Методические рекомендации по организации профессиональной деятельности старшего воспитателя для формирования имиджа
В качестве общих задач методической работы можно представить следующее: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач развития и содержания методической работы. В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции. Наиболее значимой в методической работе является управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития) . Цель методической работы в режиме функционирования может быть сформулирована как «поддержание достигнутого качества образовательного процесса или оптимизация его результатов», в режиме развития – как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями». При решении задачи управления функционированием образовательного процесса ДОУ основное внимание направлено на организацию и контроль выполнения образовательной программы, а также на выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Методическая работа должна быть целенаправленной, т. е. ее содержание и формы должны определяться целью и задачами. Содержание методической работы старшего воспитателя (по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой) № п/п Функции управления Функции старшего воспитателя 1 Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике 2 Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки 3 Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу 4 Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями 5 Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый) : оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды 6 Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе Профессиональные требования к старшему воспитателю Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции. Старший воспитатель обязан владеть глубокими систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада. Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности. 1. Вместе с заведующим старший воспитатель ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением, выполняя следующие функции: - подбор кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов; - создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников; - формулировка социального заказа своему ДОУ, выработка философии, определение цели; - стратегическое планирование, разработка и внедрение программ развития и планов работы ДОУ; - создание имиджа ДОУ среди населения; - выбор (разработка) образовательных программ для детей; - организация образовательной, воспитательной работы с детьми; - организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ; - развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов; - развитие сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п. 2. Старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей, предусматривая: - повышение квалификации воспитателей; - помощь воспитателям в самообразовании; - аттестацию воспитателей; - составление сетки занятий по возрастным группам; - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; - обмен опыта работы сотрудников ДОУ; - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; - развитие преемственности ДОУ и школы; - совершенствование работы с родителями; - комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками; - постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы. 3. Старший воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу, включающую: - подготовку и регулярное проведение заседания педагогического совета; - проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов; - организацию работы творческих групп; - своевременное приобретение оборудования, необходимого для учебно-воспитательной, методической работы; - ведение картотеки издаваемой учебно-методической и педагогической литературы; - комплектование, пропаганду среди воспитателей библиотеки учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ; - организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; - проведение совместных мероприятий со школой; - подготовку для родителей стендов, папок-передвижек об опыте семейного воспитания; - своевременное оформление педагогической документации; - формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям. 4. Старший воспитатель осуществляет контроль работы воспитателей, состоящий: - в систематической проверке планов учебно-воспитательной работы; - посещении по графику занятий в группах; - контроле выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета; - организации взаимодействии в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов; - регулярном проведении диагностики развития детей, их знаний, умений, навыков; - изучении планов воспитателей по самообразованию. Старший воспитатель обеспечивает определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики: - первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов - осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля; - усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий; - обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|