Здавалка
Главная | Обратная связь

Трансформация полоролевого поведения

Отечественная школа сексопатологов под руководством Г.С.Васильченко описывает трансформацию полоролевого поведения как формирование поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании. Термин «трансформация» в данном случае подразумевает изменение, преобразование. Половое самосознание (аутоидентификация) — это ощущение принадлежности себя к мужскому или женскому полу. Правильное половое самосознание означает, что мужчина ощущает себя мужчиной.

Таким образом, расшифровывая этот сложный термин, можно сказать более простыми словами, что трансформация полоролевого поведения у мужчины означает, что субъект мужского пола ощущает себя мужчиной, но его поведение и черты характера напоминают женские.

Таких мужчин в обычной жизни называют «женоподобными» или феминизированными (от слова «femina» — женщина). Но поскольку «женоподобность» — более узкое понятие и подразумевает больше внешность мужчины и его манеры (жеманничанье, манерность, кокетливость, виляние бедрами при ходьбе и прочее — то есть, утрированные и даже карикатурные женские черты), и это свойственно пассивным гомосексуалам, а в данном случае имеются ввиду именно поведение и черты характера, то все же мне придется пользоваться этим сложным термином — трансформация полоролевого поведения. Термин «феминизация» ближе к нему по смыслу, чем «женоподобность». Но он более узок, так как предполагает изменение характера мужчины под влиянием каких-либо факторов, например, неправильного воспитания в условиях чрезмерной опеки, а трансформация полоролевого поведения может быть не только при неправильном воспитании, но и врожденной.

Одной из причин трансформации полоролевого поведения является нарушение половой дифференцировки мозга плода во внутриутробном периоде. Но это нарушение не столь выражено, как при транссексуализме (когда мужчина ощущает себя женщиной), поэтому у таких пациентов не нарушается половое самосознание и нет ощущения принадлежности к женскому полу.

Однако нарушение половой дифференцировки мозга является фоном для основного неблагоприятного фактора — влияния микросоциальной среды (то есть, ближайшего окружения, и в первую очередь, родителей) на этапе формирования полоролевого поведения.

Другой причиной может быть неправильное воспитание в семье — когда мальчика родители воспитывают как девочку, прививая ему черты женственности, мягкости, подчиняемости. Это бывает в тех случаях, когда родители очень хотели, чтобы родилась девочка, а рождается мальчик.

 

 

Аномалии в психосексуальном развитии
Распространенными в наше время отклонениями в психосексуальном развитии подростков являются ранняя половая жизнь, подростковый промискуитет и подростковая проституция. К ранней половой жизни следует отнести ситуацию, когда половой акт совершается лицом (или лицами), не достигшими половой зрелости. Формально это происходит, если юноше менее 16 лет, а девушке – менее 15 лет. Поэтому выражу свою рекомендацию родителям следующим образом. Внимательно наблюдая за физическим и психоэмоциональным развитием своего ребенка, родителям целесообразно, начиная по крайней мере с его 10 – 11-летнего возраста, начать проводить неоднократные беседы с ним на тему секса, его роли в жизни человека и тех условий, при которых данный аспект жизнедеятельности человека несет в себе позитивное начало или приносит разочарование и горе. Ни в коем случае не читайте занудных лекций. Быстротекущая жизнь, телевизионные программы сами подскажут вам множество ситуаций и сюжетов, которые могут стать отправной точкой такого разговора. В этом случае вы сумеете заранее внести в голову своего ребенка тот набор ценностей и негативных моментов, которые сложились в вашем мировоззрении о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной. Обязательно используйте свободно продающиеся детские сексуальные энциклопедии с картинками для соответствующего возраста.
Если события будут развиваться таким образом, то при хороших отношениях между родителями и детьми первые половые контакты подростков произойдут не слишком рано и в таких условиях, когда не возникнут проблемы, связанные с правонарушением, нежелательной беременностью и венерическими заболеваниями.
