Здавалка
Главная | Обратная связь

Личность. Мировоззрение. Творчество.



Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети».

Хроника жизни и творчества.

1818, 28 октября (9 ноября). Родился в Орле, а дворянской семье.

1827-1829. Обучение в частном пансионе в Москве.

1833. Начало учёбы в Московском университете.

1834-1837. годы учёбы на словесном отделении философского факультета Петербургского университета.

1838-1841. Слушает курс лекций в Берлинском университете.

1843. Сближение с В.Г.Белинским. Знакомство с Полиной Виардо. Служба в Министерстве внутренних дел.

1852. Публикация 20 очерков из «Записок охотника». За некролог Н.В.Гоголю сослан в Спасское-Лутовиново под присмотр полиции. Пишет повесть «Муму».

1856. Роман «Рудин».

1859. Роман «Дворянское гнездо».

1860. Роман «Накануне», повесть «Первая любовь».

1861. Завершение работы над романом «Отцы и дети».

1867. Роман «Дым».

1876. Роман «Новь».

1877-1882. Стихотворения в прозе.

1880. Речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве.

1883, 22 августа (3 сентября). Смерть в местечке Буживаль близ Парижа. Прах писателя перевезён на родину и захоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Личность. Мировоззрение. Творчество.

И.С.Тургенев, прошедший в молодости «школу» В.Г.Белинского и доучивавшийся после Петербургского университета в Германии, по убеждениям стал «западником», но в то же время писал: «И я не думаю, чтобы моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания её особенностей и нужд». Тургенев был чуток к общественным явлениям, часто предвосхищал в своих произведениях то новое, что ещё только зарождалось в обществе, умел по достоинству оценивать людей, которые у него не вызывали симпатии.

В статье «По поводу «Отцов и детей» он написал: «…точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Совершенно особое отношение у Тургенева к природе и к людям. Он любил природу, был страстным охотником, его словесные пейзажи живы и неповторимы. Природа, по Тургеневу, прекрасна, величественна, но одновременно холодна по отношению к человеку, вечна, бессмертна, сильнее человека, который смертен. Природа не прощает человеку дерзости по отношению к себе. Так, в рассказе «Бежин луг» из «Записок охотника» в момент сгущения сумерек рассказчик заблудился в местах, которые знал вдоль и поперёк, а в конце рассказа читатель узнаёт, что именно «от природы» (упал с лошади и разбился) погибает Павлуша – самый умный и смелый из собравшихся у костра мальчиков, единственный не боявшийся ночных природных явлений.

Любовь, по мнению писателя, - часть природы в самом человеке, поэтому она необъяснима с точки зрения рациональной логики. Её законы таинственны, и человеку не дано их постичь. Вот почему Тургенев был категорически не согласен с трактовкой повести «Ася» Н.Г.Чернышевским в его статье «Русский человек на rendez-vous», где молодой лидер «Современника» утверждал, что единственная причина расставания героев кроется в нерешительности героя, характерной для «лишних» людей из дворян. По мнению Тургенева, причины драмы не объясняются типичностью героя и обстоятельств, они гораздо глубже – в самой природе человека. Поэтому испытание героев любовью – самое главное в произведениях Тургенева.

В жизни героев Тургенева любовь рокова и необъяснима, как и факты его собственной биографии, включающей сорокалетнюю жизнь с французской певицей Полиной Виардо, женщиной, имевшей свою семью. Любящий герой Тургенева прекрасен, окрылён, но трагическая развязка и падение с идеальных высот неизбежны. Любовь как часть природы в человеке безжалостно распоряжается его судьбой. В произведениях Тургенева лучшие гибнут в схватке с природой, любовью, судьбой.

Как писатель-романист Тургенев не признавал ни склонности к романтической фразе и «трескучим эффектам», ни углублённого психологизма Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Он упрекал их в «психологическом самоковырянии», прямым следствием которого являются писательский эгоизм и субъективный взгляд. «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете или увядании». Если Толстой пишет человека изнутри, прописывая малейшие движения ума и сердца, то Тургенев раскрывает психологию и состояние героя исключительно через наблюдение со стороны за его движениями, жестами, интонациями, репликами и прочими внешними проявлениями внутреннего состояния. Идя противоположным путём, он добивается не меньшего эффекта, в то же время не навязывая читателю собственного взгляда, а приглашая его к сотворчеству.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.