Здавалка
Главная | Обратная связь

Бокал лимонада, Герард Терборх



ХАЛС, ФРАНС

Всего лет на десять моложе, нежели Морельсе, и лет на десять старше, нежели Элиас, был один из величайших художников Голландии — Франс Халс. Однако его искусство, известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к абсолютной зрелости. Это тем более удивительно, что все сверстники Халса, и даже младший его брат, несравненно архаичнее и скорее примыкают к художникам XVI века вроде Винкбоонса или Ганса Боля. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по абсолютному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Как тот, так и другой представляются скорее людьми XIX века, так мало в них условностей эпохи, такая в них чувствуется полнота свободы. Откровенность Веласкеса кажется непонятной при чопорном этикетном дворе Филиппа IV; и так же — “гениальная бесцеремонность” Халса необъяснима в среде чинных голландских бюргеров.

Откуда взялся этот стиль и это мастерство Халса — остается тайной. Он родился в Антверпене, в семье голландских переселенцев, но еще юношей вернулся в Гарлем.

Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1649/51. Холст, масло. 80х66,5. Инв. 982. Из собр. И. Э. Горцовского, Берлин, 1764

Рубенс едва ли успел оказать на него влияние. Быть может, он обязан чем-либо учителю Рубенса, ван Ноорту, но о последнем мы не можем судить по отсутствию достоверных произведений. Скорее и в Халсе можно найти следы натурализма Караваджо, с которым он мог познакомиться по картинам его нидерландских последователей. Это особенно заметно в его “дуленстюках”, т. е. картинах, изображающих клубы стрелков, и в его фигурках музицирующих мальчишек.

Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей; первая его жена умерла вскоре после побоев; на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены; жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. Каждое из изображенных им лиц имеет вид, что оно написано в один присест, и это впечатление, вероятно, близко к истине.

Как теперь, так и тогда, этот кажущийся легкий способ работы должен был прельщать молодежь. Однако или благоразумные голландцы воздерживались от искушения перенять манеру, которая едва ли была во вкусе нации [116], или же сам Халс удерживал их от подражания. Наконец, скорее всего, подражателей у него не имелось потому, что тогда была яснее неподражаемость живописи Халса при всей ее соблазнительной и кажущейся легкости. Ныне масса дилетантов и недоучек “пишут сплеча”, с “шиком à la Hals” свои ничтожные картины, и это производство приносит иным славу и деньги. Но в тесной близости с мастером “чудесная” сторона его техники была более очевидной, и кто в себе не чувствовал той же магической силы, тот и не пытался угнаться за ней.

Эрмитаж обладает четырьмя портретами мастера. Ни один из них не датирован (они снабжены, впрочем, монограммами), но портрет веселого офицера, принадлежит, судя по костюму, к 1630-м годам, а три других к 1650-м годам и даже 1660-м, когда Халсу было за 70 лет.

Франс Халс. Портрет члена Гарлемской гражданской гвардии (Портрет офицера). Около 1636/1638. Холст, масло. 85,7х68,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

Годы, впрочем, отнюдь не сказались ни в манере, по-прежнему энергичной, письма, ни в поражающих живостью характеристиках. Единственно, чем поздние картины отличаются от более ранних — это некоторой мрачностью и монохромностью колорита (что мы уже видели у Тициана и увидим у Рембрандта). Так, на портрете, изображающем, быть может, сына Халса — Франса-младшего, нет других тонов, кроме черного, белого и телесного;

Франс Халс. Портрет молодого мужчины. 1646/1648. Холст, масло. 68,Зх55,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

и, однако, этот портрет по своей красочной прелести не только не уступает более пестрому “портрету офицера”, но даже превосходит его — великая тайна подлинно гениальных живописцев. [117]

ФРАНС ХАЛЬС

Ок. 1580-1666

Мужской портрет

Ок. 1650 г. Холст, масло. 84,5x67 см.

Справа: монограмма F. Н.

Голландский художник Франс Хальс вошел в историю мирового искусства как выдающийся мастер реалистического портрета.

Одно из лучших произведений Хальса — эрмитажный «Мужской портрет»—относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ. Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены. Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.

В поздних портретах Хальса, мастера смеха и улыбки, исчезают веселый задор и жизнерадостность. Очевидно, изменения, происшедшие в творчестве художника, отражают реальные перемены в социальной жизни современного ему общества.

Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Мазок становится смелым и энергичным, а характеристика образа — предельно острой и выразительной. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Приходится лишь сожалеть, что в своем настоящем виде он не раскрывает до конца замысел Хальса. По-видимому, в угоду вкусам XVIII века, чужой рукой была записана надетая набекрень шляпа с помпоном, которая придавала образу портретируемого почти гротескный характер. Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Кроме того, в Англии, в Британском музее, хранится копия с портрета, сделанная до его искажения, а возможно, именно в связи с этим. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе.

«Мужской портрет» поступил в собрание Эрмитажа в конце XVIII века.

 

 

ГЕРАРД ТЕРБОРХ

1617-1681

Бокал лимонада

1663—1664 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 67 X 54 см.

«Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей, как никто другой из голландских жанристов. Но техническое совершенство его живописи, особенно непревзойденное мастерство в передаче разнообразных материалов, так велико, что порой заслоняет от зрителя тонко подмеченные душевные движения героев картин.

Происходит диалог. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. С простодушно-приветливым лукавством смотрит молодая дама и робко-настойчиво — франтоватый молодой кавалер. Сцена ухаживания и заботы. Молодая женщина, возможно, недомогает. Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани. И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах... Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.

Александр Бенуа писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». Голландский художник XVII века

Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.

Терборх много путешествовал и был хорошо знаком с произведениями таких крупных мастеров, как ван Дейк и Веласкес. По-видимому, у последнего он и заимствовал утонченную красочную гамму серых, белых и черных тонов. Но в основных принципах живописец оставался верен традициям голландского искусства.

Герард Терборх любил писать самые обычные сцены бюргерской жизни. Он принадлежал к так называемым «малым голландцам», которые создали удивительную изобразительную панораму быта. И была в том большая поэзия, ибо, казалось бы, второстепенная, сугубо личная жизнь приобретала неповторимое значение. Необходимой частью уюта становились предметы. Мебель: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей. Графин темного стекла и бокал. Фрукты.

Гармония уюта и возвышенность обычного действа, не теряющего, впрочем, своей тривиальности.

Терборх начинал как бытописатель жизни простых людей: «Мальчик с собакой», «Точильщик», «Женщина, чистящая яблоко» показывают его интерес к жизни малоимущих сограждан. Впоследствии их сменили дамы из общества. Создан Терборхом и групповой портрет дипломатов — «Мюнстерский мир».

Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.

История картины довольно любопытна. В XVIII столетии ее надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.

Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.

 

Бокал лимонада, Герард Терборх

o Автор: Герард Терборх

o Выставлена в музее: Эрмитаж

o Год: 1660-е

 

o ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

o 1

Описание картины:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.