Подростки, в свою очередь, далеко не во всех случаях идут на контакт при попытке родителей поговорить превентивно о сексе. Поэтому вы, со своей стороны, сделайте то, что от вас зависит, в надежде, что здравый смысл и Господь Бог помогут вашим детям.
Подростковый промискуитет (частые половые контакты с непрерывной сменой партнеров) у подростков обоего пола часто сочетается с ранней алкоголизацией. Здесь реже идет речь об истинном растормаживании сексуального влечения (например, нимфомания), скорее подросток поступает «как все», поскольку дорожит членством в определенной компании и доказывает это различными способами. В ряде случаев, посещая компанию, подросток получает там целый букет «ценной» информации и удовольствий: общение с себе подобными, в том числе сексуальное, наркотики, алкоголь, венерические и прочие инфекционные болезни (например, гепатит). Мы перечислили потенциальный максимум — его подросток может получить весь сразу или по частям. Роль родителей здесь чрезвычайно велика. Не вызывает сомнений, что хороший контакт между родителями и детьми еще в предподростковой фазе развития последних воспитывает у детей здравое отношение к этим «ценностям» взрослой жизни [5; 182].
Понятие проституции гораздо шире, чем просто судьба молоденьких девушек, попавших в лапы сутенеров. Проституция уже давно стала социальной проблемой. С ней связано вовлечение несовершеннолетних мальчиков и девочек в этот отвратительный бизнес, алкоголизм, наркомания, сломанные судьбы и огромные деньги, замешанные на слезах и крови. Очень часто похищенных детей (причем обоих полов) продают в публичные дома Азии, Турции и других стран, а также в подпольные салоны, снимающие порнопродукцию. Способы вовлечения, или, как сейчас говорят, рекрутирования, достаточно разнообразны. Часть девушек, очень красивых, из приличных семей, завлекают в этот порочный круг, из которого очень трудно вырваться, «друзья». Некоторые делают из этого своеобразный бизнес. Обычно такие люди — прекрасные психологи, внешне они весьма привлекательны, образованы и ведут себя как истинные джентльмены: романтические свидания в ресторанах, цветы, подарки и даже знакомство с родителями девушки. Она влюбляется и строит планы на будущее, но вдруг однажды «влюбленный», а на самом деле сутенер, просит девушку развлечь такого-то человека, мотивируя это своим безвыходным положением. В противном случае «ему придется уехать». Этот прием используется еще пару раз, затем «влюбленный» обычно объясняет девушке, что она для него только товар. Страшный шок для девушки завершается панелью, ведь она уже привыкла к красивой жизни и деньгам, да и терять ей уже нечего. Это самый сложный случай совращения, Даже родители не всегда могут распознать негодяя и предостеречь дочь. Девушка должна сама четко анализировать ситуацию, например, должно насторожить, что молодой человек не стремится знакомить свою жертву со своими родителями.
В случаях попроще девушек пускают по кругу или подсаживают на наркотики. Девчонки из семей с невысоким достатком, особенно в глубинке, иногда просто не видят другой возможности заработать денег. Некоторые юные девушки знают только внешнюю сторону жизни проституток. Большое количество богатых мужчин означает для них возможность выгодного замужества, а кроме того, рестораны, казино, роскошные модные вещи... А главное, чтобы все это получить, не требуется многолетней учебы и постоянных усилий для овладения профессиональными навыками. Достаточно удовлетворить очередного клиента и получишь гонорар, который иногда равен месячному заработку какого-нибудь инженера.
Примерно так представляют себе образ жизни проститутки юные девочки, которые только что окончили школу или еще учатся. Почти, как в анекдоте: у проститутки интересуются, как же она, дочь уважаемых людей — врача и преподавателя русского языка, дошла до жизни такой, а девушка слегка призадумалась и выдала: «Да повезло, наверное». Но этот миф поддерживают те, кто наживает на неопытных дурочках целые состояния. В барах и ресторанах бывают только валютные проститутки, да и то, чтобы подцепить клиента. Снимают проституток действительно мужчины с приличными деньгами, да только замуж они берут не их. Деньги девицы легкого поведения зарабатывают хорошие, да только сутенеры и рэкетиры отбирают у них большую часть, а из того, что остается, проститутки должны потратить на средства по уходу за кожей, волосами и т. п., потому что цена зависит от внешнего вида.
