ІІ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА
1. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ У детей в костях преобладает волокнистый субстрат, поэтому кости гибки, эластичны и легко деформируются. Идущий процесс окостенения трубчатых костей идет в двух направлениях, а позвонков из центра на периферию. До 1,5 лет позвоночник равномерно растет во всех отделах, а затем преобладает рост поясничного отдела. У грудных детей сначала развиваются мышцы живота, позже – жевательные. К концу первого года усиленно растут мышцы спины и конечностей. До 7 лет увеличение поперечника мышц происходит за счет увеличения количества клеток, а после 15 лет ( в обычных условиях) – за счет утолщения уже существующих. У девочек прирост силы мышц идет с 10 – 12 лет, у мальчиков – с 13 – 14 лет, причем с 14 лет обычно мальчики сильнее девочек. С возрастом меняется мышечная масса : * у новорожденного мышцы составляют до 23,3% массы тела, * в 8 лет – 27,2% массы тела, * в 15 лет – 32,6% массы тела, * в 17 лет – 44,2% массы тела, * в старости начинается атрофия мышц, поэтому к 70 годам она может уменьшиться до 22,1 – 25% массы тела, · к 90 годам может снизиться до 11,1 – 14,3% массы тела. Моторные нервные волокна и окончания созревают окончательно после 7 – 8 лет. С 30 – 45 лет увеличивается лабильность ( способность без потерь отвечать в ритме серийного частого стимула) нервного и мышечного волокна, а в старости резко снижается. Форма грудной клетки меняется с возрастом: · до 3 – 4 лет она коническая (ребра подняты вверх), · к 8 годам она становится цилиндрической за счет опускания ребер, · к 12 – 13 годам она становится уплощенной, как у взрослых. Все это отражается на экскурсии грудной клетки. С возрастом меняется необходимый двигательный режим человека: * в 7 – 10 лет должно быть 12-16 тыс. движений в сутки, * в 11 – 15 лет – до 30 тыс. движений в сутки, * в 18 – 30 лет – до 35 тыс. движений в сутки. В дальнейшем потребность медленно немного снижается. С возрастом у ребенка происходит формирование двигательного навыка хождения: * до 1 – 1,5 лет в ходьбе участвуют все мышцы организма, в том числе мимические. Ребенок балансирует руками, напряжены мышцы живота и спины. Шаги мелкие, семенящие; · до 4 – 5 лет прекращается балансирование руками, постепенно возникает координация движений (падает напряжение мышц, непосредственно не участвующих в хождении, улучшается взаимодействие участвующих мышц). В хождении принимают участие только мышцы конечностей, увеличивается длина и снижается частота шага; · после 4 – 5 лет совершенствуется координация движений, дети могут бегать, прыгать, кататься на коньках, плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Хождение становится автоматическим актом, шаги максимально длинные и редкие. Однако школьникам все еще трудно выполнять тонкие работы, связанные с точными движениями рук и ног; · в пубертатный периодувеличиваются скоростные показатели организма, но уменьшается координация движений и выносливость в скоростном беге.
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Форма грудной клетки влияет на особенности дыхания: · при конической форме дыхание преимущественно диафрагмальное, частое и поверхностное, · при цилиндрической форме дыхание смешанное – грудное и диафрагмальное дыхание, более глубокое и редкое, · при уплощенной форме дыхание преимущественно грудное, максимально глубокое и редкое. С возрастом растет дыхательный объем, абсолютный минутный объем дыхания, в то время как относительный МОД (на единицу площади тела или веса) снижается. Происходит совершенствование дыхания – растет использование кислорода в легких. С возрастом меняется ответ организма на физическую нагрузку: у детей нагрузка вызывает рост вентиляции легких за счет увеличения частоты дыхания, у взрослых – за счет его углубления (дыхательный объем). С возрастом созревает дыхательный субстрат: * у новорожденного 30 миллионов альвеол, * к 7 – 8 годам – около 300 миллионов, * к 10 годам около 450 миллионов, как у взрослых.
