Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные термины по обществознанию для ЕГЭ

Раздел «ФИЛОСОФИЯ»

Человек биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он

является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическая природа

проявляется в анатомии и физиологии человека. Социальная сущность проявляется через такие

свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и

ответственность и др.

Основные отличия человека от животного:

— мышление и речь,

— сознательная, целенаправленная творческая деятельность,

— преобразование окружающей действительности в процессе деятельности,

— изготовление орудий труда и использование их как средств производства материальных благ.

— удовлетворение духовных потребностей.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение

человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами

основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентиры. Основные

тины мировоззрения:

Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной практической деятельности человека.

Религиозное мировоззрение основывается на ценностях того ли иного религиозного учения.

Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений

человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной

средой обитания.

Функции мировоззрения:

- мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической

деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе

своей деятельности;

- мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей,

вооружает людей методами познания;

- на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей

деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать

действительно важное для жизни от того, что реального значения не имеет, носит ложный или

иллюзорный характер.

Познание — активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека,

т. е. обусловленный, прежде сего, практикой процесс приобретения и развития знания, его

постоянное углубление, расширение и совершенствование. Основные направления в теории

познания:

- эмпиризм — единственным источником наших знаний является чувственный опыт;

- рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума. без опоры на чувства.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких нормах, как:

- ощущение, т. е. отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их

непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний;

- восприятие — воздействие на органы чувств целостного образа предмета;

— представление — чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый и вое производимый в

сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание

осуществляется в следующих формах:

— понятие, т. е. мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках;

— суждение — такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается

что-либо о предмете, явлении, процессе;

— умозаключение — логическая связь нескольких суждений и выделение на их основе нового

суждения.

Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Признаки научного

познания: непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.

Формы научного познания: вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция. Уровни научного

познания: теоретический (методы: анализ, синтез, обобщение) и эмпирический (методы:

эксперимент, сравнение, наблюдение).Социальное познание — изучение общества и протекающих в нем процессов. Особенности

социального познания: совпадение субъекта и объекта познания, сложность изучаемого объекта,

ограниченные возможности в проведении наблюдений и экспериментов.

Принципы социального познания: рассмотрение социальной действительности в развитии;

изучение общественных явлений в их многообразных связях: выявление общего и особенного в

социальных явлениях.

Основой знаний об обществе являются социальные факты: события, имевшие место в

действительности (объективный факт) и знание о событии (научный факт).

Виды социальных фактов: действия людей и социальных групп, продукты человеческой

деятельности, словесные действия.

Ценности - результаты преобразовательной деятельности человека и общества в процессе

материального и духовного производства, а также характеристика определенных идей, принципов,

предметов с точки зрения их значения для человека и общества.

Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни человека.

Выделяют личные, групповые и общечеловеческие ценности. Материальные ценности —

предметы материальной культуры: здания, скульптуры, машины, мебель и т. п.

Духовные ценности — продукты духовного творчества людей: музыкальные и литературные

произведения, научные открытия, религиозные учения, традиции, моральные нормы, юридические

законы и т. д.

Прогресс — направление общественного развития, для которого характерен переход от низших

форм к высшим, от менее совершенного к более совершенному. Понятию прогресс противоположно

понятие регресс. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации,

возврат к изжившим себя формам и структурам. Критерии прогресса:

— прогресс науки и техники;

— развитие производительных сил, включая самого человека;

— совершенствование нравственности людей;

— возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Свобода — способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со

своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.

Понятие «свобода» тесно связано с понятием ответственность».

Ответственность — вид взаимоотношений между личностью и коллективом или обществом с

точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности: историческая, политическая, юридическая, индивидуальная, групповая.

Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для

поддержания организма человека и развития его личности. Виды потребностей:

— биологические — жизненная необходимость в дыхании, питании, воде, в движении,

самосохранении, сохранении рода и т. д.;

— социальные — нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в

самореализации, самоутверждении, общественном признании се достоинств;

— идеальные — потребности в познании окружающего мира, в осознании своего места в нем,

смысла и предназначении своего существования.

Удовлетворение потребностей является важнейшим мотивом деятельности человека.

Истина — процесс адекватного, правильного отражения действительности в сознании человека.