Профессия проституток зачастую бывает смертельно опасной. И это помимо весьма вероятной возможности заразиться венерическим заболеванием или СПИДом. Ведь основные клиенты проституток — люди, постоянно балансирующие на грани конфронтации с законом, или семейные господа, которые собираются на полную катушку оторваться на отдыхе. Большинство из подобных клиентов относятся к проститутке, как к неодушевленному аппарату для удовлетворения их прихотей. Они считают, что, купив девушку, с ней можно сделать что угодно: избить, унизить, склонить к любым извращения и даже убить. Охрана не всегда может помочь. Например, часто бывает такая ситуация: девушку покупают на ночь, но потом оказывается, что ей пользуется не один клиент, а целая компанию пьяных придурков, которые куражатся друг перед другом, издеваясь над беззащитной девчонкой. По статистике, каждую проститутку насилуют не реже одного раза в месяц, а избивают и того чаще. Физическая боль проходит, а психологический надлом может довести девушку до суицида. Либо ей становится настолько плевать на себя, что она спивается и скатывается на дно.
Сутенеры устанавливают жесткую систему штрафов за малейшую провинность. Периодически девочкам устраивается «субботник», то есть они бесплатно работают со своей «крышей» или с теми, на кого им укажут сутенеры. Иногородних девочек вообще делают секс-рабынями, отбирая паспорта, без которых те не могут уехать, иногда месяцами не выпуская их на улицу. В одной комнате идет «работа», в другой отдыхают. Во многих публичных домах за границей, где работают девушки из бывшего СССР, им не позволяют вообще выходить на улицу, в каждой комнате видеокамеры. Вот так вынуждены жить обманутые девушки, пока отрабатывают долг фирме за транспортировку и натурализацию в стране. Нередко хозяевами поощряется употребление девочками алкоголя и наркотиков, чтобы привязать их еще сильнее. Кстати, многое из того, о чем я говорила, в полной мере относится и к юношам [15; 357].
Многие подростки пытаются на каникулах заработать денег. Наиболее реально это сделать за рубежом. Те гроши, которые платят там, для нашей страны весьма приличные деньги. Но фирм, действительно отправляющих ребят на реальные заработки, единицы. Под них работает большое количество агентств, набирающих девушек для работы в борделях. Родители должны объяснить подросткам, что объявления типа «Требуются горничные, домработницы и официантки на работу в Арабские Эмираты (Турцию, Испанию и т. п.). Заработок от $1500 в месяц» или «Предлагаем работу девушкам с опытом работы танцовщицей в Швейцарии (Австрии, Италии и пр.). Строго без интима», «Нужна няня ребенку 5 лет. Германия» даются рекрутинговыми агентствами и девчонкам, клюнувшим на подобное объявление и уехавшим за рубеж работать горничными, танцовщицами, гувернантками и даже посудомойщицами, вместо работы по вышеназванным специальностям приходится заниматься оказанием интимных услуг. Подростки должны знать, что даже контракт, заключенный с подобным агентством, не гарантирует получения настоящей работы. Стоит только девушке оказаться за границей, сутенеры отнимают все документы и, часто побоями, вынуждают работать проститутками в счет уплаты проезда в эту страну и за визу. Без знания языка и документов девушки абсолютно беспомощны и бесправны в любой стране. Их совершенно безнаказанно могут избить и даже лишить жизни.