3. КРОВЬ. С возрастом красный костный мозг перерождается в жир, что ухудшает образование эритроцитов. Наиболее долго сохраняется мозг в грудине, ребрах и позвонках. У новорожденного 0,5 литров крови. С возрастом ее становится больше ( 4,5 – 5 литров), но она более жидкая и щелочная. Однако доля крови в весе человека падает: * у новорожденного – 15%, * в год – около 11%, * у взрослых – 7 – 8 %. Количество белков растет от 5 – 6 % у новорожденного до 7 – 8 % у четырехлетнего ребенка и сохраняется на этом уровне у взрослых. Уровень глобулинов (они могут проходить через плаценту) падает до 3 – 4 лет, затем стабилизируется и опять растет в старости, когда снижается уровень альбуминов. У детей выше, чем у взрослых содержание гликогена и ниже глюкозы в крови. У новорожденных выше устойчивость эритроцитов. Концентрация и абсолютное количество эритроцитов у новорожденного выше, чем у взрослого. Она снижается к 5 – 6 месяцам, а затем медленно растет. Количество лейкоцитов растет с возрастом. СОЭ у новорожденных меньше, чем у взрослых (1 – 2 мм/час). Гемоглобин у плода фетальный, имеющий большое сродство к кислороду, что позволяет выживать на пренатальном этапе развития организма. При рождении этот вид гемоглобина гибнет (это определяет возникновение физиологической желтухи новорожденного), образуется гемоглобин взрослого ( с меньшим сродством к кислороду). Количество гемоглобина высокое у новорожденного, снижается к 7 – 12 месяцам и затем вновь растет с возрастом. В целом у детей большая нормальная изменчивость показателей крови, они стабилизируются к 15 годам, сохраняются до 60 лет и вновь становятся изменчивыми.
4. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. С возрастом стенки сосудов теряют эластичность, в том числе за счет изменения свойств их белков: * эластина больше всего в 18 – 20лет, а затем к 30 – 40 годам снижается на 5 – 10 %; * после 40 лет растворимый коллаген замещается нерастворимой формой, поэтому пучки коллагена становятся более неподвижными; * с возрастом на стенках сосудов откладывается Са ( в 18 – 22 года в норме его в 30 раз меньше, чем в 60 – 65 лет) что делает стенку сосуда более жесткой. В целом ригидность стенки сосуда приводит к тому, что у пожилых людей сосуды сохраняются расширенными даже при низком артериальном давлении. Это еще более снижает давление, и что нарушает кровоток. С возрастом нарастает скорость распространения пульсовой волны: с 4,5 – 5 м/с в возрасте 22 – 25 лет до 7 – 10 м/с в возрастет40 – 55 лет. С возрастом в целом растет величина сердечного цикла (снижается пульс): * у новорожденного около 0,4 сек (пульс 130 – 140 ударов в минуту), * в 12 месяцев около 0,6 сек (пульс 100 – 110 ударов в минуту), * в 20 – 60 лет около 0,8 сек (пульс 64 – 72 удара в минуту), * после 60 лет должен немного учащаться. С возрастом растет время кругооборота крови (снижается скорость кровотока, а значит, повышается риск тромбообразования): * в 7 лет кругооборот за 3,72 с, * в 20 лет – 18,5 с, * в 40 лет – 20,7 – 22,0 с, * в 70 лет – 22,6 – 25 с. Кровяное давление с возрастом растет: · в 2 месяца давление 70 – 80/ 30 – 40, · в 12 лет – 105/ 50 – 60 , · в 18 – 20 лет – 117-118 / 65 – 70, · после 60 лет – около 140/90 – 100, но ни в каком возрасте давление не должно быть выше 140/100. С возрастом растет объемная скорость кровотока, но снижается линейная скорость , что способствует тромбообразованию. Снижается также минутный объем кровотока в покое, что приводит к нарушению кровоснабжения органов.
5. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Система рождается достаточно зрелой. Секреция слюны начинается сразу после рождения, причем количество и качество слюны в этом возрасте не зависит от внешних раздражителей. Способность слюны расщеплять крахмал и сахара с помощью амилазы максимальна в 2 – 7 лет, а затем снижается. Секреция и качество желудочного сока у новорожденного невысокие. Максимальное содержание пепсина (фермента, разрушающего белки) в соке в 20 – 40 лет, а затем снижается. Таким образом, ферментативная активность пищеварительных соков с возрастом снижается. У ребенка с возрастом меняется двигательная активность желудка: * у новорожденного она непрерывная, * по мере развитии организма она прерывается все более длительными периодами покоя (к 3 – 4 годам становится симптоматической), · к 7 – 8 годам она становится регулярной по ритму питания. В целом , с возрастом моторика желудка и кишечника снижается. Всасывание с возрастом ухудшается. Всасывание жиров у детей лучше, чем у взрослых. Функциональные возможности печени уменьшаются к старости. Масса печени растет от новорожденности (135 г) до 30 – 40 лет (1,5 – 2 кг) и затем уменьшается к 70 – 80 годам. Регенераторная способность печени снижается с возрастом. Максимальная способность к депонированию гликогена (животный углевод), как у взрослого формируется к 3 месяцам. Скорость опорожнения желчного пузыря минимальна у молодых людей ( что может привести к возникновению дискинезии желчевыводящих путей, камнеобразованию и даже к онкологической патологии ), а у детей и пожилых людей близка к максимуму.
6. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Почки новорожденных незрелые. Клубочковая фильтрация относительно поверхности тела у детей в 2,5 раза хуже, чем у взрослых. Она «взрослеет» к 11 – 14 месяцам. Кислотно-щелочное равновесие дети поддерживают не столь жестко. Осморегуляторная и ионрегулирующая функция почек формируется в первый год жизни. Почки новорожденных выводят воду медленнее, хуже способны к осмотическому концентрированию мочи. Для выведения одинакового со взрослым количества азотистых шлаков ребенку нужно в 2 раза больше воды. Незрелость почек новорожденного проявляется при нагрузках: · вода( более 200 г в сутки) приводит к водной интоксикации, · соль ( более 1,5 г в сутки – взрослому 6 – 9 г в сутки) вызывает отеки, · избыток пищи вызывает азотемию ( азотистое отравление). Все это свидетельствует о незрелости гомеостатической функции почек у новорожденного. У грудных детей слабее гуморальная и сильнее нервная регуляция почечной деятельности, чем у взрослых. С возрастом происходит медленная деградация почек.
7. НЕРВНАЯ СИСТЕМА. У детей созревание нейронов происходит в трех направлениях: * увеличивается объем цитоплазмы и размер внутриклеточных структур; · растут нервные отростки ( сначала растет тело клетки, затем аксон, затем дендриты); · происходит миелинизация отростков (они покрываются дополнительной оболочкой): сначала периферических нервов, затем спинного мозга, потом головного мозга). К 3 годам миелинизация завершается. Одновременно завершается созревание проекционных зон мозга. Ассоциативные зоны получают дополнительный толчок в развитии в 7 – 8 лет и окончательно формируются к 15 – 17 годам. Наиболее поздно созревают лобные доли головного мозга. С возрастом созревают анализаторы: * первыми созревают нейроны двигательной сферы; * вестибулярный анализатор созревает еще до рождения, поэтому рефлексы на изменение положения тела существуют у плода и глубоко недоношенных детей, · кожный анализатор созревает в несколько этапов. Первые реакции на раздражение кожи существуют у 7,5 недельного эмбриона. На 3–ем месяце жизни параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым у взрослых; · обонятельный анализатор сформирован уже к рождению. Дифференцировка запахов отмечается уже с 4 месяцев; · зрительный анализатор формируется поздно. Сетчатка формируется к 6 – 7 месяцам, цветоощущение – к 7 месяцам, а корковый отдел – к году; · слуховой анализатор в целом формируется к концу первого года жизни, хотя реакции на слуховые раздражители существует к 3 – 4 месяцам. С возрастом у ребенка созревает биоэлектрическая активность мозга. Медленная активность в ЭЭГ существует у новорожденного. К 3 – 4 месяцам появляется α-ритм к и устанавливается к 5 – 6 годам. β-ритм устанавливается к 10 – 12 годам. В 12 – 15 лет значение медленной активности усиливается в связи с гормональными перестройками пубертатного периода. К 15 – 16 годам соотношение ритмов ЭЭГ восстанавливается. У детей с возрастом созревает рефлекторная деятельность. Истинное торможение в нервной системе окончательно формируется к 5 – 7 годам, так как тормозные синапсы формируются более поздно : у маленьких детей торможение представляет собой либо истощение нервных процессов, либо мнимое. У детей условные рефлексы вырабатываются медленно. Двигательные дифференцировки проявляются с 20 дня жизни, слуховые и зрительные – к 3 – 4 месяцам. Запаздывательное торможение может быть выработано к 5 месяцам. Угасательное торможение формируется также очень медленно. С возрастом у детей созревают структуры мозга: – продолговатый мозг новорожденного достаточно зрел, он окончательно созревает к 7 годам, – мозжечок сильнее всего растет до года и окончательно формируется к 15 годам, – после рождения формирование коры больших полушарий головного мозга происходит в виде создания борозд и извилин, заканчиваясь в 15 – 17 лет. С возрастом у ребенка меняется сон. В онтогенезе быстрый сон появляется рано и в начале доминирует, составляя * у новорожденного 50% времени сна, * в 2 года – 30 – 40 % времени сна, * с 5 лет соотношение фаз становится как у взрослого – быстрый 20 – 25 % времени сна. Сновидения детей отражают направление развития их личности. У детей с плохой адаптацией к окружающему миру сновидения загружены символами. С возрастом у ребенка меняется значение слова: * до 6 месяцев слово – это только звуковой сигнал, * после 6 месяцев слово становится условным раздражителем, * к 11 – 12 месяцам слово жестко связано с чувственным образом, являясь элементом первой сигнальной системы, * далее происходит формирование процесса обобщения: к 3,5 годам ребенок умеет выделять общие признаки предметов, к 5 – 6 годам обобщение сформировано – возникает понятийное мышление, * к 6 – 7 годам слово становится ведущим, а значит, становится ведущей 2 сигнальная система.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|