Гра як педагогічна технологія
Технологический подход - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности детей, учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.). Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще«педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко). Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной педагогике игровой метод используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета; - как элемента более обширной технологии, - как технологии внеклассной работы. - Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям: - педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую; - учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве средства игры; - успешное достижение педагогич. цели связывается с игровым результатом. Однако говоря об игре в учебной деятельности мы должны учитывать ее косвенное влияние на развитие психики и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности. Дидактические свойстваигры: - Двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание); - Неопределенность исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное; - Добровольность – способствует росту внутренней организованности; - Полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности. Принципы конструирования учебных игр: - Определение педагогических целей использования игры; - соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя; - определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства; - выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме; - планирование организационной структуры игры; - выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры; - создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.
Классификация игровых технологий в педагогике. Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка: - игровые технологии в дошкольном возрасте; - игровые технологии в младшем школьном возрасте; - игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте. Классификация игр в учебном процессе: ¨по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры. ¨по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, осмысление, поисковые, закрепления, контрольные. ¨по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр. Способы методического сопровождения игровой деятельности детей В процессе образования личности игра сможет стимулировать: - осознание собственного роста, продвижения в познании мира; - радость овладения более совершенными способами деятельности; - удовольствие от процесса познавательной деятельности; - чувство собственного достоинства; - гордость за успех товарища. Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной участник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает: - развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее участники, приз); - развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать); - предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить; - формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе. К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями. - психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок уже овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения - все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение. - педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям». - решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи: - развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста; - игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития); - занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества; - занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|