Хостинг и коксумация в Японии, предлагаемые в объявлениях, означают, что вместо работы манекенщицами и танцовщицами девушки будут рабынями своих владельцев. Вот, например, одна из многих типичных историй. Девушка мечтала о карьере танцовщицы и с радостью приняла предложение поработать в этом качестве в престижном токийском ночном клубе, специализирующемся «по эскортуслугам». Ей, конечно, об этом не сказали, наоборот, заверили, что интимные услуги исключаются. Она в перерывах между танцами должна будет просто общаться с мужчинами. Японцы даже заключили контракт, где был зафиксирован восьмичасовой рабочий день, определенное количество клиентов за рабочий день (пять) и ежедневная оплата — 250 долларов. Но владелец клуба оставляет эти деньги у себя до завершения контракта (и вряд ли девушка их получит), а на проживание девушка получает примерно 50 долларов в день. Эту сумму хозяин стремится уменьшить, штрафуя своих «сотрудниц» за любой проступок. Он вполне может расторгнуть контракт, а в этом случае девушке не заплатят ничего. Работа девушки начинается в 19 часов. После танцевального номера она обязана проводить время с клиентами до закрытия клуба. Днем она обзванивает десятки мужчин, приглашая их в клуб.
На «производственных совещаниях», которые периодически собирает шеф, анализируется работа девушек. Иногда даже назначается премия, но чаще штраф. Штрафуют за все: девушка чуть опоздала положить клиенту лед в коктейль или не выпила с ним (раскручивать посетителя на выпивку тоже ее обязанность), не очень оживлена или мало разговаривает, не дотрагивается до него во время общения. В вину может быть поставлена даже недостаточная, по мнению хозяина, сексуальность одежды, Каждый вечер управляющий контролирует девушек: дома ли они ночуют. Любую из них могут заставить оказать интимные услуги выгодному клиенту. За отказ ее либо изобьют, либо лишат денег.
Все родители мечтают о счастье своего ребенка. Но если дочь не желает внимать разумным доводам и решительно настроена поработать за границей, постарайтесь по всем возможным каналам проверить фирму, которая клятвенно обещает настоящую работу. Надо помнить, что любая работа по туристической визе нелегальна. Требование заранее оплатить процент от будущего заработка тоже сигнал о нечистоплотности фирмачей. Если дело дошло до контракта, тщательно изучите его сами и покажите юристу. Особенно следует обратить внимание на то, что написано в конце и очень мелким шрифтом. Обычно там есть фраза, которая полностью освобождает фирму от юридической ответственности, например «Фирма... не несет ответственности за действия принимающей стороны».
Фиктивный брак с иностранным гражданином тоже может оказаться ловушкой. Практически во всех странах жены-иностранки приобретают право на временное гражданство, сроком на определенное количество лет. Если они разводятся с мужьями до истечения положенного срока, то автоматически лишаются гражданства и могут быть депортированы из страны. Есть «мужья», пользующиеся этим: они заставляют жену заниматься проституцией.
Чтобы девушка или юноша избежали всего этого, родителям следует с ранних лет активно заниматься половым воспитанием ребенка, отвлекать его от сомнительных компаний, обязательно рассказывать ему о негативных сторонах профессии проституток. Убедить его, что знание языков, компьютера, экономики значительно увеличит его шансы получить высокооплачиваемую работу по душе.

Заключение
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [8; 24].
Рассмотрев психические изменения подростков, я выявила следующие особенности их психики. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».
Главное значение получаемых в школе отметок для учеников третьих - седьмых классов состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств – ценность отметок падает. Своих учителей ребята также воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Рассмотрев сексуальное поведение подростков, я заметила следующее. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретардаты) созревающих подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностыо. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», «Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Рассмотрев изменения, происходящие в характере ребенка в эти годы, нарушения психического равновесия и – в первую очередь – непонятных и непримиримых противоречий, я определила нормы и отклонения в развитии подростков. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали, С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Неправильное воспитание и негармоничные семьи отражаются на поведении и развитии ребенка. Родители сами приводят своих детей к психическим заболеваниям.
Реакция эмансипации – специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции – побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».
Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, несделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Результаты опросов, проведенных в Европе и США, показывают, что большая часть подростков (70%) имеют проблемы, часто вызывающие ссоры, и высказывают жалобы в адрес родителей. В то же время более 60% подростков считают, что встречают понимание со стороны родителей и испытывают удовольствие от их общества. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Современный подросток видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, выливает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.
Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.
Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.

Список использованной литературы
1. Адлер А. Воспитание детей: Взаимодействие полов / [Пер. с англ. А.А. Велеева, Р.А. Валеевой]. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 413 с.
2. Вроно Е. Предотвращение самоубийства: Руководство для подростков: 13-17 лет. – М.: Акад. Проспект, 2001. – 39 с.
3. Дебра Хэпенни Чиавола. 50 отличных советов, уловок и приемов того, как найти общий язык со своим ребенком-подростком /Дебра Хэпенни Чиавола; худож.-оформ. А. Киричек. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 120 с.
4. Здоровье детей. Полная энциклопедия / Сост. Мигалкина И.С. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. – 256 с.
5. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. - Ростов н/Д; Минск: Феникс; Мет, 2005. – 287 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
8. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
9. Кулагина И.Ю. , Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. М.: Сфера, 2005. – 464 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер,2007. – 583 с.
11. Обуховский К. психология влечений человека. – М.: Просвещение, 1997. – 245 с.
12. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 239 с.
13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
14. Полная Энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». Том 1. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Книжный дом «АНС», 2002. – 768 с.
15. Поройков Ю. Трудная пора – взросление. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
16. Психология. Учебник. – М.: «ПРОСРЕКТ», 1998. – 584 с.
17. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – Спб.: Питер, 2001. – 656 с.
18. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.
19. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 960 с.
20. Юсупов И.М. Психический дизонтогенез и психогенные расстройства (детско-подросткового возраста): [Справочник] / Под науч. ред. В.Д. Менделевича. – Казань: Отечество, 2005. – 203 с.

 

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ сексуальное влечение к лицам собственного пола в отличие от гетеросексуальности (сексуального влечения к лицам противоположного пола) и бисексуальности (влечения к обоим полам). Подобно гетеросексуальности и бисексуальности, гомосексуальность отчетливо проявляется в сексуальных сновидениях и фантазиях, сексуальных действиях, романтических увлечениях и влюбленности. Термины "гомосексуальность" и "гетеросексуальность" предложил реформатор законов о сексуальном поведении К.Бенкерт, впервые употребив их в 1869 в статье для немецкой газеты. После этого они были забыты и заново открыты берлинским сексологом М.Хиршфельдом в 1905. Слово "гомосексуальный" происходит от греч. homos - "одинаковый" (heteros означает "другой") и лат. sexus - "пол". Х.Эллис узаконил употребление термина в своей книге Половые извращения (Sexual Inversion), изданной в 1908. Затем термин "гомосексуальность" быстро вошел в научный и житейский обиход для обозначения контактов с лицами собственного пола как между мужчинами, так и между женщинами. Термин "лесбиянка" получил распространение более века назад и теперь общепринят для обозначения женской гомосексуальности. Он происходит от названия греческого острова Лесбос, на котором примерно в 600 до н.