Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная физиология.



1. Возрастная физиология как наука, ее предмет, цель и задачи, значение для психологии и педагогики.

2. Этапы и периоды онтогенеза.

3. Рост и развитие организма. Физическое и психическое развитие.

4. Акселерация и ретардация.

5. Регуляция функций в организме.

6. Уравновешенность организма с внешней средой как условие его существования. Механизмы взаимодействия организма с внешней средой и различных органов между собой.

7. Понятие о регуляции и саморегуляции функций в организме. Гомеостаз как относительное постоянство показателей внутренней среды организма.

8. Гуморальная регуляция функций. Роль метаболитов и гормонов.

9. Основные железы внутренней секреции и физиологическая роль их гормонов. Возрастные особенности эндокринной системы.

10. Рефлекторная (нервная) регуляция как высший этап развития регуляторных приспособлений организма, ее преимущества перед гуморальной регуляцией.

11. Положительные и отрицательные обратные связи в регуляции функций, их биологическое значение.

12. Взаимосвязь и единство нервной и гуморальной регуляции.

13. Физиологические системы организма.

14. Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе.

15. Физиология крови. Строение крови, характеристика плазмы и клеточных элементов.

16. Понятие об иммунитете.

17. Группы крови, возможности их совмещения при переливании крови.

18. Физиология сердечно-сосудистой системы. Строение сердца и его работа.

19. Круги кровообращения, их строение и функции.

20. Показатели кровообращения в покое и при физических нагрузках: систолический и минутный объемы крови, линейная и объемная скорость движения крови, пульс, кровяное давление.

21. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки.

22. Строение и функции дыхательной системы.

23. Механизм дыхательных движений.

24. Нейрогуморальная регуляция дыхания.

25. Показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках: частота дыхания, дыхательный объем, минутный объем дыхания.

26. Жизненная емкость легких как показатель резервных возможностей дыхательной системы организма.

27. Возрастные особенности дыхания.

28. Общий план строения и функции пищеварительной системы.

29. Нейрогуморальная регуляция секреций пищеварительных желез.

30. Возрастные особенности пищеварения.

31. Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ.

32. Возрастные особенности энергетического обмена.

33. Особенности обмена белков, жиров и углеводов в детском и подростковом возрасте.

34. Нормы и режим питания.

35. Строение и функции органов выделительной системы, их возрастные особенности.

36. Физиология нервной системы.

37. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Звенья рефлекторной дуги и их функции.

38. Общий план строения нервной системы. Иерархия в деятельности отделов ЦНС.

39. Методы изучения функций отделов ЦНС.

40. Строение нервной ткани. Структура и функции нейронов и глионов. Серое и белое вещество мозга.

41. Классификация нейронов.

42. Структурно-функциональная характеристика синапсов. Возбуждающие и тормозные синапсы.

43. Механизм передачи возбуждения, происхождение ВПСП и ТПСП.

44. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона и синапса.

45. Торможение в ЦНС. Современные представления о клеточных механизмах торможения.

46. Движение и взаимодействие нервных процессов: иррадиация, концентрация, индукция.

47. Принципы доминанты в деятельности ЦНС. Свойства доминантного очага.

48. Особенности протекания нервных процессов в подростковом возрасте.

49. Строение и функции спинного мозга. Спинальные рефлексы. Проводниковая функция спинного мозга.

50. Физиология продолговатого мозга, рефлекторная и проводниковая деятельность.

51. Физиология среднего мозга, механизм рефлексов выпрямления (установки тела в пространстве).

52. Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентной чувствительности.

53. Структурные и функциональные особенности гипоталамуса. Значение гипоталамо-гипофизной системы в формировании особых физиологических состояний организма.

54. Физиология мозжечка, его участие в координации сложных двигательных актов.

55. Ретикулярная формация ствола мозга, характерные черты строения и функции.

56. Строение и функции лимбической системы.

57. Физиология больших полушарий головного мозга. Структурно-функциональная организация коры.

58. Локализация функций в коре. Сенсорные и моторные зоны коры. Ассоциативные области коры.

59. Функциональная асимметрия полушарий.

60. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе.

61. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий. Основные ритмы ЭЭГ. Формирование ЭЭГ в онтогенезе.

62. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Структурно-функциональная характеристика анализаторов. Анализатор и сенсорная системы. Анализаторы и органы чувств.

63. Физиология зрительного анализатора. Строение и функции органа зрения.

