Психические познавательные процессы. Восприятие
Сущность восприятия.На основании ощущений в коре головного мозга происходит процесс формирования образов предметов воздействия, называемый восприятием действительности. Восприятие- это целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Т.о. восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Основные характеристики восприятия. 1.Предметность восприятия -выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. 2.Целостность восприятия-дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных его свойствах и качествах, получаемых в виде различных ощущений. 3.Структурность восприятия- не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.4.Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта.5.Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 6.Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. 7Апперцепция-зависимость восприятия от прошлого опыта, от содержания психической жизни человека, от особенности его личности. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего.Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Нарушения восприятия: Гиперстезия –этоповышениевосприимчивости к обычным внешним раздражителям, характеризуемое тем, что реальный мир воспринимается человеком интенсивнее. Гипостезия- нарушение восприятия характеризующееся понижением восприимчивости. Галлюцинации-образы восприятия возникаютбез наличия реального объекта. Иллюзии- ошибочнее восприятие реальных вещей или явлений. Обязательно наличие реального объекта даже если он воспринимается ошибочно.(аффективные, вербальные, перейдолические). Внимание: В отличии от восприятельных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри этих процессов и неотъемлемо от них. Это направленность психики на определенные объяекты, имеющая личную, устойчивую и ситуативную значимость. Ф-ции внимания: 1)отбор воздействий, соответсвующих потребностям и деятельности в данный момент времени 2)игнорирование-устранение несущественных побочных конкурирующих воздействий 3) удержание-сохранение данной деятельности до тех пор, пока незавершится акт поведения, позновательная деятельность, пока не будет достигнута цель. 4)регуляция и контроль. Св-ва внимания: 1)объем внимания-измеряется тем количеством объектов, которые принимаются мгновенно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем необъединенные. 2)Концентрация внимания-степень сосредоточенности на объекте.(чем меньше круг объекта внимания, тем меньше воспринимаемые формы.Концентрация внимания обеспечивает углубление изученных объяектов, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете). 3)Распределение внимания-выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдения за несколькими объектами, процессами или явлениями. 4)Устойчивость внимания-общая направленность внимания. Однообразные действия снижают уровень устойчивости. 5)Отвлекаемость- выражаетсяв колебаниях внимания, переодическом ослаблении внимания к конкретному моменту или деятельностию 6)Переключение внимания-состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Виды внимания:1) Непроизвольное-сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то особенностей этого объекта. Непроизвольное внимание возникает само собой без сознательного сосредоточения, не требуется волевых усилий со стороны человека, если есть интересс к чему-то или потребность. Причины вызывающие непроизвольное внимание:-новизна раздражителя -яркий эмоциональный фон(яркий цвет, приятных запах) 2)Произвольное внимание(активное) сознательно-регулируемое сосредоточение на объкте.Человек сосредотачивается на том, что он должен делать. Произвольное внимание вознкиает когда человек ставит перед собой цель деятельности выполнение которой требует сосредоточенности. Условия, облегчающие произвольное внимание: -эмоциональное состояние -психическое состояние -Практические действия. 3)Послепроизвольное внимание-вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интересю В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снижается напряжение и челвоек не устает. Может длиться часами, является самым длинным и эффективным Основная характеристика внимание-его фиксированный объем. Важной особенностью внимания является то,что оно мало поддается регулированию. Развивать внимание можно с помощью психических упражнений.
