Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка эффективности психокоррекционных программ

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснована. Успех работы зависит прежде всего от правильной, объективной комплексной оценки диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественные преобразования различных функций и характеристик клиента. Для осуществления коррекционных воздействий необходимо создание и реализация определенной модели коррекции:

2. общая модель коррекции – система условий оптимального возрастного развития личности в целом

3. типовая модель коррекции – которая основана на организации практических действий различной направленности и предполагает овладение различными компонентами действий, поэтапное формирование этих действий

4. индивидуальная модель коррекции – включает в себя определенные индивидуальные характеристики психического развития клиента, его интересы, обучаемость, типичные для него проблемы. Выявляет ведущие виды деятельности/проблемы функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий. Программы составляются с опорой на более сформированные стороны конкретного человека.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

· постановки цели и задач коррекционной программы

· разрешения реальных трудностей развития

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала в процессе работы, к моменту завершения и т.д.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса может в значительной мере определяют итоговую оценку ее успешности.

1. Для клиента основным критерием эффективности будет эмоциональное удовлетворение и изменение эмоционального баланса.

2. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки является достижение поставленных целей.

3. Для лиц из окружения клиента – эффективность программы определяется степенью удовлетворения их запроса, мотивов побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и задач непосредственно связанных с проблемой клиента.

Коррекционные занятия должны проводиться не менее чем 1 раз в неделю продолжительностью 1 – 1,5 часа. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью, но и насыщенностью содержания.

 

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Из конфликта Ид, Эго и Супер эго возникает боязнь. Фрейд различает три вида боязни: невротическая, реалистическая, моральная. С чувством боязни связаны чувство вины и механизмы психологической защиты Я. Идея защитных механизмов психики, и их характеристика принадлежит Фрейду. Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Формы такого сопротивления это юмор, молчание, застывание, слезы и др. Наиболее существенным в коррекционной практике является форма перенос (трансфер), т.е. перенесение на психолога чувств, которые когда-то вызвали другие люди, значимые для клиента. Такой феномен может иметь и обратную сторону, т.е. перенос чувств со стороны психолога на клиента (контр-перенос). Основными психологическими механизмами Эго являются рационализация, отрицание, регрессия, сублимация, проекция, компенсация.

Цели коррекции:

В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации своих чувств, потребностей и побуждений. Основной целью коррекции является помощь клиенту в понимании и осознании причин его дезадаптации к реальности и оказание помощи к адаптации.

Коррекционная работа психоаналитика строится в 2 направлениях:

1. работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и принятия клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалистического поведения.

Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога:

· отстраненность

· нейтралитет

· личностная закрытость

· умение и способность выдержать перенос и работать с контр-переносом

· тонкая наблюдательность

· способность к адекватным интерпретациям

Требования и ожидания предъявляемые к клиенту:

· от клиента ожидается принятие самой концепции психоанализа

· от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (до нескольких лет) периоду совместной работы

· в условия контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательства воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа

Техники

Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ – это система мероприятий, в результате которых происходит улучшение состояния клиента и возможность реалистически управлять собственной жизнью.

Основные стадии психоанализа:

1. воспоминание (поиск болезненного очага) используются методы ассоциации, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.

2. вербализация (вскрытие очага возбуждения) клиент рассказывает о своих переживаниях, выговаривается. Это очень сложный и болезненный для клиента процесс, т.к. он как бы заново переживает ситуацию, при этом часто болезненно реагируя на психолога, может формировать негативное, иногда даже агрессивное отношение к психологу. Стадия заканчивается когда клиент считает, что все высказал и начинает успокаиваться.

3. «переклеивание ярлыков»/переоценка значимых событий скрытых в болезненном очаге. На этой стадии особое значение имеет внимательное отношение психолога к клиенту и помощь клиенту в изменении его системы установок.

4. положительная, спокойная, эмоциональная окраска новой системы установок. Осуществляется постепенный переход от одного эмоционального состояния к другому.

5. забывание. Ликвидация очага возбуждения. Чаще всего это естественный путь работы клиента как продолжение общения с психологом.

Психоанализ как психокоррекционный процесс включает в себя следующие процедуры:

ü конфронтация – через которую клиенту показывают, что он чего-то боится, избегает для того чтобы выделить, обособить предмет анализа.

ü прояснение (кларификация) – четкая фокусировка значимых деталей

ü интерпретация – преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные

ü проработка – комплекс процедур и процессов, которые необходимо осуществить после инсайта. Проработка требует большого количества времени и усилий для преодоление сопротивления.

