Здавалка
Главная | Обратная связь

Место психологии в системе наук



Психика человека.

Психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь), эмоциональные, волевые.

Психические свойства: направленность личности, темперамент, способности, характер.

Психические состояния: угнетение, подъем.

Психические образования: знания (убеждение, привычка, характер), умения, навыки, мастерство.

Предмет психологии – закономерности функционирования и развития психики, связи субъекта с природой и обществом, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов, мотивов действий, а также в самих действиях, в переживаниях своих отношений к самому себе и к другим людям, и свойствах самой личности.

Категории психологии – основные понятия, отражающие качественную и смысловую специфику предмета ( психика, темперамент, характер, мышление).

Особенности психологии как науки:

1)Предметом изучения психологии являются не только факты и явления психической жизни, характеризуемые качественно и количественно, но и психические законы, которые подчиняются этим явлениям.

2)Предметом изучения психологии является не только сознательная сфера психики, но и сфера бессознательная.

3)Явления, изучаемые психологией, чрезвычайно сложны, что обуславливается уникальностью объекта познания.

4)Психология находится в особом положении, т к в ней сливаются объект и субъект познания=>психология одна из перспективных наук.

Место психологии в системе наук

Психология находится на стыке ряда наук. В истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. По общей структуре и происхождению психология относится к философским наукам, по методу – к естественным. На сегодняшний день принята нелинейная классификация наук, предложенная академиком Кедровым, в виде треугольника. Таким образом, современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками с одной стороны, с другой стороны с естественными, и с социальными – с третьей. Это объясняется тем, что в центре внимания психологии всегда остаётся человек, изучением которого занимаются не только психологические, но и другие науки.

Во всех отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

 

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

«Деятельность - вид активности, а именно, функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде и (или) преобразование ее, имеющее решающее значение для существования и развития человека, общества». Изучением деятельности занимались многие российские психологи, среди которых С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков, Г.В.Суходольский, Г.М.Зараковский, В.И.Медведев, Е.М.Иванова, А.Г.Асмолов и др.

Отечественные психологи дают разные определения деятельности, но в основе каждого лежит понятие активности. С.Л.Рубинштейн определял деятельность как "конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер".

А.Н.Леонтьев считал, что "деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие".

В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков утверждают, что на разных этапах профессионализации эффективность деятельности определяется различными функциональными психологическими системами, начиная с общих процессов, обеспечивающих формирование элементарных навыков и умений, и, кончая персонофицированными способностями, необходимыми для реализации адекватного поведения в сложных ситуациях.

По мнению Г.В.Суходольского "деятельность есть целесообразная жизнедеятельность, свойственная высокоорганизованным животным и людям (человеческая деятельность)". Главными особенностями трудовой деятельности, характеризующейся сознательностью, являются целесообразный производительный характер и производительное "расходование" ресурсов человеческого организма.

Отличие профессиональной деятельности, по мнению Г.В.Суходольского, заключается в необходимости овладения субъектом специальными теоретическоми знаниями, приобретение им практических навыков в результате накопления опыта.

К.М.Гуревич указывает, что для "...всякого дееспособного члена общества его профессиональный труд есть способ его участия в общественном труде. В своем труде он реализует свои физические и психические возможности и способности, находит им творческое применение, и это приносит ему творческое удовлетворение"

Каждая деятельность, по мнению А.В.Филиппова, В.К.Липинского, В.Н.Князева, представляет собой совокупность действий, объединенных единой целью. Она характеризуется постановкой задачи, планированием работы, выбором наиболее целесообразных ее приемов, проверкой результатов, исправлением ошибок.

Большое внимание российские психологи уделяют ценностным, личностным и социальным факторам в системе "человек-профессия". Е.А.Климов уделяет внимание анализу заложенных в психологической структуре трудовой деятельности личностных смыслов и связанных с ними возможностей реализации в труде ценностных ориентации.

Д.Н. Завалишина считает, что значительную роль в формировании профессиональных стереотипов играют когнитивные регуляторы.

Существуют несколько подходов к анализу профессиональной деятельности, её структуре и методам проектирования деятельности. Один из основателей системного подхода в инженерной психологии Б.Ф.Ломов, рассматривая систему «человек-машина» (СЧМ), относил данную СЧМ к классу целеустремленных систем. В эти системы включено функционирование человека, который ставит цели, определяет задачи и средства их решения, т.е. исходным пунктом анализа СЧМ с позиции системного подхода становится целесообразная деятельность человека. Выделяются ряд основных «образующих» системы деятельности - это мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действия.

«Свернутая» общая психологическая структура деятельности имеет вид: потребности — мотивы — цели - выбор способа деятельности - действия — результат — корреция результата. Данная схема является основой для анализа профессиональной деятельности.

Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву имеет иерархические строение. Она состоит из нескольких уровней:
- самый низкий уровень - это уровень психофизиологических функций;
- уровень операций;
- уровень действий;
- самый высокий уровень - уровень особых видов деятельности.

