Здавалка
Главная | Обратная связь

Актуальні проблеми вивчення гри у сучасних дослідженнях. Сучасні проблеми дитячої гри.



Классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях воспитания детей. Эти изменения не могли не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли существенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира и особенности их психического развития.

В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. В этой связи исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и её влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.

В психологии и педагогике за последние пятнадцать лет проведены многочисленные и разноплановые исследования по проблемам детской игры. Главным образом они касаются вопросов социальных отношений детей в игре и некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Изучению влияния игры на развитие личности были посвящены исследования Е.В.Самсоновой, С.Н.Литвиновой, (взаимоотношения детей в игре), Н.П.Аникеевой, О.С. Газмана (социализация ребенка в игре), А.С. Шарова, СВ.Чернобровкиной (развитие саморегуляции в игре), Л.И.Уманец (формирование самооценки). При этом сама игра детей, как правило, не является предметом специального изучения.

В этой связи особый интерес представляют исследования, в которых изучались структура и содержание игры. Так, И.П. Кириллов выделил индивидуально-стилевые особенности развертывания сюжета игры детьми дошкольного возраста. Выделенные особенности являются устойчивыми вариантами развертывания сюжета игры, характерными для детей, находящихся на одной стадии игры, т.е. обладающих способностью к построению связного сюжета.

В исследовании Л.И. Элькониновой на материале волшебной сказки раскрывается мотивационно-потребностная сторона человеческой деятельности как особая предметность детской игры. Показано, что волшебная сказка задаёт образец инициативности и является культурным прототипом развёрнутой формы игры. Эльконинова выделяет в развёрнутой форме игры два такта - «вызов» и «отклик». При этом она утверждает, что единицей развёрнутой игры является не одна роль, взятая отдельно от других ролей, а лишь роль, выстроенная как отношение ролей.

Как можно видеть, в большинстве современных исследований речь идёт омразвитых формах ролевой игры. Эти формы были описаны в классических работах Д.Б.Эльконина в середине прошлого века, когда условия жизни дошкольников были существенно иными.

За последние десятилетия социо-культурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей (А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, БД.Эльконин). Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками (Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова).

С другой стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и пр.). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. (Л.И.Эльконинова). Мир взрослых стал еще более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). В связи с этим утрачивается представленность идеального образа взрослости, совместная жизнь с взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).

В современных условиях сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью (Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова). Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. По данным ЮНЕСКО 93% детей больше трех часов в день сидят перед телевизором. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка. Некоторые авторы высказывают предположение, что потребности, вызывающие игру, сегодня удовлетворяются другим образом (Н.И.Гуткина). Постепенно игра подменяется просмотром телевизора.

Активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Повышенные требования к знаниям ребенка приводят к сдвигам сроков начала обучения на более ранние возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста.

Значительная часть воспитателей ориентированы преимущественно на подготовку детей к школе и на проведение обучающих занятий (B.C. Собкин, Е.М. Марич).

Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а, следовательно, и на особенностях развития детей. Однако конкретный характер этих изменений и их последствия остаются не исследованными. В силу этого среди педагогов и родителей существуют различные, и даже противоположные мнения относительно игры современных детей.

Одни полагают, что изменения общественных условий не затрагивают детских игр и общего развития ребенка (дети как играли раньше, так играют и теперь).

Другие, напротив, полагают, что современные дети не нуждаются в традиционных играх (они раньше взрослеют, умнеют и приобретают необходимые способности через телевизор и компьютер).

Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия формирования игровой деятельности и ведут к снижению уровня развития сюжетно-ролевой игры. Это, в свою очередь, неизбежно отражается на особенностях развития детей. Поскольку сюжетно-ролевая игра способствует, прежде всего, становлению мотивационной сферы и произвольности дошкольника, можно полагать, что редукция этой деятельности ведет к отклонениям в развитии данных сфер личности ребенка.

Гударева Ольга Владимировна при изучении игр современных детей выявила, что значительная часть дошкольников (приблизительно 46 %) в свободное время не играли в ролевые игры. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором Лего и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть», брали с полки коробки с настольными дидактическими играми.

Остальные дошкольники (54 %) демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Остановимся на сюжетах этих ролевых игр подробнее.

Наиболее популярными (53% от всех зафиксированных сюжетов) у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты игры в семью:

кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др.. Сюда же входят варианты игры «дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби».

Достаточно часто (около 25%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами («Человек-паук», «Русалочки», «Телепузики», «Принцессы», «Космические пришельцы», «Роботы-монстры», «Черепашки-нинзя», «Роботы-Бионики», «Последний герой», «Бригада», «Зачарованные», «Служба спасения 911», «Собака Рекс» и др.).

Значительное место (около половины) среди телевизионных занимают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Менты», «Бандиты и наши», «Охотники за приведениями», «Погоня за преступниками», «В чеченцев» и пр.. Такие сюжеты встречались в 10% случаев и чаще проигрывались мальчиками.

Ещё одну своеобразную группу сюжетов составили игры в домашних животных (примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними: кормление, прогулки, лечение и пр.

Профессиональные сюжеты встречались только в 8% случаев. Это были игры в ресторан, кафе, суши-бар, больницу, магазин и парикмахерскую. Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер (свадьба, спорт, цирк, ГАИ, самолёт, полёт на луну, танцы и т.п.).

Сопоставляя полученные данные с игами детей прошлого столетия, автор выявила, что у современных детей даже в старшем дошкольном возрасте явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно- политические «вытесняются» телевизионными. Это, на наш взгляд, отражает разрыв между жизнью современных детей и взрослых. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой – сюжетами боевиков и виртуальных персонажей, заимствованных с экрана телевизора

Однако, сюжет - лишь внешняя оболочка игры. Если сюжет отражает область социальной действительности, которую дети воспроизводят в своей игре, то содержание связано с глубиной проникновения в человеческие отношения. Именно содержание игры отражает уровень развития игровой деятельности.

У современных детей преобладает роль в действии, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Этот тип игры встречается почти у половины детей 4,6-6 лет (47,7 %). Игры этих детей ограничиваются отдельными игровыми действиями (1-2 действия), например, приготовление пирожков, управление машиной, кормление дочки, погоня и нападение, перестрелка и пр. Смысловое содержание игр не развивается – одни и те же действия продолжаются в течение 5-10 мин.

Роль в сюжете во всех возрастах встречается реже и с возрастом число детей с данным уровнем игры последовательно снижается от 36,8 до 18,2%. Эти дети в своих играх разыгрывают конкретный сюжет, содержащий 2-3 эпизода. Например, хозяйка кормит кошечку, потом идёт с ней гулять на улицу; или принцессы прихорашиваются перед зеркалом, собираются на бал, а потом танцуют; или три робота готовят снаряжение для похода в пещеру к чудовищу, а потом «убивают» его.

Высший уровень развития игры (роль в отношении) появляется только у отдельных детей после 5 лет и в подготовительной группе наблюдается в 18,2% случаев. В этих играх, наряду с функциональным взаимодействием персонажей представлены отношения между ними. Например: «врач» даёт указания «медсестре» и они вместе обсуждают «диагноз больного», а потом «лечат» его, а он под их пристальным вниманием постепенно «поправляется»

Таким образом, на основании результатов наблюдения, можно констатировать, что сюжетно-ролевая игра действительно занимает значительное место в жизни дошкольников. Однако, уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Развитой формы игры (4-ого уровня) достигают лишь немногие дети в основном после 6 лет, т.е. к концу дошкольного возраста.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.