Классический психоанализ включает в себя 5 базисных техник:

o метод свободных ассоциаций. Предполагает высказывания клиентом любых предположений которые появляются у клиента в процессе работы и отражают его переживания. Высказывания ведутся в случайном порядке, они спонтанны, непроизвольны. Для психолога важны следующие моменты:

§ содержание высказывания

§ последовательность высказывания

§ блокировка высказывания

o толкование (интерпретация) сновидений. Задача консультанта состоит в обеспечении интерпретации, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждения клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего.

o интерпретация – представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения определенных аспектов его переживаний или какого-то поведения. Интерпретация включает следующие процедуры:

§ идентификацию (обозначение)

§ разъяснение (толкование)

§ перевод толкования на язык повседневной жизни клиента

Основные правила интерпретации:

1. идти от поверхность вглубь

2. интерпретировать то, что клиент способен уже принять

3. прежде чем интерпретировать то или иное переживание, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе

oанализ сопротивления. Основные функции этой техники – обеспечить осознание клиентом своих защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление Эго является главной помехой осознания личных проблем. Главное правило психоаналитика – использование для интерпретации наиболее очевидных защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление Эго, а осознание защиты как психологического механизма.

oАнализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется как непременный атрибут психотерапии, где специально поощряется специфическая позиция аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость). Смысл анализа переноса состоит в определении (обнаружении) подлинных психоэмоциональных основ, которые зафиксированы формами поведения, их интерпретации, и помощи в их проработке и изживании.

Альфред Адлер

Человек по Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах:

o целостности

o социальности

o целевой ориентированности

o гуманизма

Основные положения концепции:

ü субъективное восприятие действительности. Согласно Адлеру, мир воспринимается с позиции «системы отсчета», т.е. в сущности проявляется феноменологическая ориентация. Он считал значимой влияние на сознание и подсознание ценностей, представлений, целей, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. Центральное понятие для психокоррекции это «частная логика», т.е. система способов рассуждений, представлений конкретного клиента. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки».

ü целостность и целесообразность. Личность – это неделимая целостность, которая является интегральной частью социума, поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Следует положение: человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет 3 моментов:

§ прошлый опыт клиента

§ настоящие ситуации

§ направление движения

ü комплекс неполноценности и компенсация. 1907год неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это три переменные которые можно назвать результирующей силой воздействия, приводящие к формированию стремления значимости и превосходства. Индивидуальность – это неповторимый путь выработки стиля жизни, способа самоутверждения. Прототип – первичная форма адаптации индивида к жизни, которая формируется от 3 до 5 лет. Большинство прототипов не осознаваемы, тогда прототип это план адаптации. Цели поведения человека в течение жизни не меняются, меняется система отношений. Основная задача коррекции – изменение отношений. Идея Адлера лежит в основе последующей теории когнитивного диссонанса Фестингера.

ü теология вымысла. Он считал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном (необходимом). На поведение человека гораздо больше влияют ожидания связанные с будущим, чем события прошлого. Адлер исходил из того, что, люди определяя с помощью вымысла свои личные цели, тем самым определяют свое поведение и стиль жизни.

ü социальный интерес. Удовлетворенность жизнью исходит от социального интереса, как основы человеческого существования. Здоровая личность – это личность способная к продуктивной социальной активности, которая в свою очередь предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение.

ü Социальное личностное чувство – это принадлежность к дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, человечность.

ü .Социально ориентированное поведение – помощь, участие, эмпатия, реформация, уважительность.

ü Когнитивные социально ориентированное допущение: «мои права и обязанности равны правам и обязанностям других… мои личные цели могут быть достигнуты во благо общности…выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии… ».

Идея социального интереса Адлера основана на предположении: человек не самодостаточное существо и поэтому он должен учиться взаимозависимости.

Цели коррекции:

1) снижение чувства неполноценности

2) развитие социального интереса (просоциальная направленность)

3) коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни

Позиция психолога. В центр свое деятельности психологи выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции. Основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента из-за которой возникают психологические проблемы.

Возможные ошибки:

a) недоверие

b) себялюбие

c) нереалистические амбиции

d) недостаток уверенности

Требования и ожидания клиента:

v основное для клиента – занять партнерскую позицию «на равных»

v активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие

v главные направления совместного поиска – это базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможности их коррекции

v клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», «потерянный» поэтому необходимо подбадривание, обращение к его личностным ресурсам – важные условия совместной работы.

