Здавалка
Главная | Обратная связь

Похищение Персефоны



Единственный значительный миф о Аид – история о похищении Персефоны Гадес захотел взять себе в жены Персефону и, с согласия ее отца, Зевса, похитил юную деву Как-то раз, собирая цветы в поле вместе со своими подругами, она отбилась от спутниц, привлеченная прекрасным нарциссом о тысяче лепестков, который был создан специально, чтобы зачаровать ее Когда Персефона протянула руку, чтобы сорвать цветок, земля разверзлась и из темного провала на колеснице, запряженной могучими, черными, как ночь, конями, выехал Аид Он схватил перепуганную деву и потащил за собой Персефона громко звала на помощь отца, но Зевс, с самого начала знавший о предстоящем похищении, не ответил на ее зов

Кони подземного бога помчались обратно в провал, увлекая Аид и Персефону в глубины подземного царства Затем земля снова сомкнулась, словно ничего и не произошло

Персефона томилась в подземном мире, а наверху горевала об исчезновении дочери разгневанная и опечаленная Деметра – ее мать. Безутешная Деметра, богиня плодородия, удалилась в свой храм и не выходила оттуда Лишенные заботы Деметры, на земле перестали расти злаки и появляться на свет дети, – не рождалась вообще никакая новая жизнь Земле и ее обитателям угрожала голодная смерть Лишь тогда Зевс обратил внимание на страдания Деметры и направил Гермеса в подземный мир, чтобы он вернул Персефону

Гермес спустился вниз, где обнаружил безутешную Персефону, так и не смирившуюся со своей судьбой Она сидела на низком ложе рядом с Аид Узнав, что Гермес пришел за ней, Персефона преисполнилась величайшей радости Но, прежде чем она вошла в колесницу Гермеса, чтобы вернуться в верхний мир, Аид дал ей съесть несколько семян граната

Персефона утешила мать, и на землю пришла весна, неся новую жизнь. Снова зазеленели поля Если бы Персефона ничего не ела в подземном мире, она могла бы остаться с матерью, как ни в чем не бывало. Но поскольку богиня съела данные ей Гадесом зерна граната, она теперь должна была проводить часть года – зимние месяцы – в подземном мире с его владыкой Каждую зиму Деметра вновь предается печали об ушедшей под землю дочери, и всякое плодородие прекращается Так Персефона стала царицей подземного мира

Аид и Дионис

Почти незримая нить, связывающая Аид и Диониса, бога экстаза, прослежена известным исследователем мифов Вальтером Отто в книге Дионис – мифы и культ Он цитирует строчку из Гераклита Аид и Дионис суть одно и отмечает, что, когда Дионис отправился в подземный мир на поиски своей матери Семелы, он передал Аид мирт Таким образом, мирт ассоциируется как с Дионисом, так и с царством мертвых Карл Керени в книге Элевсинские мистерии – архетипический образ матери и дочери обращает наше внимание на то, что Дионис и Аид нередко выступают в паре, что снова позволяет предположить взаимозаменяемость или связь между этими двумя божествами

Изначально Дионис был богом растительности и плодородия Поэтому культ этого бога связан с временами года, и, подобно Персефоне, Дионис должен часть года жить в подземном царстве Поэтому его связь с Аид вполне естественна Дионис претерпевает страдания, расчленение и возрождение, а также периоды безумия В эти периоды он спускается в подземный мир – царство Аида

Подземный мир

Мертвецы обречены на вечное пребывание в подземном мире Согласно представлениям греков, души усопших подобны теням этих же людей при жизни Аид – весьма унылое место Большинство душ бродят по поросшему асфоделями лугу асфодель – это цветок златоцветник Немногие избранные населяют Елисейские поля, или элизиум – острова блаженных На самом дне подземного мира находится Тартар, где царит вечная тьма Там подвергаются пыткам закоренелые грешники и томятся в заточении титаны

Аид ассоциируется не только с подземным миром, но и с дальним западом Пытаясь отыскать рощу Персефоны, Одиссей отправляется на самый край земли, на дальний берег, никогда не озаряемый светом солнца, где находится вход в Аид

Мертвых провожает в подземный мир Гермес Душе нужно иметь при себе мелкую монету, чтобы заплатить Харону – лодочнику, переправляющему мертвых через реку Стикс Затем душа входит в подземное царство через врата, охраняемые трехголовым псом Цербером, который всех впускает, но никого не выпускает Войдя в Аид , душа предстает перед судьями

Лишь немногие смертные, войдя в Аид, сумели вернуться оттуда Геракл приходил туда, чтобы забрать Цербера один из 12 подвиговПсихея – чтобы получить от Персефоны мазь для сохранения красоты; Одиссей – чтобы побеседовать с тенью провидца Тиресия Эней – чтобы отыскать тень отца Однако некоторым смертным не удалось вернуться из подземного царстваТесей и Пирифой спустились в царство мертвых, чтобы похитить Персефону, но Аид пленил их и заковал в цепи забвения

Аид как архетип

Как уже отмечалось выше, Аид – это одновременно имя бога поземного царства и название самого этого царства Соответственно, существуют два архетипа архетипическая модель личности и архетипическое царство Важной определяющей характеристикой обоих этих архетипов является следующее обстоятельство владеет шлемом, дающим невидимость, и таким образом представляет собой некое незримое присутствие Он почти не выходит наверх и не знает, что происходит в мире смертных или на горе Олимп живет в своем царстве рядом с тенями – смутными, бесплотными образами, подобными зримому эху некогда живших людей Их можно представить себе как бесцветные голограммы Но кроме того, прозвали богатым, ибо в его подземном царстве таятся несметные богатства