Виды истины:

— объективная истина — отражает реальное положение вещей, окружающий мир таким, какой он

есть, каким он существует вне и независимо от нашего сознания:

— абсолютной истина — полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое последующим

развитием науки;

— относительная истина — неполное, ограниченное знание. Зависит от конкретных исторических

условий и познавательных возможностей человека.

Критерии истины: чувственный опыт, разум, теория, практика.

Деятельность — вид человеческой активности, имеющий целью познание и изменение

окружающего мира и самого человека, в результате которой создастся нечто новое. В структуре

деятельности выделяют:

— цель — осознанный образ предвосхищаемого результата; субъект — тот. кто осуществляет

деятельность;— объект — то, на что направлена деятельность;

— средства достижения — то, при помощи чего осуществляется деятельность;

— результат — то, что получается в итоге деятельности. Виды деятельности: игра, учеба, труд,

общение. Материальная деятельность — создание необходимых для

удовлетворения потребное гей людей материальных предметов.

Духовная деятельность — создание идей, образов, художественных и нравственных ценностей.

Эволюция и революция — два пути общественного развития. Эволюция — постепенное

последовательное изменение всего общества в целом либо его отдельных сфер.

Революция коренное, качественное изменение в основах социального устройства всего

общества или его отдельных сферах (науке, технике).

Общество и природа.

Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть

материального мира, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей. Общество

в узком смысле:

— круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;

— отдельное конкретное общество (например, российское);

— исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество);

— человечество в целом.

Природа в широком смысле — весь окружающий нас мир в разнообразии его форм и

проявлений.

Природа в узком смысле — приролно-географическая среда.

Глобальные проблемы — группа проблем общепланетарного масштаба, возникших во второй

половине XX в., от решения которых зависит существование человеческой цивилизации. Признаки

глобальных проблем:

— затрагивают интересы всего человечества:

— настоятельно требуют решения;

— проявляются как объективный фактор развития общества;

— предполагают сотрудничество разных стран в их решении;

— от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.

Приоритетные глобальные проблемы: экологическая, энергетическая, продовольственная,

сырьевая, демографическая, международный терроризм, наркомания, предотвращение новой миро

вой войны, преодоление отсталости развивающихся стран. Направления решения глобальных

проблем:

— широкое информирование людей о глобальных проблемах:

— всеобъемлющее изучение причин и условий возникновения и обострения проблем;

— наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;

создание четкой международной системы прогнозирования;

— концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.

Раздел «ЭКОНОМИКА»

Спрос и предложение.

Спрос — это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить

услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но ограниченные

платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих

доходов для приобретении конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости

от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное

время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена

единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.

Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой

цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным

равновесием.

Прибыль — исчисляемая в денежном выражении разница между выручкой от продажи

продукции и затратами на ее производство.Прибыль служит наиболее важным показателем, обобщающим финансовые результаты

деятельности предприятия.

Получение максимальной прибыли является целью производителя. Для этого он стремится

снизить затраты (издержки) производства. Величина прибыли в сравнении с затратами показывает

результативность работы предприятия, выгодность той или иной предпринимательской

деятельности. Если выручка не покрывает всех затрат, то предприятие является убыточным.

Производитель (производство).

Производитель — субъект экономической деятельности, использующий экономические

ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью продажи и получения прибыли.

Производителем товаров и услуг может быть и государственное предприятие, и частный

предприниматель. Продукт, произведенный свободным производителем для обмена, называется

товаром. Производитель выбирает для выпуска те товары, но которым прибыль является

наибольшей.

Производство — процесс превращения экономических ресурсов в экономические блага, т. е.

предметы, удовлетворяющие те или иные потребности человека.

Основные группы ресурсов, используемых в процессе производства, называются факторами

производства. Факторы производства:

— природные ресурсы. используемые в производстве: земля (пахотные земли, место размещения

производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и

животный мир;

— труд — это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий

капитал» — способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников:

— капитал — это финансовые ресурсы и созданные людьми средства производства (здания и

сооружения, машины и инструменты, оборудование);

— предпринимательские способности — совокупность активной деятельности предпринимателей,

их организационно- хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий,

подходов) и готовности к риску при организации нового дела;

— информация — важный ресурс, используемый в экономических процессах. Это прежде всего

знания, сообщения, данные, используемые в процесса анализа и выработки экономических и

управленческих решений и т. д.

Налог — определенная сумма денег, которую каждый производитель товара, получатель

дохода, владелец того или иного имущества (строение, транспортное средство и др.) ежегодно

обязан уплатил» государству.

Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном

размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население — подоходный и

поимущественный налоги.

Косвенные налоги — налоги на продажи товаров и услуг, существующие в виде надбавок к цене.

Деньги — это товар, посредством которого измеряется ценность других товаров, оплачивается

покупка. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые Цен-

тральным банком каждого государства.

Функции денег: средство платежа, средство обмена, средство измерения стоимости товара,

средство накопления сбережении.

Рынок. Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого

производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется

рыночной экономикой.

Свободная рыночная экономика характеризуется гремя важнейшими признаками:

1) нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в

каком количестве произвести):

2) нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств

самостоятельно определяет, что и в каких количествах приобрести);

3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих

признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной

деятельности.

Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по какой

цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным

равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка, — равновесной иеной. Равновесная

пена не просто условие продажи товара, она становится важным ориентиром для производителей,

подсказывая им, что и при каких иенах может быть куплено на рынке и что. следовательно, можно

производить.Конкуренция — борьба производителей (продавцов) товаров и услуг за рынок сбыта и

симпатии потребителя с целью получении более высокой прибыли.

Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее

рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления.

Типы конкуренции:

— совершенная (борьба множества производителей одного товара, не имеющих возможностей

влиять на цену товара);

— монополистическая (борьба за симпатии потребителя между производителями

взаимозаменяемых товаров, например, стирального порошка и мыла);

— олигополистическая (борьба между несколькими крупными производителями одного товара,

имеющими возможность влиять на иену).

Собственность — имущество, принадлежащее частному лицу, органу местного самоуправления,

государству.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он

вправе по своему желанию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые

действия, не противоречащие закону.

Владение — фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность

непосредственного воздействия на вещь. Пользование — извлечение из имущества полезных

свойств. Распоряжение — возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения.

Собственниками могут быть физические лица (граждане) и юридические лица, государство и

органы местного самоуправления.

Способы приобретения имущества: покупка вещи, изготовление вещи, использование имущества,

получение по наследству или в подарок и т. д.

Предпринимательство — осуществляемая по собственной инициативе, самостоятельная,

рискованная, ответственная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.

Виды предпринимательства: индивидуальное (один человек); партнерское (группа лип);

производственное (строительство, сельское хозяйство, изготовление потребительских товаров);

оказание услуг (общественное питание, развлечения, транспортные перевозки. страхование).

Предприниматель имеет право: приобретать необходимое имущество, использовать по

соглашению имущество других граждан, нанимать работников на условиях трудового договора,

устанавливать формы и размеры оплаты труда, самостоятельно определять программу

хозяйственной деятельности, устанавливать цены, свободно распоряжаться прибылью. Эти и другие

права предпринимателя регулируются законами.

Потребитель (потребление).

Потребитель — субъект экономической деятельности, приобретающий товары и услуги для

личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли.

Потребителем товаров и услуг может быть государство, физическое лицо (гражданин),

юридическое лицо (организация).

Потребление — процесс использования человеком экономических благ для удовлетворения

своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя.

Доход — средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной

или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства.

Источники и соответствующие им виды доходов:

— труд (заработная плата);

— капитал (процент);

— земля (рента);

— предпринимательская деятельность (прибыль).

Раздел «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом,

охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных.

исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка,

государственной безопасности, вооруженных сил и пр. Признаки государства:

— территориальная целостность и территориальное деление;

— суверенитет;

— исключительное право на принятие общеобязательных законов;— наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений;

— система взимания налогов; символика.

Формы правления.

— монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентская);

— республика (парламентская, президентская, смешанная). Формы государственно-

территориального устройства

— федерация (отдельные территории обладают большой самостоятельностью);

— унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их

руководители назначаются из центра и проводят его решения);

— конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств аз я достижения конкретных

совместных целей).

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Функции государства: Внутренние:

— охрана общественного порядка;

— политическая — обеспечение условий деятельности политических институтов;

— экономическая — регулирование экономических отношений и структурных изменений в

экономике;

— социальная — обеспечение достойного уровня жизни граждан;

— культурно-воспитательная и идеологическая — воспитание членов общества, формирование

гражданских и патриотических ценностей.

Внешние:

— обеспечение обороны и национальной безопасности;

— отстаивание государственных интересов в международных

отношениях;

— развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

— участие в решении глобальных проблем.

Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц)

осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры.

Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические

партии, суды.

Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти: управление, координации, организация, контроль.

Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти: политическая (способность и умение реал и- зовывать функцию общественного

управления), экономическая (контроль над экономическими ресурсами), социальная (контроль над

распределением статусов, должностей и привилегий), информационная (контроль над людьми с

помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти: легитимность (законность), результативность действий.

Сущность власти. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется

способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов.

Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, отношения субординации

(многоуровневого подчинения) и иерархии.

Власть — вынужденное (но не принудительное) подчинение установленным в обществе

правилам. Добровольное уважение власти базируется на внутренней мотивации, признательности,

законопослушании, привязанности. Формальное подчинение власти основано на юридических

законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение власти расценивается как

отклоняющееся поведение и карается законом. Иногда власть понимают как законное право

принимать ключевые решения, которые определяют поведение людей.

Демократия

В широком смысле — форма устройства и функционирования любой организации, основанной

на принципах равного права входящих в нее лиц. принятия решений большинством голосов,

юридической выборности и подотчетности органов избравшему их обшсму собранию, конференции,

съезду.

Демократия в узком смысле — форма государственного политического устройства, которой

присуши определенные признаки: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в

избирательных правах, гарантии прав меньшинства. Виды демократии:— непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов

государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно-

политической жизни путем проведения выборов и референдумов;

— партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии

решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли

государства:

— представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через

парламент как высший представительный орган власти в государстве.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину

достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении

производством, самореализации личности.

Принципы социального государства: гражданский мир, социальное согласие, социальная

справедливость. Социальное государство основывается на:

— достаточно высоком уровне экономического развития;

— демократизме политической системы;

— компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;

— развитии системы социального партнерства;

— повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-

экономических процессов. Социальное государство обеспечивает:

— движение к утверждению в обществе социальной справедливости;

— ослабление социального неравенства;

— предоставление каждому' человеку работы или иного источника существования;

сохранение мира и согласия в обществе;

— формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно

сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от пря-

мого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки гражданского общества:

— экономические: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и

конкуренция;

— социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса;

— политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита,

демократизация власти, политический плюрализм;

— культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень

населения, свобода совести. Структура гражданского общества: политические партии,

общественно-политические организации и движения, кооперативы, союзы предпринимателей,

ассоциации потребителей, благотворительные фонды, спортивные общества, органы местного

самоуправления, церковь, семья, независимые СМИ.

Политика — сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на

достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания

задач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных

групп и слоев.

Функции политики: управление общественными процессами: интеграция различных групп и

слоев общества в единое целое; обеспечение порядка и целостности общества; приобщение лич-

ности к общественным делам; разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов

между властью и обществом.

Субъекты политики: социальные общности, политические организации, политические элиты,

профессиональные политики.

Выделяют внутреннюю (экономическую, культурную, социальную. национальную,

демографическую) и внешнюю (отношения между государствами на международной арене)

политику.

Цели политики: долгосрочные (стратегические) и текущие, приоритетные (главные) и

второстепенные, реальные и нереальные.

Политик — человек, участвующий в политической деятельности. Немецкий социолог Макс

Вебер выделял три вида политиков:

1) политики «по случаю» — избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;

2) политики «по совместительству» — все те доверенные лица правления партий политических

союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;3) профессиональные политики — те. кто живет для политики, либо за счет политики, для

которых политика — главное занятие в жизни и главный источник их материального

благосостояния.

Методы политиков: убеждение, поощрение, принуждение, насилие.

Политическая партия — организация единомышленников. представляющая интересы

граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания

государственной власти или участия в ее осуществлении. Классификация партии:

по участию в осуществлении власти: правящие (находятся у власти) и оппозиционные (не

находятся у власти и стремятся эту власть получить);

по характеру членства: кадровые (немногочисленные, действуют только в период выборов,

свободное членство); массовые (многочисленные, действуют систематически, имеют

первичные партийные организации);

по шкале политического спектра: левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за

вытеснение частного сектора), центристские (за компромисс, сотрудничество), правые (за

сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность). Функции политических

партий: борьба за власть в государстве, участие в осуществлении власти, участие в

формировании органов власти, формирование общественного мнения, выражение интересов

социальных групп, подготовка кадров политиков, политическое воспитание масс.

