Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое руководство



Свагито Р. Либермайстер Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе

Практическое руководство

Книга "Корни любви" рассказывает о методе Семейных расстановок, который был создан сравнительно недавно немецким психологом и психотерапевтом Бертом Хеллингером и мгновенно приобрел мировую известность, завоевав всеобщее признание.

Рассказывая о сути метода, эта книга представляет Семейные расстановки в контексте медитации, личностного и духовного роста, а также проясняет связь между терапией и медитацией, показывая, как они могут следовать вместе "рука об руку".

Богатство примеров из реальной жизни переносят нас со страниц книги с ее теориями и концепциями в саму гущу жизни. Книга зовет нас совершить путешествие от наших семейных корней к вратам медитации, от знания того, что такое отношения, к пониманию того, что такое любовь, от разрезания сковывающих нас пут к обретению свободы.

Написанная простым и доступным языком, книга будет интересна тем, кто хочет больше узнать о методе Семейных расстановок, а также всем, кто стремится глубже понять, что происходит в их собственных семьях и личной жизни. Ведущие семинаров по Семейным расстановкам могут использовать книгу в качестве учебного пособия. Также она будет полезна и другим представителям помогающих профессий - психологам, консультантам, педагогам, тренерам и др.

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ» - ДОБРЫЕ ВЕСТИ

 

SVAGITO R. Liebermeister

The

Roots of Love

A guide to Family Constellation: Understanding the ties that bind us and the path to freedom

СВАГИТО Р. Либермайстер Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство

Санкт-Петербург Издательская группа «Весь» 2008

УДК 159.9 ББК 86.39 Л55

Перевод на русский язык Т. В. Лебедевой

Либермайстер Свагито Р. Л55 Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство. — СПб.: ИГ «Весь», 2008. — с. 384. — (Путь мистика / Из мира Ошо). ISBN 978-5-9573-1382-3

 

Свагито Р. Либермайстер имеет более чем 30-летний опыт работы в области терапии и медитации, а также 27-летнюю практику работы с людьми в качестве терапевта.

Его книга «Корни любви» рассказывает о методе Семейных расстановок, который был создан сравнительно недавно немецким психологом и психотерапевтом Бертом Хеллингером и мгновенно приобрел мировую известность, завоевав всеобщее признание.

Рассказывая о сути метода, эта книга представляет Семейные расстановки в контексте медитации, личностного и духовного роста, а также проясняет связь между терапией и медитацией, показывая, как они могут следовать вместе «рука об руку».

Богатство примеров из реальной жизни переносят нас со страниц книги с ее теориями и концепциями в саму гущу жизни. Книга зовет нас совершить путешествие от наших семейных корней к вратам медитации, от знания того, что такое отношения, к пониманию того, что такое любовь, от разрезания сковывающих нас пут к обретению свободы.

Написанная простым и доступным языком, книга будет интересна тем, кто хочет больше узнать о методе Семейных расстановок, а также всем, кто стремится глубже понять, что происходит в их собственных семьях и личной жизни. Ведущие семинаров по Семейным расстановкам могут использовать книгу в качестве учебного пособия. Также она будет полезна и другим представителям помогающих профессий — психологам, консультантам, педагогам, тренерам и др.

 

УДК 159.9 ББК 86.39

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Svagito R. Liebermeister, 2004 © Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская Группа „Весь"», ISBN 978-5-9573-1382-3 2008

 

Оглавление


Благодарности 11

Введение . 14

Словарь терминов ..Л 17

Часть I СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Глава 1. Семейные системы: как они работают? . 20

Что такое расстановка? .. 23

Мы являемся частью сообщества 25

Для кого может быть полезна расстановка семьи? 27

Подготовка к расстановке .. 28

Метод одной встречи . 29

Типичная семейная расстановка . 32

Главаа 2. Совесть: сила, управляющая нашим поведением . 35

Совесть: потребность в принадлежности . 38

Потребность в равновесии . 40

Социальный порядок и этикет 42

Коллективная совесть . 43

Закон принадлежи00 .. ^4

Закон иерархии . 45

Закон равновесия .. 46

Благополучие системы 48

Личное в противовес коллективному .. 49

Глава 5- Исключение: кто оказался вне системы? 53

Исключенная бабушка 56

Что значит быть исключенным из системы? 59

Как прекратить влияние прошлого на нашу жизнь:

включение в систему тех, кто был исключен — 60

От слепой любви к любви осознанной 61

Кто принадлежит к семейной системе? .. 63

Несколько историй для примера 64

Глава -т. Священный Порядок .. 67

Порядок любви: родители и дети 72

Уважение родителей .. 74

Проявление уважения 78

Возвращение бремени с любовью .. 80

Глава 5- Семейная вина: потребность

в равновесии 84

Коллективная вина . 87

Что делать, чтобы освободиться от оков семейной

вины? .. 91

Коротко о главном . 95

Глава 6. Жертва и преступник .. 96

Как отказаться от роли судьи? 100

Семейная динамика в процессе расстановки .. 102

Что такое идентификация? . 103

Национальные и культурные столкновения 105

Работа с динамикой «преступник—жертва»