Техники. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условия контракта: цели, возможные препятствия, план осуществления, пути эффективного преодоления. Техника психокоррекционной работы включает в себя следующие процедуры:

Ø установление правильных отношений. Данная процедура рассматривается как первый этап психокоррекционной работы. Его основа это формирование соответствующих установок в отношении клиента: уважение, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. На этом этапе используются коммуникативные навыки и умения

Ø анализ личной динамики. Главное понимание, осознание специфики жизни клиента. Важное место уделяют опросу о целях жизни, для этого существуют специальные техники. В чем вы видите свое предназначение? Вам нравится то, на что вы тратите свою жизнь? Техники:

o опросник семейного созвездия

o незаконченные предложения

o набор вопросов «Ранние воспоминания»

o анализ сновидений

o приоритеты. Выделяют 4 приоритетных ценности, важных для осмысления жизни: превосходство, контроль, комфорт, желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий к осознанию этого приоритета.

o подведение итогов. Проанализировать результаты всех техник.

Ø подбадривание. Основная функция – признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное наличие свободы выбора в поступках.

Ø поощрение инсайта. Задача психолога – это создание условий для инсайта путем сочетания психологической поддержки и конфронтации.

Ø помощь в переориентации. Заключительный этап «воплощение инсайта в действие». Техники:

o «Если бы…»

o Постановка цели и принятие обязательств («договор с самим собой»)

o «Избегание плакунчика»

Карл Ренсом Роджерс

В книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый не директивный подход в работе с клиентом. Согласно взглядам Роджерса, индивид взаимодействуя с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией к развитию своих возможностей, обеспечивающей его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, где человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия подхода:

· Я-концепция

· Самость

· Феноменальное поле/поле опыта

· Я-реальное, я-идеальное

· Тенденция к самоактуализации

· Фасилитация

· Феноменальное поле/поле опыта

· Я-реальное, я-идеальное

· Тенденция к самоактуализации

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира. Поле опыта – карта территории, которой является реальность.

Самость – центральное понятие в концепции Роджерса. Самость – целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический (духовный, на уровне сознания) опыт. Таким образом, самость – это система внутренних отношений феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

Я-реальное – система представлений о самом себе, которое, формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

Я-идеальное – представления о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Я-реальное стремится к Я-идеальному. Степень различия между ними определяет степень дискомфорта личности и личностный рост.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы. Понимается как движение к более реалистичному функционированию. Психологический рост динамичен, ему могут препятствовать условные ценности, которые препятствуют развитию и представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов самости ради получения награды для себя. Т.о. условные ценности – это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между самостью и представлением о самости, отрицание некоторых сторон себя. Когда не срабатывают защиты – возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение или изменение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них. Психологу, по мнению Роджерса, необходимо концентрироваться на субъективном или феноменологическом опыте клиента. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента. В центр своей деятельности Роджерс поставил личность клиента и отказался от психотехник, существующих в то время (научение, суггестия, интерпретация). Исходя из этой позиции, Роджерс ввел в коррекционную работу понятие, относящееся к самому процессу коррекции (эмпатия, забота, конгруэнтность, психологический климат).

Цель коррекции – выработка у клиента большего самоуважения, способности принимать решения и предпринимать действия, необходимые для приведения его Я-реального в соответствии с его личным опытом и глубинными переживаниями. Внимание должно концентрироваться не на проблемах человека, а на нем самом, т.е. это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы.

4 условия коррекционной работы:

1. безусловно позитивное отношение к чувствам, которые выражает клиент, даже если они идут вразрез с его собственными установками

2. естественная эмпатия

3. аутентичность (быть с клиентом открытым, пропускать через себя его слова)

4. психологу необходимо воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблемы.

Согласно Роджерсу, именно в результате развития реалистического представления о себе, человек получает возможность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Процесс психокоррекции осуществляется в направлении:

o клиент становится более свободным в выражении своих чувств, как по вербальным, так и по моторным каналам

o выраженные клиентом чувства имеют все большее отношение к Я, и все реже остаются безликими

o клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий

o клиент осознает переживание чувств в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения

Требования и ожидания от клиента:

Ожидается что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, достаточно закрытым и ожидать помощи. По мере установления контакта, в процессе изменения его состояния мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит рост и «развитие» клиента, он становится более зрелым психологически.

В работах Роджерса определяется 7 этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода.

Техники:

1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют Я-сообщения) или сообщение личностных смыслов, отрицается наличие проблем. Отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы со всеми своими ограничениями и последствиями.

