Памятка для педагогов
Памятка для педагогов «Условия формирования и развития регулятивных УУД у обучающихся»[1] 1. Педагогу с самого начала обучения ребенка в школе необходимо: · приучать ученика планировать действия по решению учебных задач, контролировать и оценивать качество выполняемых действий, характеризовать полученный результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки; · стимулировать стремление детей к деятельности (для того чтобы... (цель), надо... (действие)). 2. Важно ставить перед ребенком задачу оценивания результатов своей деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать: · учебные действия и их результаты; · способы учебного взаимодействия; · собственные возможности осуществления деятельности. 3. Следует регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи. 4. Оценка становится необходима для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. 5. Использование цветных и графических форм представления оценок (цветные обозначения результатов домашних и контрольных работ в таблицах; «график продвижения», который позволяет детям отслеживать свои успехи и определять задачи и направления своей деятельности). 6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный. 7. Использование в образовательном процессе таких форм работы, как: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания для групп, учебный конфликт, обсуждение способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио. 8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 9. Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (ребенку предлагаются две картинки, нужно найти закономерности и ответить на вопрос), диспут, взаимоконтроль, контрольный опрос на определенную проблему.
Памятка для педагогов «Помощь учащимся в преодолении трудностей при формировании регулятивных УУД» 1. Если у учеников возникают трудности при выполнении поручений, то, предлагая им выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила: • во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет школьников мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе; • во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т. е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: - определить точный срок выполнения; - наметить последовательность действий; - распределить работу по дням и т. д. 2. Если у учащихся возникают трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то: • необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: - поставленные перед обучающимся цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и др.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; - конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); • необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); • обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этого рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов). 3. Если у учащихся возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: • организовать совместную работу младших школьников (во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверку, взаимоконтроль; • предметом оценивания учеников сделать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. 4. Если у учащихся возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно использовать следующие средства по формированию произвольности у детей: игры с правилами и продуктивные виды деятельности, режиссерские игры, работа на время с использованием песочных часов (как средства, помогающего ребенку регулировать свой темп деятельности). 5. Для формирования регулятивных УУД у учащихся можно использовать следующие виды заданий: • поиск информации в предложенных источниках; • взаимоконтроль; • взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); • диспут; • заучивание материала наизусть в классе и др. • поиск информации в предложенных источниках; • взаимоконтроль; • взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); • диспут; • заучивание материала наизусть в классе и др. [1] По материалам журнала «Управление начальной школы», 2013, № 9, с. 17-19
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|