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

«Деятельность - вид активности, а именно, функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде и (или) преобразование ее, имеющее решающее значение для существования и развития человека, общества». Изучением деятельности занимались многие российские психологи, среди которых С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков, Г.В.Суходольский, Г.М.Зараковский, В.И.Медведев, Е.М.Иванова, А.Г.Асмолов и др.

Отечественные психологи дают разные определения деятельности, но в основе каждого лежит понятие активности. С.Л.Рубинштейн определял деятельность как "конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер".

А.Н.Леонтьев считал, что "деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие".

В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков утверждают, что на разных этапах профессионализации эффективность деятельности определяется различными функциональными психологическими системами, начиная с общих процессов, обеспечивающих формирование элементарных навыков и умений, и, кончая персонофицированными способностями, необходимыми для реализации адекватного поведения в сложных ситуациях.

По мнению Г.В.Суходольского "деятельность есть целесообразная жизнедеятельность, свойственная высокоорганизованным животным и людям (человеческая деятельность)". Главными особенностями трудовой деятельности, характеризующейся сознательностью, являются целесообразный производительный характер и производительное "расходование" ресурсов человеческого организма.

Отличие профессиональной деятельности, по мнению Г.В.Суходольского, заключается в необходимости овладения субъектом специальными теоретическоми знаниями, приобретение им практических навыков в результате накопления опыта.

К.М.Гуревич указывает, что для "...всякого дееспособного члена общества его профессиональный труд есть способ его участия в общественном труде. В своем труде он реализует свои физические и психические возможности и способности, находит им творческое применение, и это приносит ему творческое удовлетворение"

Каждая деятельность, по мнению А.В.Филиппова, В.К.Липинского, В.Н.Князева, представляет собой совокупность действий, объединенных единой целью. Она характеризуется постановкой задачи, планированием работы, выбором наиболее целесообразных ее приемов, проверкой результатов, исправлением ошибок.

Большое внимание российские психологи уделяют ценностным, личностным и социальным факторам в системе "человек-профессия". Е.А.Климов уделяет внимание анализу заложенных в психологической структуре трудовой деятельности личностных смыслов и связанных с ними возможностей реализации в труде ценностных ориентации.

Д.Н. Завалишина считает, что значительную роль в формировании профессиональных стереотипов играют когнитивные регуляторы.

Существуют несколько подходов к анализу профессиональной деятельности, её структуре и методам проектирования деятельности. Один из основателей системного подхода в инженерной психологии Б.Ф.Ломов, рассматривая систему «человек-машина» (СЧМ), относил данную СЧМ к классу целеустремленных систем. В эти системы включено функционирование человека, который ставит цели, определяет задачи и средства их решения, т.е. исходным пунктом анализа СЧМ с позиции системного подхода становится целесообразная деятельность человека. Выделяются ряд основных «образующих» системы деятельности - это мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действия.

«Свернутая» общая психологическая структура деятельности имеет вид: потребности — мотивы — цели - выбор способа деятельности - действия — результат — корреция результата. Данная схема является основой для анализа профессиональной деятельности.

Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву имеет иерархические строение. Она состоит из нескольких уровней:
- самый низкий уровень - это уровень психофизиологических функций;
- уровень операций;
- уровень действий;
- самый высокий уровень - уровень особых видов деятельности.

Ощущения:

Ощущение, восприятие и мышление служат неразрывными частями одного процесса-отражение действительности.Ощущая, воспринимая, наглядно представляя любой предмет, любое явление человек должен как-то анализировать или мыслить о том, что он ощущает и воспринимает. Ощущение-позновательный психический процесс отражения конкретных отдельных св-в,качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального времени. Воздействие раздражителей на органы чувств-раздражение. В нервной ткани процесс раздражения вызывает процесс возбуждения. Возбуждение наиболее совершенных по своей органицзации ситсем нервных клеток при обязательном участии головного мозга приводит к появлению ощущения. Анатомо-физиологический аппарат отвечает за прием воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработку их в ощущения. Он включает в себя анализаторы.Каждый анализатор состоит из 4-х частей: -рецептор(орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействию во внутренние сигналы.

-проводные нервные пути(передает нервные сигналы в мозг)

-мозговой центр в коре

-акцептор обратной связи

Каждый рецептор способен к приему специализированных воздействий-света, звука и т.д, обладает специфическим возбуждением к определенной физической и психологической деятельности. Рецепторы могут находиться на поверхности тела-экстрорецепторы(зрительный, уховой, обонятельный), во внутренних органаз и тканях-интрорецепторы(в сердечно сосудистой системе, реагирует на изменения внутри организма), в мышцах и связках-проприорецепторы(участвую в определении св-в и качеств объяектов и т.д)

Ощущения бывают- экстрорецепторные, проприорецепторные, интрорецепторные.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.