в процессе расстановки 109

Глава 7- Живые и мертвые . 112

Умершие дают нам свое благословение .. 115

Нежелание мириться со смертью близких людей 117

Иллюзия собственной важности . 118

Смерть во время родов .. 120

Реальные люди, реальные события .. 122

Когда мертвые учатся у живых? .. 125

Оглавление » 7

Гла6а 8. Прерванное движение к матери . 127

Восстановление связи . 131

Глаоа Отражение семейной динамики в болезнях: основные примеры семейных переплетений.. 134

Я последую за тобой .. 136

Я сделаю это за тебя .. 137

Искупление вины .. 139

Работа с болезнями 139

ЛЮБОВЬ МЕЖДУ МУЖЧиНОй U ЖЕНЩиНОй

Глава 10. Отношения: мужчина — женщина 148

Взаимообмен энергиями в отношениях. Равновесие

между «отдавать» и «принимать» 149

Когда начинаются проблемы? . 150

Позитивный и негативный взаимообмен 152

Обязательства в отношениях .. 157

Порядок в отношениях .. 161

ГлаВ»а 11. Рост в отношениях .. 166

Уважать различия .. 167

Отношения между мужчиной и мужчиной

или женщиной и женщиной: слабая полярность 169

Разные семейные ценности 170

Негативная связь сильнее < . 173

Уважать переплетения партнера 173

Глубина в отношениях 176

Близость с тем или иным родителем становится

явной во время расстановки . 178

Глава 12. Развитие отношений .. 182

Когда заканчивается медовый месяц .. 184

Расти влюбви ..щ . 186

Признание наших ограничений . 188

Односторонняя любовь .. 192

Уважение бывшего партнера . 194

Разойтись мирно . .. 198

8 • ОелаЬление

Глава 15. Дети .. 200

Разлука с детьми . 206

С кем мы работаем? .. 209

Соревнование между родными братьями

и сестрами 210

Глава И-. Пространства любви .. 212

Секс .. 212

Любовь .. 214

Сострадание .. 215

Познание себя 217

Глава \'у. Особые темы: инцест, аборт,

приемные дети, гомосексуальность, любовные

треугольники .. 220

Инцест и сексуальное оскорбление . 221

Аборт . 226

Приемные дети . 229

Гомосексуальность . 233

Несколько партнеров и любовные треугольники— 234

Часть 111

CEMEЙHblE РАССТАНОВKИ

Глава 6. Этапы подготовки к расстановке .. 241

Как определить настоящую проблему? 243

Какую семью расставлять первой? .. 244

Кто должен участвовать в расстановке? .. 245

Обратная связь .. 247

От диагноза к решению . 248

Глава 17. Позиция ведущего .. 250

Качества присутствия . 251

Работать без предубеждений .. 252

Искусство самонаблюдения 254

Лицом к лицу со страхом 256

Искренность .. 257

За пределами личной совести . 259

Контакт с родителями 261

«Перенос» мешает исцелению 262

Оглавление « $

Неожиданные решения . 265

Уважение энергетических полей 266

Поддерживая движение к исцелению . 267

ГлаВ>а 13. Инструкции для ведущего .. 270

Два основных вопроса 271

Три принципа 274

Глава . Три составляющих: порядок, реальность, энергия . 276

Порядок . 276

Реальность . 281

Факты 281

Использование фактов в ходе расстановки . 284

Энергия . 286

Необходимо учитывать все три элемента 290

Глава 20. Разрешающие фразы . 291

Глава 21. Движения души .. 298

Непрерывный поток .. 300

Движения, отражающие переплетения, и движения исцеляющие . 301

Высшая мудрость 304

Прошлое и настоящее 306

Различные эмоции .. .. 307

Позволить энергии набрать силу и проявиться 309

Часть IV РОЛЬ МЕДиТАЦии Б СЕМЕйНЫХ РАССТАНОБКАХ

ГлаВ>а 22. Искусство медитации 313

Глава 17). Индивидуальные сессии и семинары .. 321

Индивидуальные сессии . 321

Семинары: работа в группе . 324

Движение по кругу .. . 325

Медитация . 329

Глава 24. Контекст работы 333

« Оглавление

Терапия и медитация . 333

Два вида счастья . 335

Два подхода к Семейным расстановкам . 337

Модель реальности . 338

Трансцендентальная точка зрения .. 340

За пределами системы убеждений .. 342

Семейные расстановки и обучение . 345

Глубинное значение законов семейных систем 346

Быть в согласии с жизнью .. 348

Путь к свободе .. 350

Приложение. Часто задаваемые вопросы 354

Как часто можно делать расстановку? . 354

Что делать после расстановки? 355

Что значит «терапия, ориентированная

на разрешение ситуации»? 355

Важно ли просить клиента встать на свое место

в расстановке? .. 356

В какие моменты расстановку необходимо

прерывать? .. 357

Может ли клиент сделать расстановку

для кого-то другого? . 357

Что если после сессии ничего явно не меняется?____ 358

Об авторе 361


 