3. Развитие процесса самораскрытия

4. Принятие себя во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности. Формирование отношения своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего Я и как следствие, возрастает потребность быть собой.

5. Развитие конгруэнтности, самопринятия, ответственности и установления свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения Я становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

6. Личностные изменения: открытость к себе и к миру. Это момент когда психолог уже не нужен клиенту, т.к. человек уже становится открытым и научается самостоятельно справляться с проблемами, он берет на себя ответственность. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и с миром, он открыт новому опыту, начинает «выравниваться» баланс между Я-реальным и Я-идеальным.

Основные компоненты психотехники:

· установление конгруэнтности

· вербализация

· отражение эмоций

Вербализация (перефразирование)

Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем. Цель перефразирования – выделение в высказывании клиента наиболее существенного, определение «острых углов». Клиент получает подтверждение, что его не только слушают, но и слышат.

Отражение эмоций.

Заключается в определении психологом (в назывании) тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, о событиях своей жизни.

Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются относительно постоянные изменения:

1) становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам, становится более реалистичным, более объективным в восприятии себя и проблемы;

2) эффективнее решает свои проблемы

3) улучшается психологическая приспосабливаемость, уменьшается ранимость

4) восприятие своего Я-идеального становится более доступным и реалистичным

5) вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, физиологическое и психологическое напряжение

6) повышается степень положительной самооценки

7) способен взять ответственность за оценку и выбор, доверяет себе

8) становится более реалистичным, адекватнее воспринимает окружающих, а окружающее более реалистично воспринимают его

9) происходят различные изменения в личностном поведении

10) поведение становится более креативным, адаптивным по отношению к каждой новой ситуации, новой проблеме и становится способным к объективной оценке собственных намерений.

Концепция Роджерса широко применяется в конфликтологии, в работе с подростками и в психиатрической клинике. Существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста. Для психолога существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента.

Логотерапия

Франкл: «Человеку требуется не состояние равновесия и покоя, а борьба за какую-либо цель достойную его».

Логотерапия – один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования.

Логотерапия – психотерапевтическая стратегия, разработанная Франклом, основана на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни.

Существует три типа людей по Франклу:

· созидающий

· разрушающий

· безразличный

Поступок (Франкл) – действие, определяющее нравственную зрелость человека.

Свобода воли, воля к смыслу (чтобы достичь цели, надо сделать над собой усилие) и смысл жизни (здесь и сейчас и на будущее).

Задача логотерапии – помощь человеку в обретении смысла жизни. Сферы обретения смысла жизни:

§ творчество

§ эмоциональные переживания

§ сознательное принятие обстоятельств, которые нельзя изменить

Основные положения:

1. человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни

2. смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан, он должен найти его вполне самостоятельно.

Ценности – это смысловые универсалии являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества.

Техники:

Франкл предлагает 2 основных метода:

1) дерефлексия - это снятие излишнего самоконтроля;

2) парадоксальные интенции для лечения фобий или навязчивых состояний;

3) персональное осмысление жизни;

4) Сократовские диалоги.

Франкл ввел понятие фрустрация (это эмоциональное состояние характеризуется замкнутостью, апатией и часто потерей смысла жизни).

Понятие экзистенциальныйвакуум – состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу.

 

Маслоу предложил два вида ценностей:

· Б-ценности (бытовые ценности)

· Д-ценности (депривационные, возникают от дефицита чего-либо).

Тип ценности, свойственный человеку определяет бытие. По Маслоу ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность. В традиционной формулировке, в которой представлены базисные потребности их можно разграничить таким образом: Б-ценности – порождение индивида и его направленные на мир переживания; Д-ценности – требования индивида и его направленные от мира к себе переживания.

«Бытие в мире» – это категория, которая анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного Я, как пребывающего в мире:

§ это чистая экзистенция, т.е. на личность, данность себе и миру

§ это подлинное существование «самости»

§ бытие есть трансцедентирование человека в иное

§ определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления. А сама категория бытия соизмерима с категорией мир.

«Жизненный мир» - это то, что имеет значимость для сознания. Это понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового, фактологического. Понятие жизненный мир не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятия всерьез ее в работе с клиентом.

«Событие» - скорее непредметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в других научных представлениях.

Цели коррекции – помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полном общении.

Одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

Позиция психолога: понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчасным» переживаниям.