Аидкак архетип отшельника

Отшельник, удаляющийся в уединенное место, живет жизнью – он не замечает и не интересуется тем, что происходит в мире Возможно, он утратил то, что некогда имело для него значение, и теперь живет, подобно тени из подземного царства: механически выполняет повседневные действия, совсем не вкладывая в них душу, – особенно если он к тому же пребывает в состоянии депрессии Он может превратиться в замкнутого Гадеса-параноика, – как миллиардер Говард Хьюджес в последние годы жизни Хьюджес занимал целый этаж в собственном отеле в Лас-Вегасе, куда было позволено входить лишь строго ограниченному кругу людей В окружении целой армии охранников, он фактически стал пленником собственного царства

В молодости Хьюджес не проявлял асоциальных тенденций и вполне успешно пользовался масками, какие принято носить в обществе Он владел крупной телекомпанией, авиалинией, занимался производством самолетов и нередко появлялся на публике под ручку с кинозвездами. Для Хьюджеса никогда не составляло труда ответить на традиционный вопрос, обращаемый к мужчинам: Чем вы занимаетесь Мужчина- Аид способен вразумительно ответить на этот вопрос, обладает положением в обществе и богатством, – это мужчина без имиджа, что делает его невидимым в мире мужчин Если у него нет семьи, он может жить один в комнатке дешевого отеля в трущобах любого большого города, где процветает проституция, порнография и торговля наркотиками, а на лестничных клетках спят бездомные Эти районы в чем-то подобны подземному миру, как и сам такой мужчина подобен Аид

Когда мужчина в силу склада характера или жизненных обстоятельств живет жизнью Аид, его участь может казаться окружающим весьма незавидной Однако, если он здоров и его основные физические потребности удовлетворены, этот человек может быть вполне доволен своей судьбой Возможно, он по натуре одиночка и не любит, когда на него обращают внимание и беспокоят

Аидкак Плутон – архетип богача

Другой тип Гадеса-отшельника познал внешний мир и понял, что он предпочитает субъективное богатство внутреннего мира – это плутонов аспект Гадеса, аспект богатства Наша экстравертивная культура, делающая упор на продуктивности, не поощряет в людях склонность проводить время в одиночестве за ничегонеделанием Поэтому интровертного отшельника оценивают негативно или считают несколько эксцентричным из-за его склонности проводить слишком много времени в одиночестве Это неприятие усугубляется тем, что он реагирует на людей, вещи или события внешнего мира весьма субъективно, – и эти его реакции в силу своей субъективности могут казаться окружающим довольно странными

Однако многим людям недостает качеств Аид -отшельника Плутона – они не обладают свойственной этому архетипу способностью радоваться возможностям интровертивного взгляда на мир Интроверты живут богатой внутренней жизнью, осознавая свои субъективные реакции на внешний опыт Один из типов интроверсии чувствующие интроверты – по психологической типологии Юнга может проявляться через внутренние диалоги, видения или телесные ощущения

Будучи частью психологической природы человека, Аид способен очень обогатить личность Аид -отшельник в психике способен послужить источником творческого потенциала, который может проявляться в искусствах – нередко в визуальных искусствах. Творчество Феллини – особенно фильмы Джульетта духа и 5,5 – демонстрирует богатство и субъективизм этого внутреннего царства

Гадес может также быть той частью психики человека, которая позволяет ему осознать свои субъективные реакции на людей, вещи и ситуации Подобным образом может функционировать и сон Например, один мужчина- Аид, неожиданно встретив женщину, которая предала и оскорбила его два года назад, мысленно увидел яркую картинку: ее тело, утыканное ножами; на смену этому образу сразу же пришло отчетливое физическое ощущение, что в его сердце зияет дыра Вместо враждебности, гнева и душевной боли он ощутил ряд чувственных образов – что-то вроде сна наяву

С точки зрения внешнего мира, такая своеобразная реакция на людей, вещи или ситуации может даже самому этому человеку показаться искажением реальности С очень раннего возраста люди с врожденной склонностью воспринимать мир именно таким образом приучаются не доверять своему восприятию, ибо оно не получает подтверждения со стороны окружающих По возможности они отсекают этот аспект себя как неприемлемый и грозящий безумием, – таким образом, они отвергают то, что может быть источником богатства и глубины Людям, в которых силен Аид , необходимо прислушиваться к своему внутреннему миру

Однако, если у человека недостает свойственной Зевсу способности объективно взглянуть на реальность и эмоциональной чувствительности, свойственной Посейдону эти качества необходимы, чтобы уравновесить субъективность восприятия Аид , он рискует оказаться в эмоциональной изоляции и полностью погрузиться в свой мир

Аидкак добрый советчик

Добрый Советчик – одно из имен Аид В нем отражается один из потенциальных аспектов этого архетипа Будучи источником субъективного знания, Аид действительно может играть роль доброго советчика Когда мы принимаем критические решения, нам обязательно следует заглянуть внутрь себя, ибо никто, кроме нас самих, не может определить субъективную ценность того или иного опыта Объективно разумный выбор может не иметь для нас никакой ценности – это будет просто поверхностное действие, правильное с точки зрения окружающих Разные люди по-разному определяют, какой выбор имеет реальное значение лично для них Аид помогает нам осознать свои чувственные ощущения, инстинктивные реакции, внутренние голоса и зрительные образы, что позволяет разобраться в собственной субъективной реакции на человека или ситуацию Когда речь идет о действительно важных личных решениях в жизни, субъективный фактор имеет решающее значение И здесь нам способен помочь Аид







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.