Здавалка
Главная | Обратная связь

Гра як педагогічна технологія



 

Технологический подход - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности детей, учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.).

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще«педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной педагогике игровой метод используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемента более обширной технологии,

- как технологии внеклассной работы.

- Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

- педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

- учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

- успешное достижение педагогич. цели связывается с игровым результатом.

Однако говоря об игре в учебной деятельности мы должны учитывать ее косвенное влияние на развитие психики и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Дидактические свойстваигры:

- Двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

- Неопределенность исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное;

- Добровольность – способствует росту внутренней организованности;

- Полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

Принципы конструирования учебных игр:

- Определение педагогических целей использования игры;

- соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;

- определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства;

- выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;

- планирование организационной структуры игры;

- выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры;

- создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.

 

Классификация игровых технологий в педагогике.

Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:

- игровые технологии в дошкольном возрасте;

- игровые технологии в младшем школьном возрасте;

- игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Классификация игр в учебном процессе:

¨по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.

¨по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, осмысление, поисковые, закрепления, контрольные.

¨по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

Способы методического сопровождения игровой деятельности детей

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

- осознание собственного роста, продвижения в познании мира;

- радость овладения более совершенными способами деятельности;

- удовольствие от процесса познавательной деятельности;

- чувство собственного достоинства;

- гордость за успех товарища.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной участник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:

- развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее участники, приз);

- развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);

- предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;

- формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

- психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок уже овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения - все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.

- педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

- решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:

- развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

- игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);

- занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;

- занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.