Здавалка
Главная | Обратная связь

Политические и экономические основы конституционного строя



 

Конституция современного правового государства имеет предметом своего регулирования: права и свободы человека и гражданина, организацию

власти, политико-территориальное устройство государства, основы, определяющие его конституционную природу.

Следует различать две стороны понятия основ конституционного строя. Во-

первых, это устои реальных общественных отношений, суть которых категория

объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории,

адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем.

Касаясь конституционных основ Республики Беларусь, прежде всего

следует обратить внимание на то, что Республика Беларусь - суверенное

государство. Суверенитет Республики Беларусь - свойство государственной

власти на основе воли народа Республики Беларусь самостоятельно и

независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции

государства.

Уже 27 июля 1990г. в Республике Беларусь была принята Декларация о

государственном суверенитете республики. Она как бы подвела итог тому

факту, что Беларусь уже тогда фактически, как и все бывшие союзные

республики, стала независимым государством.

Суверенитет Республики Беларусь получил свое правовое закрепление и

воплощение в Конституции Республики Беларусь 1994года.

Суверенитет Республики Беларусь характеризуется тремя неотъемлемыми

чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при

осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным

содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения

на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она

реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность

государственных структур. Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет и такую основу

конституционного строя Республики Беларусь, как местное самоуправление.

Самоуправление - это самостоятельный способ существования региональных

сообществ, выражающийся в осуществлении ими по своему усмотрению и в

пределах установленных законом полномочий по обеспечению своей

жизнедеятельности в границах изначальных административно-территориальных

образований.

Самоуправление региональных сообществ реально представлено в их

органах. Органы самоуправления от имени этих сообществ олицетворяют их

самостоятельность и реализуют их интересы.

Функциональное бытие органов самоуправления основано на их

обособленности от органов государства. Органы самоуправления действуют автономно от местных органов государственной власти и управления.

В Конституции провозглашается, что носителем государственного

суверенитета является народ Республики Беларусь. Это значит, что

государственная власть самостоятельна и независима не по отношению к

белорусскому народу, а по отношению к другим государствам, обладающим

аналогичной властью. В качестве носителя государственного суверенитета

народ наполняет своей волей специфическое содержание государственной власти. Высшим непосредственным выражением власти народа является Референдум и свободные выборы.

Конституцией закрепляется и такие основы конституционного строя

Республики Беларусь, как политическое и идеологическое разнообразие.

Под политическим разнообразием понимается наличие многопартийности,

различных общественных объединений, союзов, движений, формирований,

действующих в рамках конституционного государства. Конституцией

провозглашается их равенство перед законом. Основной закон запрещает создание и

функционирование только таких организаций, цели которых направлены на

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание

вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и

религиозной розни.

Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных

идеологических концепций, течений, взглядов, учений. Государство не должно допускать распространение в обществе расистских человеконенавистнических и иных воинственных и реакционных идеологических течений.

В Конституции Республики Беларусь нет термина «рыночная экономика», но

содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство

охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально

меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая

непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается

только в регулятора экономических отношений.

Поддержка государством конкуренции – лучший способ содействия рыночной

экономике. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных

действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле - требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация.

Конкуренция, следовательно, есть самый надежный механизм рыночной

экономики, увязывающий производство и человека в единую систему

саморазвивающейся экономики.

Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее, - наилучший

союзник экономического и социального прогресса.

Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип

рыночной экономики. Означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли.

В тоталитарном государстве действуют государственная и кооперативная формы собственности. Это ставит человека в зависимость от бюрократии, принуждает к работе в коллективе, обрекает на слепое подчинение официальным структурам. Современное же гражданское общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или приобрести в соответствии с законом. Правовое государство обязано признать право каждого человека на частную собственность, поскольку это право составляет фундамент личной свободы и опору общественной морали.

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и

политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои

взгляды и участвовать в политической деятельности.

Идеологией - система философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства.

Разновидности идеологии: либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.

Продолжением идеологического многообразия является политическое

многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции.

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные

варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного

развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа,

Принцип разделения властей - неотъемлемый признак конституционного

строя.

 

Заключение

Когда власть обещает новую основу для упорядочения жизни

государства и общества, а в итоге внутриполитической борьбы страна получает

государственный переворот, из которого возникает нечто сомнительное, то

начинается массовое обесценение идей конституционализма. Остановить этот

пагубный ход вещей может лишь легитимная, общая для всех нас Конституция

Республики Беларусь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.