ГЛАВА. ОПИСАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯСтр 1 из 3Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................................................3 Глава 1 Описание заболевания.................................................5 1.1 Причины аутизма......................................................5 1.2 Проявления аутизма..................................................6 1.3 Классификация РДА.................................................7 Глава 2 Методы коррекции....................................................13 2.1 Методика работы по лечению РДА.........................13 2.2 Логопедическая работа............................................15 2.3 Психологическая коррекция....................................16 2.4 Психотерапевтическая работа.................................16 Заключение...................................................................................18 Список использованных источников......................................20
ВВЕДЕНИЕ Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты. Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала XIX в. Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли H. Аспергер, (1944) и С.С. Мнухин (1947). Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Башиной (1999). Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм). [10,64] В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой “наш ребенок все еще не говорит” родители начинают обращаться к врачам. И таких детей становится все больше и больше. Мы действительно живем в эпоху нарастающего разнообразия расстройств коммуникации. Если прошлый век в азарте красноречия называли “веком шизофрении”, то век нынешний уже называют “веком аутизма”. Однако наши представления об аутизме базируются, в лучшем случае, на впечатлениях от героя Дастина Хофффмана в замечательном американском фильме “Человек дождя”. Фильм этот действительно правдив, но только изображено в нем совсем другое заболевание - шизофренический аутизм, т.е. одна из форм шизофрении, а вовсе не подлинный ранний детский аутизм, описанный Каннером (далее - РДА). [2, 43] Впрочем, “неговорящими” являются не только аутичные дети, т.е. дети с сидромом Каннера, но и дети с системным недоразвитием “речевых” зон мозга; дети, глухие от рождения или очень рано оглохшие; перенесшие детский церебральный паралич и т.п. Увы, современное общество в избытке обеспечивает нас “неговорящими” детьми. Причины этого многообразны. В частности, развитие медицины и педагогической практики позволяет не только выжить, но и социализироваться детям с такими тяжелыми патологиями речи, которые в прежние времена оставили бы их не только вне “большого” социума, но и просто на обочине жизни. Однако попытки понимания недугов оказываются довольно скудны даже в богатом постиндустриальном обществе, поскольку редко основаны на серьезных научных разработках - мешает характерный для постиндустриального общества чисто инструментальный, поверхностно-прагматический подход по схеме: воздействие на следствие без углубления в причины. В перспективе он губителен и для практики - ведь “неговорящие” дети не говорят по совершенно разным причинам. Но вот что именно вызывает “подлинный” РДА, описанный Каннером, науке до сих пор неизвестно. А между тем вопрос этот представляет не чисто медицинский и даже не чисто практический интерес - ответ на него, если он когда-нибудь будет получен, окажет, видимо, немалое влияние на все наше представление о самих себе как разумных существах, о том, откуда берется и что собой представляет наш разум и его главные орудия - язык и речь. Впрочем, упомянутый вопрос, даже в его нынешнем виде, без ответа, способен поколебать многие наши, казалось бы, сами собой разумеющиеся представления о человеке. Отметим, что синдром Каннера в популяции встречается достаточно редко. Аутичные дети и взрослые, постоянно описываемые в литературе, а иногда и описывающие себя сами, - это в абсолютном большинстве случаев лица с так называемым вторичным аутизмом, у которых нежелание коммуникации и отгороженность от социума оказываются следствием ранней шизофрении. Соответственно, при всей замкнутости, отгороженности, холодности и неконтактности, аутичные дети с ранней шизофренией не являются “неговорящими” в буквальном смысле слова - они могут говорить, но не хотят этого, или говорят стереотипными фразами, как это делает герой Дастина Хоффмана.[2,56] ГЛАВА. ОПИСАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Причины аутизма Большинство специалистов по раннему детскому аутизму считают, что в основе заболевания лежат мутации генов. Тем не менее, в одной семье редко встречается двое больных аутизмом детей. Не всегда аутизм бывает у обоих однояйцовых близнецов. Значит причина аутизма в чем-то еще, в чем же?