э. жила Сапфо, знаменитая поэтесса, писавшая о любви между женщинами. Широкое использование слова "гей" (от англ. gay) для обозначения гомосексуалов в положительном смысле началось с движения за их права в 1960-х годах. Происхождение такого употребления данного слова неизвестно. В американском гомосексуальном сленге оно восходит к 1920-м годам, а возможно, и к более раннему времени. Гомосексуальность в истории. Она зафиксирована почти во всех обществах. В Древней Греции сексуальные отношения между мальчиком-подростком и его наставником назывались педерастией и были социально приемлемы. Греческие философы Платон и Сократ одобряли эти отношения, так же как и римские авторы. Катулл написал поэму о любви между мужчинами. В армии также случались гомосексуальные отношения, например между Александром Великим и персидским мальчиком Багоасом. Римские императоры, в том числе Юлий Цезарь и Адриан, имели гомосексуальные связи. Индийские тексты 2500-летней давности описывают такую же практику. В древнеиудейской традиции, которая легла в основу иудейско-христианской морали, гомосексуальные отношения осуждались. Библейская история о Содоме служит основой для понятия "содомия" - религиозного и юридического термина, обозначающего гомосексуальные действия. Несмотря на социальное осуждение, мужчины и женщины гомосексуалы не только продолжали существовать, но порой достигали выдающегося положения в обществе и правительстве, науке и искусстве, церкви и юриспруденции. Установлено, что такие гении Ренессанса, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, были гомосексуалами. Среди выдающихся людей нашего времени известны как гомосексуалы драматург О.Уайльд, писательница Гертруда Стайн, математик и изобретатель компьютера А.Тьюринг, писатели Т.Уильямс и Дж.Болдуин. Распространенность. Гомосексуальное поведение в социально приемлемых ситуациях практикуется в очень многих этнических группах. Некоторые родоплеменные сообщества институционализировали бисексуальность. В ряде сообществ гомосексуальное поведение мужчин принималось как особая социальная роль, которая могла включать ношение женской одежды. В этих ролях выступают хижра в Индии, ксанит в Омане и бердах (шаман) в индейских племенах. Мужчины-партнеры этих лиц не расценивались как гомосексуалы. Гомосексуальное поведение наблюдается у рыб, рептилий, птиц и млекопитающих, включая приматов, как в естественных условиях, так и в неволе. В некоторых ситуациях активные гомосексуальные действия означают доминирование, хотя при этом может совершаться и совокупление. При гомосексуальных контактах у самок обезьян зарегистрирован оргазм. Среди различных видов птиц, включая чаек и других водоплавающих, отмечены стабильные гомосексуальные пары самок и самцов. В 1940 американский биолог А.Кинзи провел исследование распространенности различных форм сексуального поведения среди американцев. Он использовал семибалльную шкалу (от 0 до 6), по которой лица с исключительно гетеросексуальной ориентацией получали нулевой балл, а с исключительно гомосексуальной - шесть баллов. Оценки между нулем и шестью представляли различные степени бисексуальности, проявляющейся в поведении или фантазиях либо в том и другом. Исследование Кинзи показало, что в гомосексуальные контакты вовлечены почти половина мальчиков доподросткового возраста и примерно треть девочек того же возраста, в основном в форме сексуальных игр с ровесниками. Кинзи подсчитал, что в США среди людей между подростковым и пожилым возрастом 37% лиц мужского пола и 13% женского имели гомосексуальные контакты, завершившиеся оргазмом. Среди мужчин 10% были в основном гомосексуально ориентированы в течение последних трех лет, а 4% ориентированы исключительно гомосексуально в течение всей жизни. Как показало исследование, преобладающая или исключительная гомосексуальная ориентация реже встречается среди женщин, ее частота составляет примерно 1/3-1/2 мужской. Примерно четверть мужчин и женщин гомосексуалов состоят в гетеросексуальном браке. Известна т.н. ситуационная гомосексуальность, связанная, например, с длительным пребыванием в изолированном однополом коллективе. Следовательно, участие в гомосексуальном акте не обязательно означает, что человек гомосексуален. Многие люди, имевшие случайный гомосексуальный опыт, не определяют себя как гомосексуалов и не ведут соответствующий образ жизни. Дальнейшее изложение будет касаться только преимущественной или исключительной гомосексуальности. Поведение. "Любовная карта" - термин, недавно предложенный сексологом Дж. Мани. Любовная карта индивида включает идеальный тип партнера, идеальные отношения, виды возбуждающих сексуальных или эротических действий. Любовная карта гомосексуала говорит ему (или ей), что идеальным будет партнер того же пола. Любовные карты, как и родной язык, начинают развиваться