Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Белое-Чёрное-Белое»

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ РЕАКЦИЯХ СТРАХА И ФОБИЯХ

Слайд.

Близким к тревожности состоянием является страх. Но тревожность в отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же всегда связан с конкретным объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей. Без чувства страха мы оказались бы легко уязвимы.

Слайд.

В психологическом консультировании встречаются 2 типа страхов— нормальным, понимаемым как естественное аффективное состояния ожидания конкретной грозящей ему опасности, и патологическим, понимаемым как иррациональный страх перед определенными объектами или ситуациями, не представляющими реальной опасности, последний обычно называют фобиями. Чтобы консультант мог эффективно оказывать помощь, он должен понимать психологический смысл и психодинамику разного рода страхов.

Чаще всего клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных с какими-то важными событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным.

Слайд.

Janis выполнил показательное исследование (1958; цит. по: Kennedy, 1977). Он изучал страх у больных хирургического отделения и выделил три типа эмоциональных реакций:

1. Пациенты первой группы переживали особенно сильный страх перед операцией. Они открыто говорили о своей озабоченности, старались как-то отложить операцию, не могли заснуть без успокоительных лекарств и постоянно искали сочувствия и поддержки у персонала больницы. Для этих пациентов и после операции была характерна значительно большая тревожность, чем для остальных.

2. Пациенты второй группы испытывали перед операцией умеренный страх. Иногда они высказывали озабоченность отдельными аспектами предстоящей операции (например, способом обезболивания) и просили предоставить правдивую информацию о том, что с ними будут делать. Хотя эти пациенты и чувствовали себя уязвимыми, тем не менее предметом их озабоченности были реальные, а не воображаемые опасности. После операции у них наблюдались лишь незначительные эмоциональные нарушения. Они хорошо сотрудничали с персоналом больницы.

3. Пациенты третьей группы почти не испытывали никакого страха перед операцией. Они положительно смотрели на то, что должно произойти, хорошо спали. Их ожидания в отношении операции выглядели чрезмерно оптимистичными. После операции, столкнувшись с послеоперационными болями, эти пациенты без конца жаловались на свое самочувствие, становились злыми и агрессивными, и свою злобу выплескивали на персонал больницы.

Janis сделал вывод, что страх средней степени полезен, потому что готовит человека к столкновению с реальными опасностями и будущими ограничениями. Весьма важной для пациентов оказалась предварительная информация о событии, которого они боялись. Пациенты третьей группы казались бесстрашными, не интересовались, что может случиться с ними, поэтому столкновение с послеоперационными болями было неожиданным.

Слайд.

Материалы этого исследования существенны для консультирования клиентов со страхом. Прежде всего напрашивается утверждение, что не нужно помогать клиентам полностью избавляться от страха, а также не следует скрывать информацию, которая на первый взгляд кажется пугающей. Информация, представленная должным образом, только подготавливает к тяжким событиям. Определенная доля страха может оказаться целительной. Консультант должен помочь клиенту конструктивно воспользоваться страхом.

 

5 слайд.

Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствие неразрешенных внутренних конфликтов.

Слайд.

Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретировании внутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. В интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле фобии. За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Смысл фобий сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента, поэтому не трудно ошибиться, поддавшись соблазну поверхностного объяснения.

Слайд.

Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт. Поэтому клиент нередко спокойно говорит о своем страхе, но отрицает существование любых внутренних конфликтов, связанных с этим страхом. Консультант должен быть готов к такому поведению. Попытки избежать обсуждения конфликта могут проявиться самыми разнообразными способами. Обычно клиенты крайне осторожны в отношениях с консультантом. Они склонны сопротивляться стремлению консультанта говорить о вещах, провоцирующих тревожность. Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с фобиями, поскольку порой приходится уступать клиентам и не затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции фобий.

Слайд.

Консультанту важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего "трусливого" поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более широком контексте.

Слайд.

В психологической коррекции страхов можно начать с актерских техник: клиенту предлагается принять мимику, позу очень испуганного человека – спрятать голову в плечи, сжаться, согнуть колени и постараться почувствовать или восстановить те чувства, которые клиент испытывал в ситуации, когда боялся.

Затем необходимо распрямить плечи и принять позу счастливого человека, улыбаться во весь рот, смеяться. Клиент должен постараться действительно почувствовать радость.

После этого можно попробовать изобразить агрессию, затем снова страх и т.д.. Необходимо как бы перетекать из эмоции в эмоцию. Сначала переход будет медленным. Потом почти мгновенным.

Слайд.

К эффективным приемам коррекции страхов можно отнести методы НЛП акцентируют внимание на работе с «кинофильмами» переживаний. Клиенту предлагается представлять всё в виде «фильмов» и отслеживать то:

· что и как он при этом видит,

· что и как он при этом чувствует,

· что и как он слышит.

Упражнение «Белое-Чёрное-Белое»

Психолог помогает клиенту отправиться во время, предшествовавшее данному (травмирующему) событию. Клиенту важно как следует прочувствовать то состояние, когда ему ещё ничего не угрожало, когда он был - в порядке.

Затем (сразу же) клиент отправляется в то время, которое было «после», когда всё осталось совсем позади и когда ему опять уже ничего не угрожало.

С обеих сторон, (таким образом), к травмирующему событию, которое и составляет страх человека, примыкают абсолютно безмятежные и спокойные участки времени - безопасное пространство.

Теперь всякий раз, когда клиент в рабочем порядке представляет себе свой страх (чтобы отработать и изжить его), он отматывает «киноплёнку» этого события в те места, где:

· ЕЩЁ пока ничего не произошло,

· и УЖЕ ничего не происходит, потому что всё - закончилось.

Двигаясь по воображаемой линии времени вперёд-назад, от «До травмы» к «После травмы», клиент сглаживает шероховатость, зазубрину, которую на оси времени представляет собой его страх.

Это напоминает работу столяра над шероховатой доской, об которую поначалу можно легко занозиться, работу - которая «выправляет» наши переживания, делая жизнь - гладкой и лёгкой - по внутреннему ощущению, которое, будучи искренним, всегда потом подтверждается реальностью.

Слайд.

Также в психологической работе со страхами можно использовать:

· Методику аутогенной тренировки И.Шульца;

· Методы релаксации.

Слайд.

Необходимо отдельно рассмотреть особенности детских страхов, так как они имеют особенную специфику и играют важную роль в процессе формирования личности.

Детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только положительные эмоции, но и отрицательные. Поэтому часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Например, подростнки любят смотреть фильмы ужасов, особенно небольшой компанией в темной комнате, а собравшись вечером, начинают рассказывать друг другу страшные истории, при этом с острым эмоциональным завершением, когда рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки сидящих рядом, пугает их. За этим обычно следуют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии, направленной на разрушение и агрессию.

Однако, необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но нельзя забывать, что страх для ребенка - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Слайд.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.