Здавалка
Главная | Обратная связь

ІІ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА

 

1. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

У детей в костях преобладает волокнистый субстрат, поэтому кости гибки, эластичны и легко деформируются. Идущий процесс окостенения трубчатых костей идет в двух направлениях, а позвонков из центра на периферию.

До 1,5 лет позвоночник равномерно растет во всех отделах, а затем преобладает рост поясничного отдела.

У грудных детей сначала развиваются мышцы живота, позже – жевательные. К концу первого года усиленно растут мышцы спины и конечностей.

До 7 лет увеличение поперечника мышц происходит за счет увеличения количества клеток, а после 15 лет ( в обычных условиях) – за счет утолщения уже существующих. У девочек прирост силы мышц идет с 10 – 12 лет, у мальчиков – с 13 – 14 лет, причем с 14 лет обычно мальчики сильнее девочек.

С возрастом меняется мышечная масса :

* у новорожденного мышцы составляют до 23,3% массы тела,

* в 8 лет – 27,2% массы тела,

* в 15 лет – 32,6% массы тела,

* в 17 лет – 44,2% массы тела,

* в старости начинается атрофия мышц, поэтому к 70 годам она может

уменьшиться до 22,1 – 25% массы тела,

· к 90 годам может снизиться до 11,1 – 14,3% массы тела.

Моторные нервные волокна и окончания созревают окончательно

после 7 – 8 лет.

С 30 – 45 лет увеличивается лабильность ( способность без потерь отвечать в ритме серийного частого стимула) нервного и мышечного волокна, а в старости резко снижается.

Форма грудной клетки меняется с возрастом:

· до 3 – 4 лет она коническая (ребра подняты вверх),

· к 8 годам она становится цилиндрической за счет опускания ребер,

· к 12 – 13 годам она становится уплощенной, как у взрослых.

Все это отражается на экскурсии грудной клетки.

С возрастом меняется необходимый двигательный режим человека:

* в 7 – 10 лет должно быть 12-16 тыс. движений в сутки,

* в 11 – 15 лет – до 30 тыс. движений в сутки,

* в 18 – 30 лет – до 35 тыс. движений в сутки.

В дальнейшем потребность медленно немного снижается.

С возрастом у ребенка происходит формирование двигательного навыка хождения:

* до 1 – 1,5 лет в ходьбе участвуют все мышцы организма, в том числе

мимические. Ребенок балансирует руками, напряжены мышцы живота и спины.

Шаги мелкие, семенящие;

· до 4 – 5 лет прекращается балансирование руками, постепенно возникает

координация движений (падает напряжение мышц, непосредственно не участвующих в хождении, улучшается взаимодействие участвующих мышц). В хождении принимают участие только мышцы конечностей, увеличивается длина и снижается частота шага;

· после 4 – 5 лет совершенствуется координация движений, дети могут бегать, прыгать, кататься на коньках, плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Хождение становится автоматическим актом, шаги максимально длинные и редкие. Однако школьникам все еще трудно выполнять тонкие работы, связанные с точными движениями рук и ног;

· в пубертатный периодувеличиваются скоростные показатели организма, но уменьшается координация движений и выносливость в скоростном беге.

 

2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Форма грудной клетки влияет на особенности дыхания:

· при конической форме дыхание преимущественно диафрагмальное, частое и поверхностное,

· при цилиндрической форме дыхание смешанное – грудное и диафрагмальное дыхание, более глубокое и редкое,

· при уплощенной форме дыхание преимущественно грудное, максимально глубокое и редкое.

С возрастом растет дыхательный объем, абсолютный минутный объем дыхания, в то время как относительный МОД (на единицу площади тела или веса) снижается. Происходит совершенствование дыхания – растет использование кислорода в легких.

С возрастом меняется ответ организма на физическую нагрузку: у детей нагрузка вызывает рост вентиляции легких за счет увеличения частоты дыхания, у взрослых – за счет его углубления (дыхательный объем).

С возрастом созревает дыхательный субстрат:

* у новорожденного 30 миллионов альвеол,

* к 7 – 8 годам – около 300 миллионов,

* к 10 годам около 450 миллионов, как у взрослых.

 

3. КРОВЬ.

С возрастом красный костный мозг перерождается в жир, что ухудшает образование эритроцитов. Наиболее долго сохраняется мозг в грудине, ребрах и позвонках.

У новорожденного 0,5 литров крови. С возрастом ее становится больше ( 4,5 – 5 литров), но она более жидкая и щелочная. Однако доля крови в весе человека падает:

* у новорожденного – 15%,

* в год – около 11%,

* у взрослых – 7 – 8 %.

Количество белков растет от 5 – 6 % у новорожденного до 7 – 8 % у

четырехлетнего ребенка и сохраняется на этом уровне у взрослых. Уровень глобулинов (они могут проходить через плаценту) падает до 3 – 4 лет, затем стабилизируется и опять растет в старости, когда снижается уровень альбуминов.