задолго до того, как начнут проявляться. Они не являются результатом лишь простого научения или социального выбора. Первое гомосексуальное увлечение, как и гетеросексуальное, может возникнуть в младших классах начальной школы. Отчетливые эротические фантазии приходятся на период полового созревания, если не раньше. Они проявляются в дневных грезах, ночных сновидениях, фантазиях во время мастурбации, в размышлениях и сочинительстве на эротические темы. В подростковых гомосексуальных фантазиях иногда присутствует романтический элемент. В других случаях эти фантазии сфокусированы исключительно на физических характеристиках другого лица или на конкретных сексуальных действиях. У подростков-гомосексуалов такого рода опыту предшествует осознание привлекательности лиц одного с ними пола. Подростки с гомосексуальными влечениями и фантазиями могут страдать от ощущения, что они не такие, как все, могут переживать трудности половой самоидентификации. У подростков, испытывающих чувство вины и депрессии в силу негативной социальной оценки их возможной гомосексуальности, возрастает риск суицида. Они могут пытаться отрицать, игнорировать или скрывать гомосексуальные интересы, вовлекаясь в гетеросексуальные (или несексуальные) виды деятельности. Подобное утаивание гомосексуальной идентификации носит название "ухода". Только в небольшом числе случаев гомосексуалы демонстрируют женоподобное (у мужчин) или мужеподобное (у женщин) поведение, которое позволило бы другим заподозрить их гомосексуальную ориентацию. За исключением сексуального поведения, большинство из них придерживаются общепринятого образа жизни. Определение себя как гомосексуала чаще всего происходит примерно после двадцати лет, когда человек узнает, что такое гомосексуальное поведение и соответствующий жизненный стиль. Затем возможно "самораскрытие", т.е. открытое признание перед окружающими своей гомосексуальности, сначала перед гомосексуалами, позже - перед "правильными" друзьями, семьей, незнакомыми людьми. Гомосексуалы следуют многим социальным стандартам, принятым в их среде. В сообществе лесбиянок ценятся разборчивость и обязательность в отношениях. В сексуальных контактах лесбиянок практикуются взаимный массаж и поглаживание, возможны использование вибратора, взаимная мастурбация и орально-генитальная эротическая стимуляция (куннилингус). У мужчин-гомосексуалов характер сексуального поведения изменился в результате эпидемии СПИДа (см. также СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА (СПИД)). Наблюдается тенденция к снижению частоты случайных сексуальных связей. Многие стремятся к стабильным, хотя и не всегда исключающим другие, отношениям. Практика безопасного секса включает ласки и взаимную мастурбацию с совместным сексуальным фантазированием. Следует отметить, что орально-генитальные контакты (фелляция) безопаснее с презервативом, а анальный половой акт без презерватива весьма опасен; даже при использовании презерватива он сопряжен с опасностью инфекции, так как презерватив может лопнуть. Сексуальные фантазии играют активную роль во многих сексуальных отношениях. Они могут характеризовать и субкультуру геев, например некоторые специализируются на садизме и мазохизме, другие - на ношении кожи, различных униформ, женской одежды. Бары и клубы геев часто специализированы в соответствии с фантазиями клиентов. Их субкультура значительно расширилась за последнее время. Причины. Гомосексуальность нельзя объяснить одной из двух альтернативных причин - наследственностью или средой, природой или воспитанием. Она - результат взаимодействия множества влияний, формирующих развитие личности. Некоторые из них сказываются только в особые критические периоды развития, не раньше и не позже. Одни факторы, определяющие сексуальную ориентацию, начинают действовать еще до рождения, другие - значительно позже. В пренатальный период главную роль в формировании будущей сексуальной ориентации играют половые гормоны плода, которые воздействуют на соответствующие центры и проводящие пути мозга. Однако их эффект является лишь частичным и неокончательным. После рождения социальные стимулы, воздействующие на мозг через органы чувств, дополнительно влияют на дифференцировку мозга как соответствующего мужскому или женскому типу, гомосексуального или гетеросексуального. Некоторые младенцы еще в утробе матери подвергаются действию аномального количества или аномального типа