Менталитет культуры
Менталитет (от латинского mentalis – умственный, духовный, психический) – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры. Это понятие близко по значению ККМ. Как пишет Гуревич, ККМ – это осознаваемые представления, а менталитет культуры не осознается, не рефлексируется сознанием, но переживается эмоционально и отражается в поведении. Существует множество определений менталитета. Кондаков приводит следующее: Менталитет – это глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории. Особенности менталитета: - отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других - это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов - укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание. Менталитет, как специфика психологической жизни людей раскрывается через: Менталитет – не просто важный, а важнейший фактор, влияющий на мотивацию персонала. Пока что в большинстве случаев доминирующую роль играют "советские" факторы, «Кодекс строителя коммунизма», переписанные доктрины Православия. На менталитет нации оказывает влияние также то, что Украинское государство стремится не столько существовать, сколько доказать всему миру, что оно существует. Жизнь в государстве, тратящем слишком много средств на “подкрашивание фасада”, не очень уютна. Она похожа на жизнь в потемкинской деревне, такой «потемкинский капитализм». Однако украинская нация советского и постсоветского образца - это два абсолютно разных этноса, хотя их и составляют в основном одни и те же люди. Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса? 2. Пpевосходство "сеpдца над pазумом". "Специфическими чеpтами укpаинской миpовоззpенческо-философской ментальности, – пишет М.Шлемкевич в книге "Загублена укpаїнська душа", – есть напpавленность на внутpенний эмоционально-чувственный миp человека, в котоpом господствует не холодный pациональный pасчет "головы", а жгучий пpизыв "сеpдца". 3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий обpаз жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность или пpовинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе – индивидуализм.В чувстве собственного достоинства, значимости коpенится остpое, даже болезненное чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие укpаинца к пеpманентному поиску пpавды. 4. На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция украинского духа - казак - вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа... С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др.". С одной стороны – авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой – стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый – источник активности, то другой принуждает к жизненной философии "моя хата с краю". 5. Начиная от восточно-славянского веча и казацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным и республиканским формам правления, в отличие от других европейских стран с их идеями "цезарепапизма". Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности. "Аристократизм духа, – писал Г. Ващенко в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi українцiв i причина наших невдач", – логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет к эгоизму, формой которого есть амбициозность". Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда – трагический характер. Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы. Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин “Хуторянство”. Большинство политиков, в т.ч. и президент, – продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути - его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу. Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки. Менталитет отечественного хуторянина описан в произведениях украинской художественной классики. Кратко обрисуем его характерные черты:
Общие черты: Следует учесть и неравномерность распространения описанных выше факторов по территории Украины, ибо она отнюдь неоднородна ни по хронологическим, ни по региональным признакам. Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод, что на Западе мы получим совершенно иные результаты, чем в Восточных или Южных областях страны. В разных регионах разное отношение к историческому прошлому, культурному наследию, языку, религии, перспективам развития и т.д. Обобщая сказанное, еще раз отметим основные черты украинского менталитета. ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЛИЧНОСТИ Попробуем учитывая сказанного проанализировать некоторые процессы развития художественной культуры, ее основных составляющих - разных видов и жанров искусства. Искусство воплощает в себе чрезвычайно мощную способность развивать человека. Еще в 1890 году появилась знаменитая философский труд Вл. Соловьева Общий смысл искусства, автор которой пришел к выводу искусство своим конечным задачей должно воплощать абсолютный идеал не только в воображении, но и на самом деле - должно одухотворить, перездийсниты наше действительное жизнь ... Если скажут, что такая задача выходит за пределы искусства, то спрашивается кто установил эти границы В истории мы их не находим . Социально значимую воспитательную силу искусства исследовал Франко в работе Из секретов поэтического творчества. Проблема влиятельной силы искусства на человека не является чем-то принципиально новым для науки о ней выступают известные мыслители прошлого, она неоднократно ставилась самой жизнью, ее значимость подкреплялась научными фактами. Однако процессы быстрых социальных изменений, происходящих сейчас в мире и в нашей стране, обусловливают нас по-новому оценивать вопрос о социальной эффективности искусства. Установившейся мнение о художественной культуры как системы с чрезвычайно сложной структурой. Сегодня художественная культура - это культура производства искусства, его распространения, пропаганды, восприятия, понимания, наслаждения искусством, наконец, культура эстетического воспитания. Возникло и определенное понимание задач художественной культуры в обществе духовное развитие личности, формирование и удовлетворение его духовных потребностей, обогащение ее деятельности. Именно в содействии процессу, приближает общество к этой цели, видит сегодня наука суть социальной эффективности художественной культуры. При этом различаются эффект воздействия искусства на человека, что проявляется в изменениях его сознания и поведения, с одной стороны, и эффект, зумовлюваний этими изменениями и распространяемый на все