Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она
Концепцию психологического пола и ее значение для дифференциальной психологии Психологический пол — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли. Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory. Сандра Бем Методика «Маскулинность-фемининность» (Bem Sex Role Inventory, BSRI) была предложена Сандрой Бем (Sandra Lipsitz Bem) в 1974 году для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Произведения: Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов 2004 год Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.). Теория волевой регуляции Ю. Куля Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания. В основе методики лежит теория контроля за действием Ю. Куля, согласно к-рой существует 2 типа волевой регуляции процесса реализации намерения в действии: Саморегуляция характеризуется большей погруженностью субъекта в процесс деятельности, меньшей подверженностью интерферирующему влиянию конкурирующих намерений, а также непроизвольностью и большей эффективностью функционирования стратегий волевого контроля. В целом ориентация на действие способствует реализации намерения в действии. Самоконтроль характеризуется преобладанием в сознании субъекта персеверирующих мыслительных процессов, относящихся к прошлому, настоящему или будущему субъекта, соответственно, большей подверженностью интерферирующему влиянию конкурирующих намерений, а также меньшей эффективностью функционирования стратегий волевого контроля. В целом ориентация на состояние препятствует реализации намерения в действии. Склонность человека к самоконтролю определяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция), а к саморегуляции - ориентацией на действие (ОД-диспозиция). Опросник «Шкала контроля за действием» Описание методики Опросник «Контроль за действием» - авторская тестовая методика, разработанная в соответствии с оригинальными представлениями о природе воли. Разработан Ю. Кулем (Kuhl) в 1991 году, адаптирован на русском языке С.А. Шапкиным в 1997 году . Опросник включает шкалы «контроля за действием при планиро- вании», «контроля за действием при реализации», «контроля за дей- ствием при неудаче». Высокие оценки по каждой из шкал означают – ОД, низкие – ОС. ОС – больше выражен феномен алиенации (ощущение внутрен- ней несвободы, отсутствие удовольствия от самого процесса активно- сти, ограничение возможности произвольно индуцировать и прекра- щать действия, изменять и направлять, интуитивность и т.п.). Для успешной регуляция действия необходимы полноценные ре- презентации прошлого, актуального и будущего (потребного) состоя- ний, каждое из которых содержит репрезентации мотивационно- 16 эмоциональных предпочтений субъекта, которые обеспечивают прочную связь этих состояний в единую сеть и, тем самым, полно- ценность, устойчивость намерения. Содержание данного теста В итоговой версии опросник состоит из 36 пунктов, содержащих полярные утверждения. Пункты группируются в три шкалы: «контроля за действием при планировании», «контроля за действием при реализации», «контроля за действием при неудаче». Шкалы не имеют общих пунктов, их значение подсчитывается следующим образом: по 1 баллу за каждое совпадение с ключом.
Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - психологическая концепция, возникшая в 1990 г.. и введенная в научный обиход американскими учеными П. Салоувеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. Эмоциональный интеллект — по определению Майера и Салоувея — группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих. Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей. Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. рассмотрел понятие эмоциональная компетентность и включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков . Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей. 1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. 2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. 3. Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём. 4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. 5. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. 6. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. 7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. 8. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. 9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном. 10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью. 11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами. 12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение. 13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал. 14. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах. 15. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|