Благодарности

 

Я благодарен Ошо, моему духовному мастеру, который стал для меня источником вдохновения в личном духовном росте и в моей работе как терапевта Ошо помог мне набраться смелости и подвергнуть сомнению все, чему меня научило общество, в котором я вырос. Он учил меня глубже понимать жизнь и ее основы, а также ценить тайну, которой пронизаны все грани человеческого бытия.

Я благодарен Берту Хеллингеру за создание метода Семейной расстановки и особенно — за те новые перспективы, которые он открыл для меня как в личном, так и в профессиональном плане.

Я благодарен маме за то, что она учила меня безусловной любви, и отцу, который учил меня уважать свободу. Я благодарен любимой жене Мире за наше с ней удивительное путешествие по этой жизни, а также за то, что она постоянно пробуждает во мне радость и страсть к приключениям.

Я также благодарен Савите, которая помогла мне начать работу над книгой, и Субхути, который помог мне довести дело до конца. Без их помощи и поддержки я бы никогда не решился взяться за перо. Благодаря Субхути язык книги получился легким, понятным и точным. Спасибо им за то, что в итоге у нас получилась хорошая книга.

Я испытываю благодарность ко всем моим учителям и коллегам, занимающимся Семейно-системными расстановками. Особое спасибо Сурави, чьими усилиями эта система стала широко известной и популярной в Испании. Я также благодарен всем своим ученикам и участникам моих групп и семинаров, чьи доверие и любовь глубоко тронули мое сердце. Вы сделали богаче не только мою работу, но и всю мою жизнь. Благодаря вам я стал более осознанным. Многие примеры из моей работы включены в книгу, однако в целях соблюдения конфиденциальности я изменил имена, а в некоторых случаях и страны.

...Один раз выродились благодаря родителям. Второй раз вам предстоит родиться благодаря самому себе. Вы должны стать себе и отцом, и матерью..,

 

Отношение

У каждого из нас есть отец и мать. Это настолько естественный и очевидный факт, что мы принимаем его как нечто само собой разумеющееся, а порой и вовсе о нем забываем. Тем не менее, отношения с отцом и матерью чрезвычайно важны. Родители дают нам жизнь, благодаря им мы обретаем физическую форму. «Вы здесь благодаря родителям, если бы не они, вас бы здесь не было. Вы состоите наполовину из матери, наполовину из отца. Многое в вашей жизни происходит из-за них... Не забывайте об этом», — это слова моего духовного мастера Ошо.

Все мы глубоко связаны с родителями, вне зависимости от того, любим мы их или отвергаем, доверяем ли им или хотим каким-то образом от них отделиться. Практически невозможно встретить человека, которому все равно, какие у него отношения с родителями. Семья считается либо источником проблем, либо основой здорового общества. Динамика же семейных отношений уже много десятилетий является предметом пристального научного изучения.

Метод Семейных расстановок был создан сравнительно недавно немецким психологом и психотерапевтом Бертом Хеллингером и мгновенно приобрел мировую известность, завоевав всеобщее признание. Хеллингер выявил основные законы, действующие в семейных системах, универсальные для разных культур.

Моя книга предназначена для тех, кто хочет лучше понять метод Семейных расстановок. Книгу можно использовать как руководство по расстановкам и как справочник. Я рассказываю об основных моментах данного подхода простым, доступным языком, обращаясь к более широкому, выходящему за рамки терапии контексту. Я суммировал открытия Берта Хеллингера, добавил свой собственный опыт и ввел медитацию, поскольку она помогает глубже проникать в тайны семейных переплетений. Примеры, которые я привожу, взяты в основном из моей практики. В них представлены семейные системы разных стран.

Книгу можно использовать как учебное пособие для тех, кто проводит семинары по Семейным расстановкам. Много полезного и интересного найдут в книге и те, кто стремится глубже понять, что происходит в их собственных семьях.

В первой части я рассказываю о законах, управляющих отношениями между взрослыми и детьми в семье, из которой мы родом.

Во второй части я исследую уникальную взаимосвязь между мужчиной и женщиной и рассказываю о том, как строить более здоровые отношения.