другие направления жизни общества. На пути выявления и познания эффективности художественной культуры возникают серьезные теоретические и практические трудности, связанные прежде всего с самой природой воздействия искусства оно опосредованное довольно сложными процессами развития духовного мира человека, участием в них значительного количества других социальных факторов и поэтому не всегда поддается точным оценкам . Более того, социальные условия определили принадлежность человека к различным социальным группам с присущей им субкультурой. Имея ограниченное эстетически-художественную подготовку в официальных субкультурах разных типов учебных заведений, люди приобщаются к групповым субкультур с убежденностью их достаточности для собственной жизни. Фактически останавливается процесс саморазвития человеческой духовности, происходит отделение человека от мировых художественных достижений, негативно сказывается не только на творческих способностях отдельной личности, но и общества в целом, как в четко определенных исторических условиях, так и в условиях его собственного самовоспроизведения. В 50-х годах еще не известен миру как выдающийся педагог наш соотечественник В.А. Сухомлинский, отвечая тем, кто общественный прогресс видел только в освоении космоса, успехах электроники и кибернетики, в Письмах к сыну пророчески сказал Если не улучшится воспитания, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом ... Самый главный средство самовоспитания души - красота Красота в широком смысле - и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми . Это предостережение не было услышано вовремя. Поэтому проблемы духовного развития человека сегодня, по сути, стали обязательным условием выживания общества. Все наши современные беды имеют, как правило, одну причину - дефицит культуры и нравственности, недостаток доброты и милосердия, красоты человеческих отношений. Отметим, что эта проблема приобрела международный масштаб. Все больше людей в разных странах мира признают справедливыми слова выдающегося общественно-политического деятеля Аурелио Печчеи, который предостерегал мировое сообщество Человек обладает отныне столь решительной властью над событиями, от того, как она ее использовать, зависит все ее будущее. Однако сама человеческая жизнь приобрела такой сложности, что он (человек) осталась культурно не подготовлен даже к тому, чтобы со всей полнотой и яркостью осознать свое измененное положение . Если не приложить всех мыслимых усилий для целенаправленного формирования личности, продолжает Печчеи, все негативные явления, которые мы наблюдаем сегодня в мире, могут в скором будущем вырасти до размеров поистине катастрофических. И вывод из этого Человеческое развитие и олицетворяет собой цель, на достижение которой в ближайшие годы и десятилетия должны направляться концентрированные, совместные усилия всего человечества. Развитие человека - чрезвычайно сложный процесс, в котором принимают участие многие факторы. Среди них заметную роль играет и художественная культура - специфическая сфера деятельности с разнородными и неоднозначными связями со многими сферами общественной жизни. Развиваясь под непосредственным влиянием идеологических и социально-экономических процессов, художественная культура, в свою очередь, имеет на них существенное влияние, и прежде всего тогда, когда она выступает эффективным средством формирования человека. Социальная значимость искусства определяется уровнем влияния художественных образов на внутренний мир человека, на все направления ее социальной деятельности. Талантливый исследователь этой проблемы - Л.С. Выготский отмечал, что искусство вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и найособистиши составляющие нашего существа. Для этого искусство обладает значительным арсеналом специфических средств, отсутствующих в других формах человеческого сознания. Идеологические аспекты в художественном произведении, будучи органично вплетенными в ткань живых, зримых художественных образов, влияют на сознание человека незаметно, как и на ум, чувства, волю. Характеризуя этот феномен, Ф.М. Достоевский отметил, что в процессе общения с искусством художественные впечатления, постепенно накапливаясь, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в сердце, в его суть и формируют человека. Передавая людям целостный конкретно-чувственный социальный опыт, искусство использует феномен эмоциональной памяти человека, который во много раз сильнее рациональную. Эмоциональная память чрезвычайно прочная и формируется как память сердца без всякого заучивания. Восприняты и усвоены художественные образы становятся мотивирующей силой человеческого поведения, смыслообразующим факторами жизни людей. Художественная культура объединяет их общностью отношений к социальным ценностям. ... Художественные творения, - подчеркивал основоположник теории психоанализа З. Фрейд, - давая повод к совместному переживанию высоко оцененных ощущений, вызывают чувства идентификации, которых так остро нуждается культурное окружение. А когда произведения искусства отражают достижения культуры, то они поразительно напоминают о ее идеалы. Поскольку культура влияет на субъект через окружающую среду, человека с целью его культурного развития надо «окружать» миром духовных ценностей. Человек, переживая и понимая мир духовных ценностей, будет формировать собственную точку зрения на Зміст культуры. Социальные функции искусства: > Рекреативная — служит для отдыха и развлечения как средство психической разрядки. Выполняя эту функцию, искусство должно быть легко доступным, не требующим особых усилий, приятным и в какой-то мере забавлять человека. На рекреативную функцию ориентируется массовая культура. К ней относятся, например, многие телесериалы («мыльные оперы»), кинобоевики, детективная литература, многочисленные группы разных музыкальных стилей (поп, рок, хард, рэп и т. д.). > Мировоззренческая. Воспринимая произведения, человек познает духовные ценности общества, они же в свою очередь становятся достоянием его собственного опыта. Тем самым искусство приобщает субъекта восприятия к миру художественной реальности, формирует его мировоззрение. В художественных произведениях отражены разные типы мировоззрения, психологические и моральные особенности человека той или иной эпохи, того или иного народа. >Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Платон считал необходимым выгнать из идеального государства всех истинных художников. Для Платона искусство — низшая форма постижения идеи. Материальные вещи — тени идей. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины, уступая место философии и религии. На самом деле познавательные возможности искусства довольно большие, его нельзя заменить другими сферами человеческой духовной жизни. Ф. Энгельс отмечал, что из романов Бальзака можно узнать о жизни французского общества больше, чем из работ всех историков, экономистов, статистов той эпохи вместе взятых. Искусство отображает богатство предметно-чувствительного мира, раскрывает новое в уже знакомых вещах, в будничном — непривычное. Искусство — средство просвещения (передача опыта, фактов) и образования (передача привычек мышления, обобщения системы взглядов). Оно — «книга жизни», которую читают даже те, кто не любит других учебников. Познавательная информация, которая помещается в искусстве, огромна, существенно пополняет наши знания о мире. >Художественно-концептуальная функция. Художник отражает в сознании собственные наблюдения и размышления о жизни, создавая целостную художественную концепцию. Итальянский философ Б. Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его возможность к концептуальному знанию, которое может быть сформировано лишь в логических понятиях. Б. Кроче считает искусство «более простой и элементарной формой познания». Тем не менее, искусство стремится к концептуальности, оно старается также «мыслить глобально», принимать участие в решении общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Загадки бытия решали Софокл и Эврипид. Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Вольтер развивал жанр философской повести. Гете дал в «Фаусте» глубокую концепцию человека и человечества. Художественно-концептуальной функцией искусства может быть архитектура христианского храма, которая вобрала в себя особенности средневекового мировосприятия. Вершиной архитектурного образа были купол как символ небесной сферы или башня как знак духовного стремления к «горному миру». В духовной жизни современного общества сильна антиинтеллектуальная волна, которая отображена в философии интуитивизма А. Бергсона, в психологии — от З. Фрейда, в искусстве—от сюрреализма, с его «эпидемией сновидений» и «отключением ума». Тем не менее, в культурно-духовной ситуации современности преобладают тенденции к философичности. Искусство не исчезает под нажимом мысли, как это представлялось Сальвадор Дали. Сюрреализм в живописи > Опережающе-предсказательная функция («кассандровское начало», или искусство предусмотрения). В искусстве всегда жило «кассандровское начало» — способность предсказывать будущее. Кассандра пророчила гибель Трои в дни расцвета и могущества города. Интеллект человека способен сделать прыжок через разрыв информации, раскрывать действительность современных и даже будущих явлений. Со времен английского философа Д. Юма утвердилась мысль, что мышление человека способно к логическим выводам на основе обобщения повторяющихся фактов. Ученый может делать умозаключения о будущем, а художник его образно представить. В литературе живет дух Кассандры. Задолго до создания первой подводной лодки «Наутилус» прошел 80 тысяч лье под водой в романе Жюля Верна. В 1920-х годах И. Эренбург в романе «Хулио Хуронито» создает героя, который с помощью радия изобретает средство, ускоряющее дело исчезновения человечества: за один час можно убить 50 тысяч людей. Подобное средство — атомная бомба — изобретено человеком в 1945 году. Фантастическая литература прогнозирует техническое будущее человечества, старается проникнуть в его будущую социальную структуру и предусмотреть судьбу личности. > Воспитательная функция (искусство как катарсис; формирование целостной личности). Искусство формирует комплекс ощущений и мыслей людей. Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частичный характер (мораль формирует моральные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста), то искусство влияет комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который бы оно не затронуло своим влиянием. Искусство формирует целостную личность. Искусство выступает средством морального, духовного, социального усовершенствования человека. > Ратарсично-компенсаторная функция. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса — очищение под влиянием «подобных эффектов». Она имеет три основных аспекта: 1) гедонистично-игровой, развлекательный; 2) компенсаторный; 3) катарсичный. Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, содействуя сохранению и восстановлению психического равновесия. > Суггестивная функция (искусство как суггестия, влияние на подсознание). Искусство — это внушение соответствующего устройства мыслей и чувств, почти гипнотическое влияние на человеческую психику. Произведение искусства довольно часто будто завораживает человека. Суггестия (внушение, влияние) была характерна уже для первоискусства. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческая легенда рассказывает: спартанцы, обессиленные продолжительной войной, обратились за помощью к афинянам. Те в насмешку послали вместо воинов хромого пожилого музыканта Тиртея. Тем не менее, оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов. Размышляя об особенностях художественной культуры Индии, индийский исследователь К.К. Панде утверждал, что произведение искусства будет лишь тогда настоящим, когда в нем будет доминировать влияние на подсознание, внушение. Европейская храмовая архитектура навевала зрителю священный трепет перед божьими силами. Гипнотическая сила искусства выразительно обнаруживается в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. Суггестивная функция искусства приобретает особенно важную роль в напряженные, трудные часы испытания. Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола. Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой. Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую(см.: массовая культура). При этом народная культуранаходится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес. Элитарность и массовостьимеют равное отношение как к феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-,различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и комбинации. (Источник:В. Руднев Словарь культуры ХХ века Массовая культураhttp://www.sol.ru/Library/Kulturology/kultslov/index.htm) Массовая культура Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|