Человек и государство. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат

управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение н

отношении любого члена общества. Государство возникает для зашиты интересов граждан, т. с.

выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам

приходится защищаться. Отношения между человеком и государством на протяжении всей истории

складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные,

партнерские отношения.

Идеальные отношения человека с государством складываются только в одном случае — когда

устанавливается правовое государство. Оно базируется на верховенстве права в обществе, свободе

людей, их равенстве в правах. Члены общества добровольно принимают на себя определенные

ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов

выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком

положении дел личность имеет приоритет над государством.

Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и гражданское общество подавляются,

политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду

правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Человек и власть. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется

способностью одних людей влиять на поведение других посредством административно-правовых

механизмов. Формальное подчинение человека власти основано на юридических законах, действии

социального контроля и санкций. Неподчинение человека власти расценивается как отклоняющееся

поведение и карается наказанием согласно законам.

Раздел «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Закон — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, изданный государственным

органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Признаки закона:

— издается компетентными государственными органами:

— охраняется и обеспечивается государством;

— имеет письменную форму;

— носит легитимный характер;

— содержит нормы права;

— характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов:

— регулируют общественные отношения;

— устанавливают права и обязанности граждан и организаций:

— обязывают совершать активные положительные действия;— являются критерием правомерного и неправомерного поведения людей и основанием для

применения мер государственного принуждения;

— воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуманности.

Виды нормативно-правовых актов РФ: Конституция, федеральные конституционные законы,

федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства.

Права человека — социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный

стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые

нрава, принадлежащие человеку от рождения. Виды прав человека:

— гражданские (личные) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право

на жизнь, равенство перед законом и т. п.);

— политические — права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни

(свобода слова, право избирать и т. п.);

— экономические — права, позволяющие распоряжаться средствами производства, рабочей силой,

предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.);

— социальные — права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное

обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.);

культурные — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности (свобода

творчества, право на доступ к культурным ценностям и т. п.).

Правовое государство — тип государства, деятельность которого реально ограничена правом,

в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль нал

властью со стороны общества.

Главная цель правового государства — обеспечение гарантии Ирак и свобод граждан во всех

областях. Признаки правового государства

— верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством;

— реальное разделение властей;

— взаимная ответственность государства и личности;

— равенство всех перед законом;

— права и свободы человека являются высшей ценностью:

— политический и идеологический плюрализм.

Раздел «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом. Виды

поведения:

— конформное — соответствующее социальным нормам;

— девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как

положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность,

наркомания) характер;

— делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении

формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).

Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.

Мораль — специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие

идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях

общественной жизни.

Функции морали: регулирование поведения человека во всех сферах жизни и деятельности,

поддержание и утверждение определенных общественных устоев; утверждение человеческого в

человеке.

Моральные требования: нормы поведения (не укради, не убей), моральные качества

(справедливость), нравственные принципы (коллективизм), морально-психологические механизмы

(долг; совесть). Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).

Образование один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения

умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему

таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Функции

образования:

— социальная — социализация личности;— культурная — передача последующим поколениям накопленных культурных ценностей;

— экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества.

В систему образования входят: дошкольные образовательные учреждения, школы, средние

(профессионально-технические) учебные заведения, высшие учебные заведения.

Основные тенденции в развитии образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация,

интернационализация знаний, непрерывность, компьютеризация.

Обучение - процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и

творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение

один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в

качестве объекта.

Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с

другими людьми через систему определенных социальных институтов.

Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.

Основные типы воспитания:

— авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;

— либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных

ограничениях и контроле;

— демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на

саморазвитие, готовности родителей к компромиссу.

Культура — в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной

деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она

неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек

формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат

усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, результат

овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Культура

представляет собой меру человеческого в человеке.

Различают материальную и духовную культуру. Предметы материальной культуры создаются

людьми в процессе материального производства. Продуктами ее являются здания и сооружения,

оборудование, транспортные средства, предметы обихода и т. д.

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом

духовные ценности в виде музыкальных и литературных произведений, научных открытий,

религиозных учений и т. п.

Функции культуры:

— познавательная — даст целостное представление о народе, стране, эпохе;

— оценочная — отбор ценностей, обогащение традиций;

— регулятивная — создание системы норм и требований ко всем членам общества;

— информативная — передача знаний и ценностей последующим поколениям:

— коммуникативная — сохранение и распространение культурных ценностей;

— социализации — усвоение индивидом системы знаний норм и ценностей, приучение его к

социальным ролям, нормативному поведению.