У детей выше, чем у взрослых содержание гликогена и ниже глюкозы в крови.

У новорожденных выше устойчивость эритроцитов.

Концентрация и абсолютное количество эритроцитов у новорожденного выше, чем у взрослого. Она снижается к 5 – 6 месяцам, а затем медленно растет. Количество лейкоцитов растет с возрастом. СОЭ у новорожденных меньше, чем у взрослых (1 – 2 мм/час).

Гемоглобин у плода фетальный, имеющий большое сродство к кислороду, что позволяет выживать на пренатальном этапе развития организма. При рождении этот вид гемоглобина гибнет (это определяет возникновение физиологической желтухи новорожденного), образуется гемоглобин взрослого ( с

меньшим сродством к кислороду).

Количество гемоглобина высокое у новорожденного, снижается к 7 – 12 месяцам и затем вновь растет с возрастом.

В целом у детей большая нормальная изменчивость показателей крови, они стабилизируются к 15 годам, сохраняются до 60 лет и вновь становятся изменчивыми.

 

4. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.

С возрастом стенки сосудов теряют эластичность, в том числе за счет изменения свойств их белков:

* эластина больше всего в 18 – 20лет, а затем к 30 – 40 годам снижается на 5 – 10 %;

* после 40 лет растворимый коллаген замещается нерастворимой

формой, поэтому пучки коллагена становятся более неподвижными;

* с возрастом на стенках сосудов откладывается Са ( в 18 – 22 года в норме его в 30 раз меньше, чем в 60 – 65 лет) что делает стенку сосуда более жесткой.

В целом ригидность стенки сосуда приводит к тому, что у пожилых людей сосуды сохраняются расширенными даже при низком артериальном давлении. Это еще более снижает давление, и что нарушает кровоток.

С возрастом нарастает скорость распространения пульсовой волны: с 4,5 – 5 м/с в возрасте 22 – 25 лет до 7 – 10 м/с в возрастет40 – 55 лет.

С возрастом в целом растет величина сердечного цикла (снижается пульс):

* у новорожденного около 0,4 сек (пульс 130 – 140 ударов в минуту),

* в 12 месяцев около 0,6 сек (пульс 100 – 110 ударов в минуту),

* в 20 – 60 лет около 0,8 сек (пульс 64 – 72 удара в минуту),

* после 60 лет должен немного учащаться.

С возрастом растет время кругооборота крови (снижается скорость кровотока, а значит, повышается риск тромбообразования):

* в 7 лет кругооборот за 3,72 с,

* в 20 лет – 18,5 с,

* в 40 лет – 20,7 – 22,0 с,

* в 70 лет – 22,6 – 25 с.

Кровяное давление с возрастом растет:

· в 2 месяца давление 70 – 80/ 30 – 40,

· в 12 лет – 105/ 50 – 60 ,

· в 18 – 20 лет – 117-118 / 65 – 70,

· после 60 лет – около 140/90 – 100, но ни в каком возрасте давление не должно быть выше 140/100.

С возрастом растет объемная скорость кровотока, но снижается линейная скорость , что способствует тромбообразованию. Снижается также минутный объем кровотока в покое, что приводит к нарушению кровоснабжения органов.

 

5. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Система рождается достаточно зрелой.

Секреция слюны начинается сразу после рождения, причем количество и качество слюны в этом возрасте не зависит от внешних раздражителей. Способность слюны расщеплять крахмал и сахара с помощью амилазы максимальна в 2 – 7 лет, а затем снижается.

Секреция и качество желудочного сока у новорожденного невысокие. Максимальное содержание пепсина (фермента, разрушающего белки) в соке в 20 – 40 лет, а затем снижается.

Таким образом, ферментативная активность пищеварительных соков с возрастом снижается.

У ребенка с возрастом меняется двигательная активность желудка:

* у новорожденного она непрерывная,

* по мере развитии организма она прерывается все более длительными

периодами покоя (к 3 – 4 годам становится симптоматической),

· к 7 – 8 годам она становится регулярной по ритму питания.

В целом , с возрастом моторика желудка и кишечника снижается.

Всасывание с возрастом ухудшается. Всасывание жиров у детей лучше, чем у взрослых.

Функциональные возможности печени уменьшаются к старости. Масса печени растет от новорожденности (135 г) до 30 – 40 лет (1,5 – 2 кг) и затем уменьшается к 70 – 80 годам. Регенераторная способность печени снижается с возрастом.

Максимальная способность к депонированию гликогена (животный углевод), как у взрослого формируется к 3 месяцам. Скорость опорожнения желчного пузыря минимальна у молодых людей ( что может привести к возникновению дискинезии желчевыводящих путей, камнеобразованию и даже к онкологической патологии ), а у детей и пожилых людей близка к максимуму.