Третья часть книги посвящена методу Семейных расстановок. Вы узнаете о том, что нужно учитывать и на что можно опираться во время проведения терапевтических сессий.

 

Сoeдинение

В четвертой части я рассказываю о том, как можно соединить метод Семейных расстановок с медитацией. Так же как медитация, семейно-системная терапия призвана не столько «лечить» людей, сколько дать им возможность глубже понять себя, стать ближе к своей истинной природе, осознать, что управляет их поведением и... что скрывается за внешними проявлениями их жизни.

Также в четвертой части я объединяю метод Хел-лингера с тем, чему нас учил Ошо, индийский мистик, создатель многих медитативных практик. Психотерапевтический подход Ошо, равно как и метод Семейных расстановок, заключается в том, чтобы помочь нам больше себя понимать, и, соответственно, глубже погрркаться в тишину и покой во время медитации.

 

Словарь терминов

Существует набор определенных терминов, которыми мы оперируем, говоря о Семейных расстановках. Значения этих терминов станут вам понятнее в процессе чтения книги. Однако будет не лишним подробнее остановиться на некоторых из них прямо сейчас.

Человека, который проводит расстановку, мы называем терапевтом, или ведущим. Для меня эти термины взаимозаменяемы.

Клиент — тот, для кого делается данная расстановка, тот, кто в данный момент исследует взаимосвязи своей семьи.

Представитель или заместитель — человек, которого клиент выбрал на роль себя (клиента) или кого-то из своей семьи.

Когда во время семейной расстановки мы обращаемся к члену семьи, в реальном времени мы обращаемся к его «заместителю», к тому, кто играет

18 • СлоЬарь терминов

его роль. Действительных членов семьи в группе обычно не бывает.

Разрешающая или исцеляющая фраза —

утверждение, которое должен произнести заместитель или клиент во время расстановки. Обычно ведущий решает, что нужно сказать в тот или иной момент.

Слово судьба указывает на то, как сложилась чья-то жизнь... со всеми ее взлетами и неудачами.

Движение может быть как физическим движением заместителя, так и движением души, то есть внутренним эмоциональным порывом.

Слово переплетение означает эмоциональную вовлеченность человека в жизнь другого члена его семьи или социальной группы.

Когда мы обозначаем что-то как большое или маленькое, мы имеем в виду не размер, а психологическое отношение к тому, о чем или о ком идет речь.

 

ЧАСТЬ1 Глава 1

Семейные системы: как они работают?

Более ста лет назад основатель современной психологии Зигмунд Фрейд обнаружил, что даже малейшие нюансы взаимоотношений с родителями оказывают влияние на наше психологическое развитие в целом. В частности, он открыл, что отношения с матерью, даже при всей видимости их благополучия, могут стать причиной возникновения неврозов, душевного смятения и отчаяния.

В течение длительного времени считалось, что только мать может быть ответственна за наше удручающее психическое состояние. Поскольку некоторая доля истины в этом есть, в терапевтических кругах было модным перекладывать ответственность за все наши неудачи и промахи на нее. Обвиняя родителей, терапевты и клиенты особенно нападали на мать, считая ее основной причиной подавленного, унылого состояния клиента.

Затем, в 60-х годах XX столетия такие передовые психиатры, как Р. Д. Лайнг, Томас Саз и другие, изучив динамику не только родительской семьи, но и всей семейной системы, показали, что невротичное поведение часто является результатом противоречивых посланий, полученных нами в раннем детстве. Отношение к детям и взрослым с нарушениями психики как к части всей семейной системы вскоре нашло свое выражение в новом психотерапевтическом подходе.

И, если задуматься, в этом есть смысл. Подобно квантовой физике, где все частицы атома одновременно испытывают на себе воздействие других частиц и сами воздействуют друг на друга, то же самое происходит и в более крупных системах, таких как формирование климата, пищевые цепи у животных, человеческое сообщество в целом и семья в частности.

Законы, руководящие семейными системами, в дальнейшем изучались Вирджинией Сатир и ее последователями, а затем в 1990 году всемирное внимание привлек прогрессивный немецкий психотерапевт Берт Хеллингер, который ввел совершенно новый метод работы с семьями и организациями. В настоящее время этим методом пользуются различные консультанты и терапевты по Семейным и Организационным расстановкам в более чем двадцати пяти странах мира.

Будучи классическим психоаналитиком, Хеллингер свел воедино результаты различных психологических наблюдений и теорию семейных систем, объединив их со своим личным опытом пребывания в зулусских племенах Южной Африки. В течение нескольких лет, будучи миссионером, он наблюдал за тем, как зулусы строят свои семьи. Из этих различных элементов он создал сжатую интенсивную форму терапии, назвав ее Семейными, или Системными, расстановками.

