отдельности" [1, с. 409]. Е. Н. Ильин утверждает, что с классом надо работать, как с книгой: искать "яркого ученика, как в тексте яркую деталь. С ним и от него, подключая себя и остальных, выстраивать урок". Но чтобы найти одного, притом "яркого" и всякий раз "разного", надо видеть и знать каждого (!), а не двух-трех в безликой массе [1, с. 267]. С. Н. Лысенкова признает на уроке лишь одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой. Это не означает тишину и порядок, которые достигаются путем устрашения ребенка плохой оценкой или наказанием, парализуют подлинную активность школьников, учат их приспосабливаться, ловчить, искривляют их личность. Установить прочный психологический контакт, включить каждого ученика в работу помогает комментированное управление. Этот прием заключается в том, что не только учитель, но и школьники поочередно руководят деятельностью класса и ведут за собой остальных. Основой для установления контакта, создания творческой атмосферы в данном случае является эмпатия (вживание в образ учителя, способность представить себя на месте другого человека). Комментированное управление позволяет повысить авторитет каждого ученика, формирует умение внимательно слушать каждый ответ, воспитывает чувство товарищества, усиливает обратную связь "учитель – ученик". Интересны контактоустанавливающие приемы в такой инновационной технологии, как педмастерская. Снять "психологический зажим", связанный с боязнью ошибок и препятствующий полноценной коммуникации, раскрепостить инициативу учащихся помогает категорический отказ мастера от критических замечаний и вообще от каких-либо оценочных суждений. Установить психологический контакт помогает и "дружеский" стиль общения (мастер стремится называть учеников по именам, а не по фамилиям, вести разговор на равных). Педмастерская предполагает упразднение традиционной иерархии статусов участников общения (учитель – ученик). Каждый получает право на речь. Быстрота смены ролей в беседе-обсуждении такова, что позволяет реально включить учеников в обсуждение и зависит от особенностей речи говорящего, его умения грамотно и доступно изложить свою точку зрения, что также ведет к снятию психологического барьера. Для поддержания установленного контакта постоянно используются сигналы обратной связи (кивки головы, поддакивания). Закрепить контакт помогают и некоторые элементы техники речи. Например, умеренный темп речи позволяет ученикам следить за движением мыслей как мастера, так и своих товарищей, а также самостоятельно домысливать проблему и обдумывать формулировки. Длинные паузы, способные разрушить контакт, не допускаются. В упрочении контакта задействованы и невербальные средства общения (жесты и мимика). Мастер, перемещаясь от группы к группе, стремится сократить расстояние между участниками. Открытая поза также способствует снятию психологического зажима. В процессе слушания мастер устанавливает и удерживает визуальный контакт: смотрит в глаза говорящему, а если говорит сам, то переводит взгляд с лица на лицо, как бы включая в обсуждение всю классную аудиторию. Обобщение сведений об особых контактоустанавливающих приемах не только расширит знания учителей по данному вопросу, но и будет стимулом для творческого развития экспериментальных идей на практике в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.