Здавалка
Главная | Обратная связь

Явления невнимания. Рассеянность и ошибки внимания



1. Истинное невниманиеЭто состояние можно назвать ≪умственным безразличием≫, ≪бездумием≫, или прострацией (от лат. prostratus —распростертый, лежащий). Характеризуется оно отсутствием ясных мыслей, расплывчатостью ощущений, упадком сил и оттого —минимальным субъективным напряжением, отсутствием концентрации на чем бы то ни было и интереса к происходящему вокруг. Причинами истинного невнимания могут быть и усталость, и бессонница, и монотонная работа, и просто скука. Особый случай ≪рассеяния внимания≫ — явление, известное как дорожный гипноз. Когда водитель долго едет по спокойной дороге, в какой-то момент он может впасть в состояние, подобное если не гипнотическому трансу, то полудреме. Если ничего не происходит, то любая хорошо освоенная задача становится скучной. Не будет исключением и вождение. Всякий опытный водитель,которому приходилось в течение долгого времени вести автомобиль без особых происшествий, припомнит особое переживание провала во времени: казалось бы, только что проезжали деревню Выползово — и вот уже город Валдай, хотя езды между ними

никак не меньше получаса!

2. Мнимая рассеянность.Как сказал о подобных рассеянных Т. Рибо, ≪они кажутся неспособными к вниманию, потому что очень внимательны≫. Иногда такую рассеянность называют ≪профессорской≫, иногда — ≪поэтической≫.У.Джемс первым делом припоминает великого Архимеда, который был до того поглощен геометрическими штудиями, что узнал о штурме родных Сиракуз только будучи смертельно ранен. И что же умирающий Архимед крикнул римским солдатам? ≪Только не троньте моих чертежей!≫. Прежде всего это отсутствие реакций или неадекватные реакции на внешние воздействия по причине чрезвычайной концентрациина собственных мыслях или на решении задачи. Привычные действия или даже целые цепочки действий сохранны (что-то опускается в кастрюльку с кипятком, что-то надевается на голову), однако обратная связь о ходе их выполнения и о возможных изменениях в окружающей среде отсутствует. У Титченера загорелась борода на лекции. Два основных типа ошибок.

• ≪Верные≫, соответствующие нашим целям и задачам, действия совершаются в отношении ≪неверных≫ объектов: человек пытается размешать сахар в чае карандашом, которым только что делал записи в блокноте, или вымыть голову средством для выведения пятен, которое стояло на полке рядом с шампунем и случайно попало в руки.

• Напротив, в отношении ≪верных≫ объектов проделываются ≪неверные≫ действия: собираясь полить цветы, ≪рассеянный профессор≫ берет в руки кувшин с водой и, глубоко задумавшись, начинает пить из этого кувшина.

Результат случайного события или действия, досадной оплошности по причине рассеянности может прорваться в сознание только тогда, когда этот результат соответствует собственному направлению

мыслей исследователя. Один из симптомов мнимой рассеянности, который, однако,

может сопровождать и истинное невнимание, — феномен ≪пустого взора≫, хорошо описываемый поговоркой: ≪Смотрит в книгу, а видит фигу≫.Еще один феномен сродни ≪профессорской≫ и ≪поэтической≫ рассеянности, связанной, как мы могли убедиться, с проблемами распределения внимания.может наблюдаться и в деятельности, которая требует высокой концентрации внимания на каком-либо

внешнем объекте. В работе военных летчиков, которым нередко приходится преследовать движущуюся цель, такой феномен получил название ≪гипноз цели≫. С рассмотренным выше ≪дорожным гипнозом≫ он, пожалуй, не имеет ничего общего, кроме названия и опасных последствий. Когда летчик-истребитель преследует вражеский самолет, он зачастую настолько поглощен преследованием, что не способен замечать другие источники опасности, например не видит самолетов, которые атакуют его сбоку. В 1909 г. австро-венгерский врач Рудольф Балинт(1874—1929) описал синдром, который наблюдается преимущественно при двухстороннем поражении теменной и теменно-затылочной коры мозга вследствие инсульта

или опухоли мозга и включает, среди прочих симптомов, неспособность замечать что-либо, помимо одного фиксируемого объекта . Этот синдром, который называется в нейропсихологии и нейрохирургии

≪синдромом Балинта≫, влечет за собой подобие ≪слепоты≫ ко всем остальным объектам окружающего мира. Из-за того, что взгляд как будто ≪приклеен≫ к единственному объекту, больной не способен ни разглядеть составное изображение, ни даже осмотреться вокруг. Он не замечает больше одного объекта за один раз, даже если объекты пространственно перекрываются. Например, глядя на лицо врача, пациент не может ответить, носит ли врач очки, поскольку лишен возможности увидеть лицо и очки

одновременно. В современной психологии активно исследуется феномен ≪слепоты к изменению≫. Название феномена говорит само за себя: когда в нашем окружении что-то меняется, мы с высокой вероятностью не

замечаем изменения, если оно происходит вне фокуса внимания, обязательное условие ≪слепоты к изменению≫ — разрыв между восприятием исходной и измененной картины. Причиной такого разрыва может

стать, например, мигание или перевод взгляда. Американские исследователи Дэниэл Саймоне

и Дэниэл Левинв 1998 г. опубликовали результаты серии экспериментов, проведенных в университетском городке [348]. К наивному испытуемому подходил человек с картой и спрашивал, как пройти к нужному ему корпусу. Испытуемый начинал объяснять, и тут в какой-то момент между собеседниками проходили двое

рабочих и проносили непрозрачную дверь (рис. 1 на цв. вкл.). За это время человек с картой менялся местами с одним из рабочих, и разговор продолжался в новом составе. Но только в половине случаев наивный испытуемый замечал, что вообще что-то изменилось, хотя продолжал разговаривать с другим человеком, одетым в другую одежду.

Ученическая рассеянность.У этого вида рассеянности есть две стороны: во-первых, высокая

отвлекаемость, а во-вторых, слабая концентрация, неспособность долго удерживать внимание на одном и том же предмете, особенно если этот предмет не вызывает особого интереса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.