Для своего нового метода Хеллингер перенял и модифицировал некоторые элементы психодрамы, первоначально разработанные Якобом Морено, а также элементы семейной скульптуры Вирджинии Сатир.

Представленная в театральной манере, психодрама выявляет эмоциональные трудности клиента Участники, включая самого клиента, играют роли членов семьи клиента, пытаясь проиллюстрировать и разрешить его проблему, существующую на данный момент. В процессе расстановок выявляются позитивные пути выхода из сложившейся ситуации.

Сатир, которую часто называют «матерью семейной терапии», просила участников разыгрывать семейные сцены, которые, конечно, были более символическими, нежели реальными. Однако она первая заметила, что расстояние между людьми, положение тела и то, куда направлен взгляд участников, показывает нам действительные взаимоотношения в данной семье. Сатир начала работать с реальной семьей клиента, но когда кто-то из ее членов не смог присутствовать на занятии, его заменили посторонним человеком, которого попросили сыграть роль отсутствующего члена семьи. Вот тогда-то и выяснилось, что человек, не принадлежащий к данной семейной системе, находясь в роли, может чувствовать и на самом деле чувствует то же самое, что и действительный член семьи.

Хеллингер усовершенствовал идею Сатир, приглашая на сцену только заместителей настоящих членов семьи, разрешая им следовать своим внутренним ощущениям, освобождая их от воздействия личных интерпретаций клиента

В своей работе Хеллингер опирается также на изыскания канадского психотерапевта Эрика Берна, основателя транзактного анализа. Берн заметил, что каждый человек живет согласно некоему жизненному сценарию, «написанному» еще в детстве. Если человек осознает этот сценарий, признается себе в том, что следует ему, тогда у него появляется возможность изменить сценарий или выбрать другой. Однако Берн не пошел дальше личной жизни человека, тогда как Хеллингер обнаружил, что сценарий может быть унаследован от старшего поколения и воспринят как свой собственный. Открыв существование жизненных сценариев, Берн и Хеллингер выявили «разрешающие» или «исцеляющие фразы», которые помогают клиенту выбраться из оков его неудачного сценария, распутать переплетение, восстановить необходимый баланс и порядок в семейной системе.

Важно отметить, что, несмотря на то, что работа Хеллингера во многом обязана другим формам терапий, Семейные расстановки оказываются чем-то большим. Они являют собой органическое целое, одну из самых глубоких и мощных терапий, известных человечеству. За одну сессию, длящуюся порой не более двадцати минут, открываются истины о семье и о человеке, которые могут исцелить, трансформировать, освободить и радикальным образом изменить его жизнь в лучшую сторону.

 

Что такое расстановка?

Сеанс Семейной расстановки обманчиво прост. Тот, кто хочет рассмотреть динамику своей семьи, выбирает среди участников группы тех людей, которые будут представлять различных членов его семьи, а также того, кто будет представлять его самого. Не давая им никаких инструкций или пояснений, клиент определяет их позиции и расставляет в пространстве так, как он это чувствует.

Перед нами предстает портрет семьи: некая конфигурация, говорящая о степени близости, боли, любви, одиночестве и отчужденности — обо всем, что каждый член семьи чувствует по отношению друг к АРУгу.

Очень скоро заместители начинают ощущать то, что ощущают действительные члены семьи, — феномен, неоднократно подтвержденный сообщениями настоящих членов семьи. Нередко заместитель сообщает об ощущениях в теле, которые в точности соответствуют недомоганию замещаемого члена семьи, которого он даже не знает.

Однажды заместитель дедушки клиента почувствовал сильную боль в правой ноге. Расспросив клиента, мы узнали, что во время войны его дедушка был ранен в ногу. В другом случае заместитель ощутил боль в горле. Потом он узнал, что родственник, которого он замещал, умер от удушения. Часто спонтанная речь, произнесенная заместителем, в точности дублирует то, что мог сказать прототип.

Такие совпадения в Семейных расстановках — обычное явление, и мы им уже не удивляемся, хотя то, как это происходит, не поддается рациональному объяснению. Похоже, что клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают. Словно вступив в энергетическое поле семейной системы, они мгновенно обретают способность передать правду взаимоотношений внутри данной системы. Этот феномен называют по-разному: «морфогенетиче-ское поле», «информационное поле» или «знающее поле».

Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи. По мере развития действия участники расстановки ищут то место рядом друг с другом, где они чувствуют себя более раскованно.

Клиент остается пассивным наблюдателем в течение почти всей сессии. В большинстве случаев лишь к концу он становится на свое место в расстановке. Независимо от того, участвовал ли он непосредственно в сессии, главный итог — опыт нового понимания семейных взаимосвязей и чувство облегчения по отношению к тому, что раньше вызывало беспокойство или напряжение.