Сложность позиции может заключаться в том, что психологу необходимо уметь совмещать понимание клиента и способность к конфронтации с тем, что именуется ограниченнымсуществованием в клиенте. Способность психолога «быть в мире» – самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.

Основные задачи психолога в коррекции:

ü полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы

ü формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам

ü помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить

ü быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых и глубоких переживаний клиента

ü быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам

Требования и ожидания от клиента:

Основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез феноменологический мир осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов или их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижением инсайта, как формируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. В клиенте поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни (рождение, любовь, тревога, судьба, вина, ответственность, смерть), т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми помогает решать текущие психологические проблемы клиента.

Клиент должен быть заинтересован, внимателен к себе и своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности. Описания клиентом своего интереса позволяет определить возможности в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях (осознание своих телесных ощущений, эмоций, мыслей и т.д.).

Техники:

В экзистенциальной психокоррекции, психотехники – это совокупность приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики.

1) Упор на развитие самосознания, осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, целей и смыслов. Здесь упор делается на освобожденную функцию самосознания, т.е. ценностному переживанию своего Я, открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира.

2) Культивирование свободы ответственности. Психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов принятия или ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. «У клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости/автономности и акцент на личных переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации… Таковы основные предпосылки данного подхода». В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение, человек может научиться только сам.

3) Помощь в открытии или создании смысла. В данной установке полезна техника «Фиксирование на смысле», содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий (суметь сориентировать клиента на его телесных ощущениях). Психолог не указывает в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом своих смыслов. Психолог помнит – смыл не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, где потребности клиента направлены вовне.

4) Уникальность и идентичность. Реализация данного механизма психокоррекции – это поощрение открытого высказывания клиентом своих чувств и осознание дифференцирования между чувствами и переживаниями (реактивные, ситуативные, глубинные, личностные и т.д.). Основная предпосылка подхода – открытие собственного аутентичного Я и Я не подлинного, т.е. когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно и хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, переживание своей идентичности, своего Я как уникального жизненного мира – основной ориентир данной предпосылки.

5) Работа с тревогой – в данном случае не существует обязательного правила – снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия. Психологу интересно объяснение, каким способом клиент «регулирует тревогу», какую функцию выполняет тревога, склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится ее подавить. Главным результатом успешной экзистенциальной психокоррекции является расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности.

Упражнение «электрический стул»

Инструкция: Сейчас мы будем выставлять оценки на доверие. Если полностью доверяете человеку – 1 балл, если доверие меньше – 2 балла, если не доверяете – 3 балла.

Упражнение «мой портрет в лучах солнца».

Нарисовать солнышко, чем больше лучей, тем лучше. На лучах написать свои качества.

Д/з: Оценка эффективности психокоррекционных программ.

Составление психокоррекционных сказок

1. выбор клиента, описание его проблемы

2. выбор главного героя сказки для отождествления ребенка с ним, придание основному действующему лицу характеристик, сходными с характеристиками клиента (по полу, возрасту, месту жительства, составу семьи). В качестве главного героя может выступать ребенок, животное, растение и др. При выборе героя необходимо, чтобы в его чертах просматривался клиент и его проблема, описание повседневной жизни главного героя, выбор места действия, которое зависит от состава героя сказки

3. описание проблемы клиента: героя помещают в проблемную ситуацию и показывают, как тяжело ему приходится, т.к. он испытывает то, или иное затруднение. Ситуация, чувства и мысли героя описываются от его лица.

4. описываются способы решения проблемы и их использование героем: пошаговое решение проблемы, помощь (волшебника или др. доброго помощника, зелье), постановка героя в позицию сильного по отношению к более слабому, постепенное приближение к проблемному объекту, диалектическое описание проблемы, сообщение новых сведений о незнакомом явлении, изменение характеристик клиента (например, самооценку через оценку его значимыми другими)

5. описание героя решившего свою проблему, его чувства, мысли, отношения с окружающими после решения проблемы

Понятие консультирования

Псих. консультирование – это прикладная отрасль современной психологии задачей которой является разработка программ оказания психологической помощи клиенту оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Спецификой псих. консультирования является диалогичность, информационный обмен, циркуляция информация.

Цель консультирования определяет возможности психологической помощи в решении проблем клиента.

Этапы (по Кочюнасу)

¶ 5-10 минут: знакомство, начало беседы

¶ 15-20 минут: получение информации

¶ консультативной беседы 45-60 минут

¶ завершение (формулировка проблемы «если я правильно вас поняла…»)

 

«Словарь» психолога





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.