Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция внимания по Джеймсу. Преперцепция.



Сознание и внимание в концепции У.Джемса: метафора ≪потока сознания≫

У.Джемс, в отличие от В.Вундта и Э.Титченера, настаивал на том, что само по себе сознание — не сумма отдельных элементов, а ≪поток≫, подобный ручью, который течет по широкому цветущему лугу или реке, про которую никак нельзя сказать, что она ≪состоит исключительно из стаканов, кварт, ведер, бочек и иных

мер емкости≫ [26, 126]. Сейчас понятие ≪потока сознания≫ стало общим местом не только в психологии, но и в художественной литературе. А для психологии эта метафора У.Джемса стала отправной точкой для описания и выделения новых свойств сознания, упущенных из вида структурной психологией. У.Джемс выделил четыре таких свойства. Индивидуальность. По словам классика, ≪каждое "состояние

сознания" стремится быть частью личного сознания≫, всякая мысль или представление принадлежат данному человеку,связаны с его мыслями и представлениями и не принадлежат втом же самом виде никому другому. Единственная возможность≪прикоснуться≫ к чужому потоку сознания — литературные описания,

наиболее яркое среди которых можно найти в романе Дж.Джойса ≪Улисс≫, одном из самых загадочных романов XX в. Изменчивость и связанная с нею неповторимость: содержания сознания постоянно сменяют друг друга, и ни одно из них не может быть воспроизведено в точности — так же, как, согласно

древнегреческому мудрецу, ≪нельзя войти дважды в одну и ту же воду≫. Даже ощущения от одного и того же'предмета никогда не могут в точности повториться: мы видим этот предмет то в тени, то на солнце, то в радостном настроении, то в печальном. Оттого каждое новое состояние сознания уникально. Конечно, состояния сознания бывают более или менее устойчивыми. Последние У.Джемс уподобляет птичке, которая перепархивает с одной ветки на другую, никогда не оставаясь на месте. Непрерывность. Подобно реке, текущей то по равнине, то по камням, поток сознания не прерывается даже тогда, когда человек засыпает и вновь пробуждается. Конечно же, в сознании могут наблюдаться своего рода временные ≪пробелы≫: каждому случалось засыпать вечером и просыпаться утром, впадать в состояние прострации, а кому-то доводилось даже терять сознание. Однако очнувшись, человек обладает все тем же сознанием, каким обладал прежде, он продолжает оставаться все той же личностью, и сознание этой личности ≪течет≫

во времени, словно поток. Возьмем отрывок из последней главы романа Дж.Джойса, где ≪поток сознания≫ впервые появляется как художественный прием.Избирательность, сознание не может вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека, как бегущий по лугу ручей не может заполнить весь луг. Любой поток всегда обладает направленностью, всегда избирает направление, в котором будет течь.

Чтобы пояснить особое значение последнего из перечисленных свойств сознания в познании человеком окружающего мира, У.Джемс вводит принцип ограниченности сознания: ≪...впечатления внешнего мира, исключаемые нами из области сознательного опыта, всегда имеются налицо и воздействуют так же энергично на наши органы чувств, как и сознательные восприятия. Почему эти впечатления не проникают в наше сознание — это тайна, для которой принцип "ограниченности сознания"... представляет не объяснение, а одно только название≫ .Направленность внимания. Его сдвиги, переключения и отвлечения

Стремясь проникнуть в тайну избирательности сознания, У.Джемс обращается к рассмотрению ее механизма, о котором нам предстоит отдельный разговор. Пока же заметим, что из избирательности внимания следует его определенная направленность — способность выделять тот или иной предмет или представление в качестве объекта внимания. Это неотъемлемое свойство любого акта внимания, равно как и любой человеческой деятельности.

Для оценки избирательности внимания немецкий психолог Хуго Мюнстерберг(1863 — 1916), приглашенный У.Джемсом из Германиина пост директора психологической лаборатории Гарвардскогоуниверситета, разработал методику, получившую его имя.В этой методике человеку предъявляют сплошные ряды букв, средикоторых спрятаны слова (рис. 2.8). Задача состоит в том, чтобынайти и подчеркнуть эти слова, выделив их из общей массыбукв. Подобные задачи нередки в детских журналах: каждому вдетстве доводилось подолгу разыскивать на картинках животныхи птиц, которых художник ≪запрятал≫ в зарослях джунглей. Впрочем,в тесте X. Мюнстерберга психолог может оценить не только качество, но и скорость выполнения задания, за которой будетстоять уже не просто избирательность, но переключаемость внимания.

В реальной жизни внимание всегда на что-то направлено, оно не может обойтись без объекта, но и удерживаться на одном объекте в течение длительного времени тоже не может. Подобные непроизвольные изменения направленности внимания получили название ≪сдвигов внимания≫. Так обычно перед сном

бегут в голове мысли: одна мысль сменяет другую, и ни на одной из них мы подолгу не задерживаемся.

Но человек может изменить направленность своего внимания и произвольно. Такие изменения направленности в психологии называют переключением внимания. Человек вынужден постоянно переключать внимание, когда обстановка изменчива, когда в йей появляются новые потенциальные объекты внимания, и необходимо не упустить ни одного из них. Переключая внимание от одного студента к другому во время экзамена, преподаватель следит за тем, чтобы студенты не списывали. Когда человек после работы

сидит на диване и, казалось бы, одновременно слушает новости по радио и рассказ жены о сделанных ею покупках, ему тоже приходится переключать внимание то на один из источников информации, то на другой.

Наконец, изменение направленности внимания, связанное с его перенаправлением на внешние факторы, не имеющие отношения к поставленной задаче, называется отвлечением внимания. Обычно отвлечения внимания наблюдаются, когда отвлекающие стимулы появляются неожиданно. При этом они либо достаточно

интенсивны, чтобы непроизвольно привлечь внимание, либо вызывают у человека интерес и, соответственно, ориентировочную реакцию (о ней мы будем говорить чуть дальше). Например, когда школьник выполняет домашнее задание по математике в комнате с работающим телевизором, и вдруг по телевизору начинается

смешная юмористическая программа, школьник начинает часто отвлекаться от задач, и количество допускаемых им ошибок резко возрастает. Не исключено, что его внимание при этом устойчиво, и только вмешательство внешних факторов ведет к снижению продуктивности его деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.