Другими словами, метод Семейных расстановок — это весьма эффективный способ достижения положительных результатов в работе с клиентом за очень короткий срок.

Мы являемся частью сообщества

Исследуя семейные системы, мы приходим к четкому пониманию того, что каждый из нас — это не просто отдельная личность, которая пришла ниоткуда и уйдет в никуда. Мы обнаруживаем, что являемся неотъемлемой частью той системы, из которой мы родом, — нравится нам это или нет. Общество, в котором мы выросли, культура, в которой мы воспитывались, оказали непосредственное влияние на наше психическое и психологическое становление.

Индивидуальная терапия стремится изолировать клиента Во время сессии клиент хоть и обращается к значимым в его жизни отношениям, однако работа ведется исключительно с клиентом как с отдельной личностью. Семейные расстановки рассматривают картину в целом. Подобно холистической медицине, считающей ум и тело единой динамической системой, метод Семейных расстановок обращается к личности как к части единой семейной системы.

Когда во время сессии ведущий переставляет членов семьи или просит их изменить манеру общения друг с другом, для нас становится очевидным, что это влияет на каждого участника системы. Например, когда умерший младший брат клиента, занимающий позицию на заднем плане, там, где его никто не замечает, выходит в центр семьи, мы тут же видим, какой эффект это производит не только на того, кто замещает клиента, но и на каждого участника.

Люди вздыхают с облегчением, ощущают беспокойство или плачут. Таким образом, все участники расстановки осознают, что каждый из нас является частью сообщества, с которым мы эмоционально связаны. Люди начинают понимать, что сонастройка с более крупной системой, к которой они принадлежат, помогает им жить в большей гармонии с собой и окружающим миром.

Работа с семейными системами помогает нам увидеть воочию, что на самом деле ни один человек не является островом Нет никого, кто был бы абсолютно отдельной, не имеющей никаких связей личностью. Представление о том, что мы каким-то образом появились на этой планете без помощи родителей или что мы вовсе не связаны с нашими предками, — всего лишь иллюзия. Все мы взаимосвязаны, особенно с несколькими поколениями собственной семьи, вне зависимости от того, знаем мы своих родственников или нет. Семейные расстановки помогают нам ощутить эту связь изнутри.

Во время сессии, сами того не замечая, мы открываемся навстречу тем, кто жил до нас и кто влияет на нашу жизнь по сей день. Это помогает нам ощутить связь с той животворящей силой, что передается из поколения в поколение.

 

Для кого может быть полезна расстановка семьи?

Мы все родом из той или иной семьи, и хотя мы, возможно, этого не осознаем, но у каждого из нас есть нечто незавершенное в отношениях с родственниками. Поэтому данный терапевтический метод может оказаться полезным для всех, у кого есть или когда-то были мать и отец.

Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллин-геру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл

Однако с помощью расстановок можно решить не только семейные проблемы. Возможно, у вас есть трудности, не связанные с семьей. Например, вы никак не можете встретить любимого или любимую. Или ваши отношения с партнером зашли в тупик. А может быть, вы прозябаете на работе, которую терпеть не можете. Или с трудом зарабатываете на жизнь. Возможно, вы чувствуете, что ваша болезнь носит психосоматический характер. Или, наоборот, в вашей жизни вообще ничего не происходит, она пуста и бессмысленна

Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах. Препятствия, мешающие нам наслаждаться полноценной жизнью, не возникают на пустом месте. Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.

 

Подготовка к расстановке

Допустим, к семейному терапевту приходит клиент с проблемой здоровья — периодические вспышки псориаза, распространенное кожное заболевание, часто имеющее психологическую основу. Клиент хочет расставить свою родительскую семью, поскольку считает, что это может помочь.

Чтобы сделать расстановку, терапевт собирает группу. Участников в группе должно быть несколько больше, чем имеющих для клиента значение членов его семьи. В начале сессии клиента просят выбрать того, кто будет замещать его отца, мать, его самого, и еще тех, кого он считает важными для себя людьми. Возможно, позже его попросят выбрать кого-то еще. О том, кто является для клиента важным, я расскажу чуть позже.

Клиент подходит к участникам и дотрагивается до них обеими руками, затем, полагаясь на свое внутреннее чувствование, расставляет их по залу. Молча он выбирает для каждого то место в комнате и то положение, которое ему кажется правильным. Заместителям не придают какую-то определенную позу или жест. Они не должны что-либо произносить. Каждый из них просто стоит там, где его поставили.

Таков классический способ проведения расстановки. Конфигурация складывается спонтанно, в ней используется пространство комнаты и отражается то, как клиент чувствует отношения родственников друг к другу.

На индивидуальных сессиях, когда нет других людей, терапевт использует любые подручные средства, например, членами семьи клиента могут быть подушки, стулья или листы бумаги. Некоторые даже используют туфли. Но когда семейная расстановка делается на семинаре, то роли значимых членов семьи исполняют люди.