 

6. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Почки новорожденных незрелые. Клубочковая фильтрация относительно поверхности тела у детей в 2,5 раза хуже, чем у взрослых. Она «взрослеет» к 11 – 14 месяцам. Кислотно-щелочное равновесие дети поддерживают не столь жестко. Осморегуляторная и ионрегулирующая функция почек формируется в первый год жизни. Почки новорожденных выводят воду медленнее, хуже способны к осмотическому концентрированию мочи. Для выведения одинакового со взрослым количества азотистых шлаков ребенку нужно в 2 раза больше воды.

Незрелость почек новорожденного проявляется при нагрузках:

· вода( более 200 г в сутки) приводит к водной интоксикации,

· соль ( более 1,5 г в сутки – взрослому 6 – 9 г в сутки) вызывает отеки,

· избыток пищи вызывает азотемию ( азотистое отравление).

Все это свидетельствует о незрелости гомеостатической функции почек у новорожденного.

У грудных детей слабее гуморальная и сильнее нервная регуляция почечной деятельности, чем у взрослых.

С возрастом происходит медленная деградация почек.

 

7. НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

У детей созревание нейронов происходит в трех направлениях:

* увеличивается объем цитоплазмы и размер внутриклеточных

структур;

· растут нервные отростки ( сначала растет тело клетки, затем аксон, затем дендриты);

· происходит миелинизация отростков (они покрываются дополнительной оболочкой): сначала периферических нервов, затем спинного мозга, потом головного мозга).

К 3 годам миелинизация завершается. Одновременно завершается созревание проекционных зон мозга. Ассоциативные зоны получают дополнительный толчок в развитии в 7 – 8 лет и окончательно формируются к 15 – 17 годам. Наиболее поздно созревают лобные доли головного мозга.

С возрастом созревают анализаторы:

* первыми созревают нейроны двигательной сферы;

* вестибулярный анализатор созревает еще до рождения, поэтому

рефлексы на изменение положения тела существуют у плода и глубоко

недоношенных детей,

· кожный анализатор созревает в несколько этапов. Первые реакции на раздражение кожи существуют у 7,5 недельного эмбриона. На 3–ем месяце жизни параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым у взрослых;

· обонятельный анализатор сформирован уже к рождению. Дифференцировка запахов отмечается уже с 4 месяцев;

· зрительный анализатор формируется поздно. Сетчатка формируется к 6 – 7 месяцам, цветоощущение – к 7 месяцам, а корковый отдел – к году;

· слуховой анализатор в целом формируется к концу первого года жизни, хотя реакции на слуховые раздражители существует к 3 – 4 месяцам.

С возрастом у ребенка созревает биоэлектрическая активность мозга.

Медленная активность в ЭЭГ существует у новорожденного. К 3 – 4 месяцам появляется α-ритм к и устанавливается к 5 – 6 годам. β-ритм устанавливается к 10 – 12 годам. В 12 – 15 лет значение медленной активности усиливается в связи с гормональными перестройками пубертатного периода. К 15 – 16 годам соотношение ритмов ЭЭГ восстанавливается.

У детей с возрастом созревает рефлекторная деятельность. Истинное торможение в нервной системе окончательно формируется к 5 – 7 годам, так как тормозные синапсы формируются более поздно : у маленьких детей торможение представляет собой либо истощение нервных процессов, либо мнимое.

У детей условные рефлексы вырабатываются медленно. Двигательные дифференцировки проявляются с 20 дня жизни, слуховые и зрительные – к 3 – 4 месяцам. Запаздывательное торможение может быть выработано к 5 месяцам. Угасательное торможение формируется также очень медленно.

С возрастом у детей созревают структуры мозга:

продолговатый мозг новорожденного достаточно зрел, он окончательно созревает к 7 годам,

мозжечок сильнее всего растет до года и окончательно формируется к 15 годам,

– после рождения формирование коры больших полушарий головного мозга происходит в виде создания борозд и извилин, заканчиваясь в 15 – 17 лет.

С возрастом у ребенка меняется сон. В онтогенезе быстрый сон появляется рано и в начале доминирует, составляя

* у новорожденного 50% времени сна,

* в 2 года – 30 – 40 % времени сна,

* с 5 лет соотношение фаз становится как у взрослого – быстрый 20 – 25 % времени сна.

Сновидения детей отражают направление развития их личности. У детей с плохой адаптацией к окружающему миру сновидения загружены символами.

С возрастом у ребенка меняется значение слова:

* до 6 месяцев слово – это только звуковой сигнал,

* после 6 месяцев слово становится условным раздражителем,

* к 11 – 12 месяцам слово жестко связано с чувственным образом, являясь элементом первой сигнальной системы,

* далее происходит формирование процесса обобщения: к 3,5 годам ребенок умеет выделять общие признаки предметов, к 5 – 6 годам обобщение сформировано – возникает понятийное мышление,

* к 6 – 7 годам слово становится ведущим, а значит, становится ведущей 2 сигнальная система.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.