64. Физиология слухового анализатора. Строение и функции органа слуха. Механизм восприятия звука.

65. Функциональное значение и возрастные особенности двигательного, кожного, обонятельного, вкусового, вестибулярного анализаторов.

66. Вегетативная нервная система, ее структурные и физиологические особенности.

67. Высшая нервная деятельность. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. История открытия условных рефлексов.

68. Условия образования и биологическое значение условных рефлексов.

69. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.

70. Классификации условных рефлексов.

71. Механизм образования временной связи условного рефлекса.

72. Торможение условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее), его разновидности и биологическое значение.

73. Врожденные цепьевые рефлексы как основа инстинктов. Характерные особенности и механизм развития инстинктов.

74. Динамический стереотип как основа приобретенной формы поведения. Физиологическая природа, особенности и значение стереотипных реакций для формирования трудовых навыков.

75. Онтогенез безусловных и условных рефлексов.

76. Теория функциональной системы П.К.Анохина. Структура и значение функциональной системы в формировании целенаправленного поведенческого акта.

77. Учение И.П.Павлова о типах ВНД. Характеристика нервных процессов, лежащих в основе разделения людей по типам ВНД. Генотип и фенотип. Понятие типа ВНД.

78. Классификация и характеристика типов ВНД. Тип ВНД и темперамент.

79. Изменения ВНД в подростковом возрасте.

80. Типологические особенности ВНД человека. первая и вторая сигнальные системы действительности, их характерные особенности и значение в восприятии окружающего мира.

81. Формирование второй сигнальной системы. Значение второй сигнальной системы для процессов мышления.

82. Художественный и мыслительный типы ВНД. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и тип ВНД.

Психофизиология

1. Психофизиология как наука, ее предмет, цель и задачи. Методы исследования в психофизиологии

2. Психофизиология эмоционально-потребительной сферы. Определение и классификация потребностей.

3. Мотивация как опредмеченная потребность. Виды мотиваций. Этапы формирования мотивированного поведения.

4. Определение и функции эмоций.

5. Нейроанатомические субстраты эмоций. Компоненты эмоций.

6. Характерные черты и классификации эмоций.

7. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Связь эмоций с мотивациями поведения.

8. Влияние эмоций на здоровье и деятельность человека.

9. Понятие и виды внимания.

10. Ориентировочный рефлекс как физиологическая основа внимания.

11. Нейрофизиологические механизмы внимания.

12. Понятие и процессы памяти. Характеристика запоминания, хранения и воспроизведения информации.

13. Классификации памяти.

14. Временная организация памяти. Клеточные механизмы кратковременной и долговременной памяти. Этапы формирования энграмм.

15. Теории памяти: анатомическая, глиальная, химическая теории.

16. Мышление и речь. Основные звенья речи. Локализация центров речи. Речевая функциональная асимметрия. Онтогенез речи.

17. Современные представления о природе и механизме мышления.

18. Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека.

19. Методы диагностики функциональных состояний.

20. Физиологическая характеристика сна. Структура нормального сна. Сон «быстрый» и «медленный».

21. Теории сна.

22. Фазовые состояния нервных центров при переходе от бодрствования ко сну.

23. Сновидения. Факторы, определяющие содержание сновидений.

24. Онтогенез физиологического сна.

25. Физиология стресса. Классификация стрессов.

26. Физиологический механизм развития стресса. Стадии стресса. Эустресс и дистресс.

27. Стресс и здоровье человека. управление стрессовыми реакциями.

28. Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов.

29. Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Синхронизация биоритмов. Пейсмекеры.

30. Десинхроноз. профилактика десинхронозов

31. Биоритмы и работоспособность. Значение учения о биоритмах в педагогике.

Литература

Основная

1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 403с.

2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб.: Питер, 2006. 302с.

3. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология. – Екатеринбург: «Уральское издательство», 2007. 646с.

4. Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. – Москва: Академия, 2011. 336с.

 

Дополнительная

1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – С.-П., Сотис, 1998.

2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов на Дону, Феникс, 1999.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., Учебная литература, 1997.

4. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. – М., Изд-во УРАО, 1998.

5. Основы психофизиологии /под ред. Ю.И.Александрова. М., Инфра-м, 1997.

6. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998.

7. Резанова Е.А. и др. Биология человека. Анатомия. Физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах. М., Медицина, 1988.

8. Сапин М.Р., Сивоглазов Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М., Академия, 2000.


 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.