 

После того, как клиент определил место каждого из заместителей, он садится и пассивно наблюдает за происходящим. Как только участники расставлены, между отдельными членами семьи начинают проявляться некие взаимоотношения.

Роль терапевта, или посредника, заключается в том, чтобы увидеть корень проблемы, проявленный в конфигурации данной семейной системы. Затем он может начать движение в сторону решения проблемы, в ходе которого он спрашивает заместителей, как они себя чувствуют на том или ином месте, и помогает им найти новое, более гармоничное положение внутри системы.

Так как моей целью в этой главе является объяснение базового формата, я не пойду дальше этого примера. В книге будет много возможностей наблюдать за дальнейшим развитием подобных сессий.

 

Метод одной встречи

Наилучшим образом расстановка удается тогда, когда у клиента есть настоящая мотивация или крайняя необходимость что-то понять или увидеть. Хотя многие не знают, в чем состоит их настоящий запрос, и даже удивляются, когда он возникает, лучше, чтобы у клиента было представление о том, что ему хотелось бы получить от расстановки.

Для того чтобы расставить семью, нужна всего одна сессия, а не целая серия встреч. Терапевт или ведущий — эти термины взаимозаменяемы — исследует специфическую динамику семьи, помогает клиенту осознать ее и принять произошедшую перемену, а также решение проблемы, каким бы оно ни было. Затем терапевт заканчивает сессию. Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать — в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.

Тем, кто участвуют в расстановке в качестве заместителей, не нужно заранее готовиться, им незачем что-то знать о семье клиента. Кроме того, что обычно мы выбираем заместителей того же пола, что и прототип, в принципе не важно, кто кого будет замещать.

После расстановки клиенту не нужно делать что-то специально. Каким бы ни было на него воздействие сессии, оно будет протекать незаметно, само по себе, внутри бессознательной части его ума. Одного соприкосновения с тем, что лежит глубоко в подсознании, уже достаточно.

Поняв нечто о динамике своей семьи, клиент может начать иначе себя вести, строить свою жизнь по-другому. Но это будет его спонтанным откликом, а не интеллектуальным решением или планом. Если перемене суждено произойти, то это случится лишь после того, как она вызреет в самых укромных уголках его души.

Лишь глубокое осознание приводит к переменам Когда вы понимаете, что сливы, которые вы собираетесь съесть, вовсе не сливы, а твердые камни, вы тут же их выбрасываете. Когда понимание происходящего охватывает все уровни вашего существа, то есть вы начинаете осознавать действительность не только умом, но и сердцем, и телом, вы рке не можете поступать так, как поступали раньше.

Возможно, в процессе расстановки вы обратите внимание на какой-то серьезный семейный конфликт, или же вы увидите его в новом свете и в результате поймете, как вам правильно поступать в дальнейшем.

Многое зависит от того, насколько глубоко вы способны понимать и воспринимать то, что происходит во время вашей расстановки. Например, может всплыть что-то, касающееся ваших отношений с бывшей женой и дочерью. Позже, возможно, вы себе скажете: «Да, мне нужно быть более ответственным по отношению к дочери». И, конечно, это правильно, что вы, ее отец, начнете оказывать ей больше поддержки.

Важно помнить, что Семейные расстановки не разбираются с проблемами в обычной психологической манере, приводя клиента к какому-то особому выводу или решению. У этой терапии другая концепция, хотя многие клиенты поначалу ждут, что у них что-то «разрешится». Ценность метода заключается в том, что мы соприкасаемся с некой правдой или реальностью, которая отражает и нас самих, и сложный клубок наших семейных связей. Мы начинаем понимать динамику отношений в нашей семье, и это приносит огромную пользу. Конечно, во время сессии будет происходить движение, вещи будут меняться, а люди подойдут ближе к тому месту, где царят мир и согласие, но так происходит не всегда.

Люди склонны думать, что важно лишь чувство гармонии и покоя. Это понятно, однако не все так просто. Иногда оставаться в трудной ситуации и ничего не предпринимать, давая созреть пониманию, оказывается более ценным и важным Даже если терапевт заканчивает расстановку, на которой как будто ничего не произошло, в долгосрочной перспективе это может быть именно то, что было необходимо. Сам Хеллингер часто говорил своим клиентам: «Ничего не могу для вас сделать», что звучит довольно сурово. Но на тот момент это могло быть единственным способом приблизить решение проблемы в будущем.

Таким образом, настоящее изменение происходит после сессии, а не во время нее. Вы начинаете избавляться от старых застывших представлений о себе и чувствовать себя более естественным, настоящим и свободным. И дальше мощные жизненные силы влекут вас вперед. Внутренний рост — это естественный процесс, а не специально запланированное действие или событие.