Память. Связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является познавательной формой, лежащей в основе развития и обучения. Память – это познавательный процесс отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в действии или возвращении в сферу сознания. Память – основа психической деятельности, без неё невозможно понять процессы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Образы предмета и явлений реальной действительности, которые мы воспринимаем ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Различают: -представление памяти – воспроизведение, более или менее точное, предметов и явлений, когда-то воздействовавшие на наши органы чувств; бывают: единичные и общие. -представление воображения– представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях никогда нами не воспринималось. В основе представлений лежат ассоциации или связи. Два рода ассоциаций: -простые(ассоциации посмежности – объединяют два явления, связанные во времени или пространстве; ассоциации по контрасту – связывают два противоположных события; ассоциации по сходству); - сложные смысловые ассоциации, сочетают основу наших знаний, связывают два явления, которые в действительности постоянно связаны. Классификация видов памяти: В зависимости от волевых усилий личности: -произвольная; - непроизвольная память. Непроизвольная – информация запоминается сама собой, в ходе деятельности. Произвольная – информация запоминается целенаправленно. Эффективность зависит от цели запоминания, приемов заучивания (механизмов повторения, логический пересказ, образные приемы заучивания). По времени сохранения материала различают: -мгновенная память (иконическая) – память связана с удержанием от 0,3 до 1 секунды точной и полной картины, только что воспринятой органами чувств без какой–либо переработки информации. -кратковременная память – способ сохранения информации в течении короткого промежутка времени, сохраняется неполный, а обобщенный образ воспринятого. -оперативная память– рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока от нескольких секунд до нескольких минут. -долговременная память – хранит информацию в течении длительного срока. В зависимости от момента получения информации различают: -наследственную; - прижизненную. Качество памяти Особенности припоминания и запоминания: - объем – количество объектов, припоминаемое сразу же после их восприятия; - быстрота – скорость(кол-во) затраченного времени на запоминание и припоминание; - точность – степень того, что припоминается с тем, что запоминалось; - длительность – это кол-во времени, в течении которого без повторных восприятий может припоминаться то, что запомнилось.
Мышление. Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, т.е. мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление присуще только человеку, возникает на основе практической деятельности и чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей пред человеком. Интенсивность мышления прямо пропорциональна тем ситуационным или интеллектуальным трудностям, которые человек должен преодолевать. Мышление характеризуется общностью и единством с речью. Мотивы мышления: - специфические познавательные мотивы; - неспецифические мотивы мышления. Структура мышления: основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются: - понятия; - суждения; - умозаключения; - образы; - представления. Основные операции мышления: - анализ; - синтез; - абстрагирование; - обобщение; - конкретизация; - сравнение; - классификация. Все операции связаны друг с другом. Виды мышления: -теоретическое понятийное (абстрактное). Решение проблемы с помощью логики - образно – теоретическое (характерно для поэтов, художников) - наглядно – образное (присуще гуманитариям) - наглядно – действенное ( присуще людям технических специальностей) Все виды тесно взаимосвязаны. Индивидуальные особенности мышления: - любознательность и пытливость ( стремление узнать как можно больше) - широта мышления( Способность охватить весь вопрос целиком) - глубина (умение проникать в сущность сложных предметов и явлений) - гибкость (умение правильно ориентироваться в новых условиях) -критичность (умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения) - логичность (умение мыслить стройно и последовательно) - быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки). Расстройства мышления (заболевания психики): Ментизм – характеризуется ускорение мыслительного процесса. Проявляется у людей в начальной фазе опьянения, в состоянии эйфории, увлеченности. Обстоятельность - характеризуется замедлением мыслительного процесса. Возникает в состоянии торможения, усталости, сильного опьянения. Паралогичность мышления («женская логика») – характеризуется объединением несопоставимых, противоречащих друг другу идей, понятий. Ригидность мышления – характеризуется наличием штампов, шаблонов, стереотипов. Разорванность – нарушение мышления, характеризующееся отсутствием логики и смысла, но правильностью грамматического построения фраз. Аутистичность мышления – уход в фантастический мир, в себя, в решение нерешаемых задач (изобретение вечного двигателя). Интеллектуальная мономания (или бред) – крайняя степень расстройства мышления, означающая неадекватность восприятия действительности, фанатизм.