половых гормонов, что приводит порой к врожденным дефектам половых органов, например к гермафродитизму. В результате повышается вероятность того, что у них разовьется предрасположенность к бисексуальности или гомосексуальности в отношении пола, в котором они были воспитаны и жили социально. Изучение таких случаев показало, что сексуальная ориентация формируется в основном к восьми годам, после чего остается неизменной. По-видимому, даже в отсутствие гормональной патологии некоторые мальчики ведут себя подобно девочкам ("неженки"), а некоторые девочки - по-мальчишески (сорванцы). Мальчики-неженки часто вырастают гомосексуалами. Для девочек-сорванцов это не столь типично. Только у незначительной части гомосексуалов в детстве наблюдалось атипичное половое поведение. У некоторых гомосексуалов имеются гомосексуальные родственники; у одного или обоих родителей может быть гомосексуальный опыт. С другой стороны, у полностью или частично гомосексуальных родителей вырастают в основном гетеросексуальные дети (примерно с той же вероятностью, что и в любой другой семье). Как уже говорилось, не существует какой-либо одной причины, обусловливающей гомосексуальность. Не выявлено существенных различий гормонального фона или строения тела между гетеросексуальными и гомосексуальными людьми. Нет и особой связи гомосексуальности со страхом лиц противоположного пола или с желанием быть похожим на них. Гомосексуальность не возникает в результате воздействия порнографии. Жизненные ситуации подросткового или зрелого возраста не могут вызвать смену половой ориентации индивида. Гомосексуальность не зависит от произвольного выбора. Она не может быть изменена по собственной воле или воле других людей. Она также не может быть изменена наказанием или молитвами. Отношение к гомосексуальности. Социальные установки по отношению к гомосексуальности варьируют в различных культурах и в различные периоды истории. В западной культуре гомосексуальное поведение первоначально расценивались как грех, а впоследствии - как преступление. Затем гомосексуальность стала определяться как болезнь. Относительно недавно она начала восприниматься как индивидуальное состояние. Религиозное осуждение гомосексуальности было трансформировано в законы, рассматривавшие все гомосексуальные действия как противоправные. В последнее время многие религиозные группы начинают принимать гомосексуалов, не обязательно одобряя при этом гомосексуальное поведение. Некоторые христианские и иудаистские группы осуждают дискриминацию гомосексуалов, порой даже разрешая их возведение в сан. За последние 30 лет в большинстве штатов США гомосексуальные контакты взрослых, осуществляемые по обоюдному согласию, перестали оцениваться как преступление. Быть гомосексуалом не противозаконно, однако в некоторых штатах противозаконно склонять кого-либо к соответствующим действиям. В прошлом гомосексуалы нередко подвергались дискриминации. В нацистской Германии их заставляли носить розовые треугольники и убивали в концентрационных лагерях. В США гомосексуалы подвергались дискриминации во времена антикоммунистической истерии в 1950-х годах и позже. Эпидемия СПИДа усиливает в наши дни необходимость защищать гомосексуалов от гомофобии, выражающейся в предрассудках, преследовании и дискриминации. В плане психического здоровья между гомосексуалами и лицами с гетеросексуальной ориентацией не было найдено различий. Ранее гомосексуальность определялась как заболевание, являющееся результатом дегенеративности, отягощенного семейного анамнеза, мастурбации или беспорядочных половых связей. Фрейд и другие психоаналитики описывали ее как сексуальное извращение. Применялись различные виды терапии с целью изменить гомосексуальную ориентацию, однако все попытки оказывались безуспешны. Специалисты в области психического здоровья пришли к признанию того, что гомосексуальность сама по себе не связана с нарушением психики. В 1974 Американская психиатрическая ассоциация вычеркнула гомосексуальность из официального перечня психических расстройств. Изменились и общественные установки по отношению к гомосексуальности. Некоторые до сих пор считают гомосексуалов больными, грешниками или преступниками. Однако все больше людей убеждено в том, что гомосексуалы должны иметь те же основные права и защиту от дискриминации, которые гарантированы другим социальным группам.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.