 

Типичная семейная расстановка

Сорокалетнему Максу из Австрии трудно находить контакт с людьми. Он чувствует себя одиноким Ему кажется, что он не способен выразить то, что происходит у него внутри. В предварительной беседе я выяснил, что отец его матери умер, когда ей было всего три или четыре года.

Из двадцати пяти участников семинара Макс выбрал заместителей на роль отца и матери, а также на роль самого себя и поставил всех троих лицом в одну сторону, отца и мать рядом, а себя перед ними, к ним спиной. Итак, мать пристально смотрит на сына, а тот грустно смотрит в пол.

Я спрашиваю заместителей, как они себя чувствуют, и мать заявляет, что для нее самым важным является сын, а мужа она почти не замечает. Заместитель Макса говорит, что не может смотреть на родителей и испытывает большую грусть.

Теперь я ввожу в расстановку заместителя умершего деда и кладу его на пол перед сыном. Мать продолжает смотреть на сына, в то время как сын приближается к деду и ложится рядом с ним. Теперь мать начинает проявлять некоторый дискомфорт и неловкость, тогда как сын выглядит спокойным и расслабленным рядом с дедом

Я предлагаю сыну встать, а матери лечь на его место рядом со своим отцом Теперь ей становится хорошо, а сын подходит к отцу, облегченно вздыхает и обнимает его.

Я прошу всех встать, а мать прошу посмотреть на своего отца. Это заставляет ее расплакаться и, наконец, обнять его. Затем мы расставляем всех по-новому, такую расстановку мы называем разрешающей: вначале дед, затем мать слева от него, затем отец и, наконец, сын.

В этот момент я приглашаю клиента занять свое место в расстановке, а его заместителя — занять место среди наблюдателей. Я прошу клиента посмотреть на деда, поклониться ему и сказать: «Дорогой дедушка, я испытываю к тебе глубокое уважение!» Затем он смотрит на мать и говорит ей: «Дорогая мама, я храню в своем сердце твоего папу. Я твой единственный сын, и я не могу заменить тебе твоего отца. Пожалуйста, взгляни на меня как на своего сына и позволь мне подойти к своему отцу». Затем он подходит к своему отцу, обнимает его и с большой любовью и чувством облегчения говорит: «Дорогой папа, пожалуйста, не оставляй меня!»

Давайте посмотрим, что здесь произошло.

Пристальный взгляд матери на своего сына показывает, что она воспринимает его не как сына, а как важную фигуру из прошлого. В то же время взгляд сына, направленный в пол, указывает на то, что он смотрит на мертвого человека, — многие расстановки подтверждают, что взгляд, направленный в землю, есть на самом деле взгляд на человека, который умер. Оба наблюдения подтверждаются чувствами заместителей. Создается впечатление, что сын делает что-то ради матери.

Зная, что отец матери умер в раннем возрасте, можно допустить, что Макс смотрит на своего деда. Макс продолжает нести в себе чувства матери, боль ранней утраты, которую она, возможно, никогда не позволяла себе выразить по-настоящему, и в то же самое время он отождествляется со своим дедом. Более подробно я расскажу о перенятых чувствах в следующих главах. Отождествляясь с отцом матери, Макс оказывается неестественным образом привязан к ней эмоционально, и хотя он уже взрослый мркчина, он не в состоянии оставить ее и идти своим путем. В результате у него появляются трудности в общении со своим отцом и неспособность обрести мужскую силу. Все это могло стать причиной его настоящей проблемы.

В начале сессии это всегда — лишь предположение, которое проверяется тем, как реагируют заместители. Мы вводим в расстановку недостающий персонаж — в нашем случае умершего деда. Если это не производит никакого видимого эффекта, то, скорее всего, наша гипотеза неверна. Если же эффект сильный, значит, мы нашли корень проблемы.

В нашем случае отождествление Макса с дедом стало очевидным в тот момент, когда его заместитель почувствовал притяжение к деду. Как только это обнаружилось, решение проблемы нашлось само собой: матери нужно завершить незаконченные отношения со своим отцом, столкнуться лицом к лицу с болью утраты. Сыну же нужно отдать ей эту боль и стать ближе к своему отцу.

В процессе поиска решения все присутствующие замечают облегчение, которое испытывают участники, особенно заместитель клиента. Макс выглядит так, как будто у него гора свалилась с плеч.

Все это признаки того, что мы точно определили проблему и движемся в направлении ее разрешения, а также в направлении большей расслабленности и внутренней свободы. Понимание скрытых семейных переплетений, из-за которых у членов семьи возникают трудности, дает нам ключ к разрешению насущных проблем. Этим мы и займемся в последующих главах.

 

Глава 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.