Отличия аутизма от других нарушений развития В последнее время ранний детский аутизм стал относительно распространенным явлением среди нарушений развития (встречаемость аутизма составляет в среднем от 3 до 6 случаев на 10 тысяч детей). Однако не всякого замкнутого или погруженного в себя ребенка следует считать аутистом. Если тебе кажется, что ребенок не замечает тебя, не реагирует на обращения к нему, проверь его зрение и слух. Может быть причина в этом. Больные аутизмом часто страдают различными нарушениями речи. При этом у аутичных детей (кроме случаев тяжелых нарушений) могут спонтанно появляться хорошо произнесенные слова, и даже целые фразы. Дети с ранним аутизмом иногда способны к месту вставить фразу, услышанную по телевизору. Ребенок, у которого ты только что при гостях не могла выяснить, как его зовут и сколько ему лет, может тут же сесть в уголке и рассказать своему котику сложное стихотворение, услышанное неизвестно где. Замкнутость может быть и следствием нехватки эмоциональных контактов ребенка в раннем возрасте. Такое обычно бывает с детьми, взятыми из детского дома. Ты ведь знаешь, что если маленького котенка не брать на руки, он вырастет диким. Примерно также происходит и с детьми, недополучившими ласку в младенчестве. Это состояние называют госпитализмом. Если сравнить госпитализм с ранним детским аутизмом, причины аутизма у детей иногда могут быть связаны с полным отвержением их взрослыми (в сочетании с другими факторами). В то же время дети, которые были просто лишены нормального общения, попав в благополучную обстановку, адаптируются намного быстрее аутичных детей. В дальнейшем, при отсутствии других нарушений, они способныдогнатьсверстников. Ранний детский аутизм -- клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются: 1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2. Стереотипность поведения; 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4. Нарушения речевого развития; 5. Раннее проявление - до 30-го месяца жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития. 2. Встречаемость заболевания Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания Kanner L. в 1943 году. По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости РДА исчисляется от 4 до 1 больного на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5 : 1. У детей с РДА коэффициент интеллигентности более чем в двух третях случаев ниже 70. [5,213]
Классификация РДА Таким образом, к настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма представим ряд последних классификаций РДА. 1. Разновидности РДА: - синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА); - аутистическая психопатия Аспергера; - эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении, аутизм); -. резидуально-органический вариант аутизма; - аутизм при хромосомных аберрациях; - аутизм при синдроме Ретта; - аутизм неясного генеза. 2. Этиология РДА: - эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая, - экзогенно-органическая, - в связи с хромосомным аберрациями, - психогенная, - неясная. 3. Патогенез РДА: - наследственно-конституциональный дизонтогенез, - наследственно-процессуальный дизонтогенез, - приобретенный-постнатальный дизонтогенез. Как видно, в представленной классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма - конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза. Данная классификация РДА разработана в России в НЦПЗ РЛМН (1987 г.). Классификация аутизма (Франция, 1987 г.) 1. Разновидности РДА - Ранний инфантильный аутизм типа Каннера, - другие типы инфантильного аутизма 2. Разновидности психозов у детей - Психоз ранний дефицитарный, - Психозы шизофренического типа, возникающие в детстве, - Дисгармоничные психотики Во французской классификации очень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с психозом не относятся. Похожая классификация принята у нас в МКБ-9 (1980 г.) Международная классификация болезней 9-го пересмотра (1980 г.) 1. Разновидности РДА: - Детский аутизм типа Каннера 2. Разновидности психозов у детей - Неуточненные психозы, - Шизофрения, детский тип, - Детский психоз без других указаний, - Шизофреноподобный психоз. Данная классификация разработана в России в 1980 г. и используется в Российской Федерации до настоящего времени. ДСМ-III-R (американская классификация болезней, 1987 г.) 1. Разновидности РДА: "первазивные расстройства развития". Ось II. - Аутистические расстройства, - Первазивные расстройства развития без дополнительных определений. РДА в этом варианте систематики выносится из рубрики "психозов" относится к патологии развития и сближается с умственной отсталостью (УМО). IСD-10 (ВОЗ, 1991 г.). Первазивные расстройства развития 1. Типичный аутизм - аутистические расстройства, - инфантильный аутизм, - Инфантильный психоз, - синдром аутизма Каннера. 2. Атипичный аутизм - атипичные детские психозы, - УМО с аутистическими чертами. 3. Синдром Ретта Касаясь международной классификации болезней, следует особо подчеркнуть, что к “первазивным расстройствам” отнесены теперь как состояния с нарушениями развития и аутизмом, так психозы раннего возраста. Все они подразделены на типичные, т.е. возникающие до 3 лет и атипичные, т.е. после 3 лет. Хотя эта классификация еще не адаптирована в отечественной психиатрии, следует знать, что аутистические расстройства представлены в ней многообразнее и как синдром Каннера, и как другие варианты аутизма, отдельно охарактеризован синдром Ретта. [3,126] Механизмы проявления и клиническая картина РДА Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, существуют предположения: - о поломке биологических механизмов аффективности: - о первичной слабости инстинктов; - об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия; - о недоразвитии внутренней речи; - о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах; - о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и многие другие. Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с “симптомами тождества”. Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного внешнего реагирования, так называемая “аффективная блокада”; недостаточна реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, взгляд мимо, взгляд, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, “закостенелые”, или неточные с тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь, обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разнос - от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь разлипается с отставанием. В речи часты фразы-штампы, мутизм. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм, фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной, лепетной. [1,43] Абстрактные формы познания сочетаются с протопагическими. У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора - двух лет становится отчетливым нарушение последовательности вытеснения примитивных функций, сложными в пределах всех сфер деятельности, в этом выступает диссоциация развития личности. Выраженность аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов. Дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности к 3-5 годам жизни ребенка. В дальнейшем этот тип расстройств у одних детей становится почти идентичным расстройствам, описываемым как становление аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого же к ним порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с проявлениями аутизма в сочетании с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражениях головного мозга. Тогда как при отчетливо выраженном РДА типа Каннера, при РДА, формирующемся в постприступном периоде рано начавшейся шизофрении, и, в особенности, в связи с Х-ломкой хромосомой, синдромом Ретта наблюдается становление псевдоолигофренического дефекта, хотя и опять-таки в разной степени выраженности. Отсутствие лечения и коррекционно-педагогических форм реабилитации несомненно оказывает отрицательный эффект. Последние данные о терапии лиц с РДА, сочетанных с резидуальной неврологической патологией, также свидетельствуют о возможности положительного эффекта в плане некоторой нивелировки психической патологии. Эти факты нуждаются еще в накоплении. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|