Нахуячил Никитос 14 Психические познавательные процессы. Интеллект Интеллект- совокупность всех умственных способностей обеспечивающих человеку возможность рационально мыслить, разумно действовать и осознанно адаптироваться к условиях существования. Интеллектуальная активность- человеческий способ приспособления к условиям своего существования. Структура интеллекта. Интеллект-многомерное явление , которое можно оценить по трем измерениям: 1как сумму операций с данными 2. Как сумму определенных данных 3. Как результат интеллектуальной деятельности. В структуре интеллекта выделяют три размерности мышления: о чем мы думаем(содержание), как мы о этом думаем(операция) и к чему приводит это умственное действие(результат).Виды интеллекта: 1конкретный практический интеллект (необходимый в повседневной жизни) 2абстрактный интеллект (с помощью которого оперируют словами, терминами, символами) 3потенциальный интеллект (совокупность врожденных способностей к мышлению абстрагированию и рассуждению) 4прибретенный интеллект общая сумма конкретных навыков , знаний, умений). Факторы определяющие развитие интеллекта: наследственные:генетическая обусловленность, физическое и психическое состояние матери, хромосомные аномалии, экологические условия. Адаптационной обусловленность:особенности питания, психическая стимуляция интеллектуальной деятельности. Оценка интеллекта.Интеллект включает в себя способности к совершенно разнокачественным умственным операциям. Значительное распространение получили спец. тесты. IQ-коэф-т интеллектуальности позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида с средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ – 100. От 0 до 200. Стандартное отклонение +-16 баллов. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Расстройства интеллекта. Дебилизм IQ<75% нижняя граница нормы. Дефекты в абстрактном мышлении, послушны, трудолюбивы. Олигофрения IQ 50-75% лёгкая степень расстройства интеллекта(врожденная). Приобретенное – деменция. Отсутствие логики мышления , ассоциативно-логическая память малоразвита. В поведении характерно преобладание эмоциональных реакций. Имбецильность 30-50 средняя степень расстройства. Словарный запас до 300 слов. Влияние инстинктов и неспособность их контролировать. Нуждаются в опеке. Идиотизм <25 тяж степень расстройства. Отсутствует контроль повеления , преобладают эмоциональные реакции. Характерные внешние признаки: открытый рот, бессмысленный взгляд, заторможенность речи. Даунизм 0-15 тяжелейшая степень расстройства. Причина- хромосомная аномалия. Проявляются только инстинкты и рефлексы. Отсутствие речи. Перепады настроения (врожденные). Характеристики эмоциональной сферы личности.18. Эмоции и чувства это психологические процессы тесно связанные с познавательными, интеллектуальными процессами. В работах Павлова и Сеченова установила физиологическая основа протекания эмоции и чувств. Ушински и Макаренко обосновали психологические педагогические аспекты протекания процессов. Эмоции – переживания индивида, связанные с реакцией на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деятельностью. Возникли они в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция, немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя. Различают низшие эмоции и высшие – чувства. С одной стороны эмоции и чувства это целостностный психологический процесс , представляющий собой неделимое единство физиологического и психологического состояния. Во-первых ,наблюдается внешние физиологические реакции – изменения мимики, цвета покровов лица, дыхания, работы сердца, желудочно-кишечного тракта, интонации голоса, артикуляции. Во-вторых, формируются внутренние состояния психики, которые называются субъективными переживаниями. Телесные проявления переживаний – это мимика, пантомимика(жесты и позы), фокальная мимика, вегетативные реакции – изменения частоты биения сердца и дыхания, покраснение, побледнение, дрож, потоотделение. Эмоции четко разграничиваются : эмоции – низшая, чувства – высшая нервная деятельность. Особенности чувств. 1.Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию, чувства субъективны, их формировать сложнее чем знания. 2.Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений 12, а чувств десятки. 3. Полярность чувств – каждое чувство имеет свой антипод. Человек может переходить от одного чувства к другому каждые 2 секунды. 4. Одна и та же причина вызывают разные чувства. 5. Чувства связаны физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменением деятельности на уровне деятельности внутренних органов – нервная система, желез внутренней секреции. 6.Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. 7. Эмоции универсальный для всех людей планеты. Есть определенные национальные традиции и обычаи. Классификация эмоций и чувств. 1. В зависимости от сложности : простые \ сложные 2. По содержанию: моральные, интеллектуальные, эстетические. 3. По влиянию на деятельность: стенические, астенические. 