Формы культуры:

— народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

(сказки, частушки);

— элитарная — создается привилегированной частью общества либо по ее заказу

профессиональными творцами; ее произведения сложны для понимания неподготовленным

человеком (классическая музыка);

— массовая — создаются стандартные произведения, доступные для понимания любого

потребителя без различия классов, материального положения, уровня подготовки (поп-

музыка);

— субкультура — часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы

(молодежная, профессиональная, криминальная);

— контркультура — направление развития современной культуры. нормы и ценности которой

противоположны главным составляющим господствующей культуры (хиппи, панки).

Религия — одна из форм духовной культуры, мировоззрение и мироощущение, а также

соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов,

сверхъестественного.

Функции религии:

— мировоззренческая — формирование взгляда человека на окружающий мир и свое место в мире:нравственная — прививает человеку основные нравственные понятия через систему моральных

запретов (не убий. не укради, не лжесвидетельствуй и т. д.);

— регулятивная — управление поведением людей;

— интегрирующая — религия объединяет людей, их поведение, чувства, стремления, способствуя

сохранению стабильности в обществе;

— культуротранслирующая — религия способствует развитию определенных основ культуры,

обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры и их передачу

последующим поколениям:

— легитимизирующая — религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты,

отношения.

Ранние религии: тотемизм, фетишизм, анимизм. Национальные религии: иудаизм, синтоизм,

индуизм, конфуцианство.

Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Авторитет — степень признания группой людей или обществом в целом личных и деловых

качеств какого-либо из их членов.

Авторитет обычно отражает степень влияния индивида в социальной группе или в обществе.

Человек может признаваться авторитетом в одной или нескольких областях.

Личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного

общества.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее

важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный

участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей.

Человек, действуя в обществе.

проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт,

но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя

разные роли — работника, семьянина, спортсмена и т. л.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества

индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его

свойства), а тем более личностью.

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях

трансляция (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной

деятельности.

Функции общения:

— коммуникативная — прием и передача информации;

— регулятивно-коммуникативная — организация взаимодействия людей в их совместной

деятельности;

— перцептивно-эффективная — восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их

эмоциональную сферу; аффективно-экспрессивная — эмоциональное самовыражение человека.

Формы общения: бытовое, деловое, профессиональное, частное и публичное.

Виды общения: между реальными субъектами (между двумя или несколькими людьми); между

реальным субъектом и воображаемым партнером (человека с Богом); между воображаемыми

партнерами (общение художественных персонажей).

Раздел «СОЦИОЛОГИЯ»

Социальная стратификация — наличие в обществе множества социальных образований,

представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального

богатства. прав и обязанностей, привилегий, престижа.

Страта — социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социально

значимым признаком (образование, профессия, власть).

Исторические типы стратификации:

— рабство — форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью

другого и когда низший лишен всяких прав и свобод;— касты — социальные группы, членство в которых зависит исключительно от происхождения

человека;

— сословия — большие социальные группы, членство в которых законодательно закреплено

правами и обязанностями, передаваемыми по наследству;

— классы — большие социальные группы, формирующиеся на основе коренных социальных

интересов и различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие

типы стратификации, как рабство, касты, сословия.

относятся к закрытому обществу, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие

полностью запрещены или существенно ограничены.

Классовый тип стратификации относится к открытому обществу, в котором перемещение из

одной страты в другую неограниченно.

Социальные нормы — правила поведения, регулирующие отношения между людьми,

общественную жизнь.

Социальные нормы направляют поведение человека, позволяют его контролировать,

регулировать и оценивать. С помощью социальных норм функционирование людей, групп, всего

общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели,

стандарты должного повеления. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему

общественных отношений. получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми,

с различными организациями, с обществом в целом. Виды социальных норм.

— обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например,

свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной

частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета;

— правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих

границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обе-

спечивается силой государства;

— моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо —

плохо, благородно — подло, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил

обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное

осуждение;

— эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в

художественном творчестве, но и в повелении людей, в производстве и быту;

— политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и

властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах,

международных договорах, политических принципах, моральных нормах;

религиозные нормы. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием

верующих и верой в неизбежность кары за грехи (отступление от этих норм). По содержанию

многие из религиозных норм выступают как нормы морали, совпадают с нормами права,

закрепляют традиции и обычаи.

Социальные санкции — реакция общества и государства на поведение человека или группы

при соблюдении или нарушении социальных норм.

Социальные санкции подразделяются на формальные (следуют со стороны официальных

структур, например государства) и неформальные (следуют со стороны окружающих людей).

Формальные позитивные санкции: награждение орденом, премия, повышение в должности и

многие другие. Формальные негативные санкции: выговор, штраф, тюремное заключение, казнь и

другие.

Неформальные позитивные санкции: похвала, объявление благодарности. аплодисменты.

Неформальные негативные санкции: отказ подать руку, оскорбительный тон.

Социальный конфликт — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей,

социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, религиозные

различия, различия в уровне доходов, обладании властью.

Составляющие конфликта:

субъекты — противоборствующие стороны;

— объект — некоторый дефинитный ресурс или контроль над таким ресурсом;

— предмет — объективно существующая или воображаемая проблема. являющаяся причиной

разногласий между сторонами. Участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники,

посредники.

Виды конфликтов:

— по длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся);— по объему (глобальные, региональные, локальные, групповые, личные);

— по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные);

по форме (внутренние, внешние):

— по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);

— но используемым средствам (насильственные, ненасильственные);

— по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные);

— по сферам общественной жизни (экономические, политические, этнические, семейно-бытовые).

Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со

своим возрастом, полом, происхождением, образованием, должностью. Виды статусов:

— групповой — статус, который человек занимает в обществе как представитель большой

социальной группы:

— личный — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены

этой группы в соответствии с его личными качествами;

— предписанный — социальная позиция, которая заранее предписана обществом и I щи виду

независимо от его личных качеств;

— достигаемый — социальная позиция. приобретаемая в результате свободного выбора, личных

усилий и находящаяся под контролем человека;

смешанный — обладает чертами предписанного и достигаемого статусов.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус.

Виды ролей:

— психосоматическая — поведение зависит от биологических потребностей, уровня культуры

человека;

— психодраматическая — поведение личности зависит от требований социального окружения;

— социальная — личность ведет себя так, как этого ожидает общество.

Социальные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи,

возникающие между различными социальными группами или внутри них. Виды социальных

отношений:

— материальные отношения — возникают и складываются непосредственно в ходе практической

деятельности человека, вне его сознания и действительности (производственные,

экологические отношения):

— духовные отношения — формируются, предварительно проходя через сознание людей,

определяются их духовными ценностями (моральные, политические, правовые, философские,

религиозные отношения).

Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс

воздействия на него общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный

опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие

его (например, детский сад, школа).

Агенты социализации конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей и

обучение культурным нормам (родители, преподаватели, друзья).

Социальная мобильность — переход людей из одних социальных групп в другие.

Типы социальной мобильности:

— горизонтальная — смена позиции па одном социально- экономическом уровне (переход ученика

в другую школу, развод и создание новой семьи) или географическое перемещение между

районами, городами и т. д.

— вертикальная — движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице.

Каналы восходящей мобильности («социальные лифты»): школа, вуз, церковь, армия.

Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное общностью

быта и взаимной ответственностью.

Функции семьи:

— репродуктивная — воспроизводство новых членов общества:

— социализации — формирование индивида как личности:

— экономическая — общее хозяйство, помощь, поддержка;

— защитная — физическая, психологическая зашита;

— статусная — принадлежность к определенному социальному слою.

Виды семьи:

— по числу детей (бездетные, малодстные. многодетные);

— по характеру распределения домашних обязанностей (традиционные, коллективистские);— по родственной структуре (нуклеарные, расширенные, полигамные);

— по гипу воспитания (авторитарные, либеральные, демократические).

Национальные отношения — один из видов социальных отношений, складывающихся на основе

национальной общности. Основные тенденции развития национальных отношений:

межнациональная дифференциация — процесс разъединения, противостояния различных

этносов и народов в самых разных планах. Проявления: самоизоляция, протекционизм в

экономике, религиозный фанатизм и экстремизм, национализм в политике и культуре:

межнациональная интеграция — процесс постепенного сближения наций и народов,

постепенное стирание традиционных границ, превращение человечества в единую

политическую систему.

Проявления национальных отношении: экономические и политические союзы,

транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение

культур и религий.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.