4. По силе проявления : настроения, страсти, аффекты. Простые чувства – эмоции, физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов. Сложные – высшие чувства – это моральные интеллектуальные и эстетические возникают в результате удовлетворения и неудовлетворения высших духовных потребностей. Моральные чувства – патриотизм, коллективизм, интеллектуальные чувства – отношения индивида к своим мыслям, прошлому и результату умственной деятельности, эстетические чувства – чувства красоты, восхищения прекрасным, источником эстетических чувств является восхищение. Стенические чувства – радость, возбуждение, злость, гнев, ненависть. Активное состояние организма, подъем, возбуждение повышают деятельность человека. Астенические чувства – тоска, печаль, уныние, вызывает пассивное состояние организма. Настроение это относительное слабовыраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все психические процессы, но и на всю деятельность. Зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни и быта. Аффект (душевное волнение) кратковременное бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человека своей неудачи, сопровождающееся чувством безнадежности, крушения надежд, недостижение определенной желаемой цели. Страсть – вид эмоционального состояния, встречающееся только у человека, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности, как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства под влиянием СМИ. Теории эмоций Впервые эмоционально выразительные движения стали предметом изучения Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих. Дарвин создал биологическую концепцию эмоций согласно которой, выразительные эмоциональные движения рассматриваются как рудимент (пережиток исчезнувшего явления) целесообразных инстинктивных действий, сохраняющихся в какой то степени свой биологический смысл. Биологическая теория эмоций Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительными эмоциями способствует обучению, повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывает торможение неэффективной деятельности и поиск новых более успешных способов достижения цели. Информационная теория эмоций Симонова. Наличие потребностей составляет обязательное условие возникновения эмоций, но не является единственным и достаточным условием. Эмоции есть отражение мозгом высших животных и человека, величины потребностей и вероятности ее удовлетворения в данный момент Э=П*(Н-С) э-эмоции, п-потребность, н-информация необходимая для организации по удовлетворению потребностей. С – наличная информация, которая используется для целенаправленного поведения.
Периферическая теория эмоций Джеймса Ланге. Эмоции – вторичное явление т.е. сознанием, приходящим в мозг сигналом об изменениях в мышцах и сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем т.е. эмоциогенный сигнал, действуя на мозг запускает определенное поведение. Обратная сомотосенсорная и виссеросенсорная афелентация вызывает эмоции. Теория Дж Ланге указывает на связь 3 событий 1.Внешние раздражители 2. Поденческого акта 3. Эмоционального переживания. Теория центрального эмоционального состояния Биндры. Биндра после критического анализа существующих теорий эмоции пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией. Эмоции не существуют как единый процесс и как отдельный класс поведенческих реакций и она не может быть полностью отделена от других явлений психики. Воля.19 Воля это психический процесс, проявляющийся в способности человека управлять своей психикой и поступками, мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути целей. Все действия человека делятся на 2 категории.
2)Предварительное представление тех операций, которые могут обеспечение достижение цели. 3) Очередность операций. Все произвольные действия, совершенные сознательно и имеющие цели производны от воли человека. Признаки волевого фактора. 1) Всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. 2) Характерно наличие продуманного плана действий. 3) Характерно усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, есть удовольствие получаемое после. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия, может воздержаться от совершения каких либо действий или поступков, замедлить или остановить их. Или направить по другому руслу. Только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. Структуры волевого действия. Волевое действие включает в себя следующие фазы. 1) Возникновение побуждения и постановка цели. Т.е. осознание цели и оценка обстановки. 2) Выбор способа деятельности. 3) Принятие решения. 4) Исполнение, достижение цели. 5) Анализ или оценка результата процесса деятельности. Борьба мотивов, управление собой. Неволевое действие – без контроля человеком, не нуждается в постоянном осознанном регулировании. Включает 1. Автоматические действия. 2. Инстинктивные действия. 3. Приобретенные действия.(навыки) Волевые качества личности. 1) Целеустремленность – способность подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить путь, средства и способы и причины своей деятельности. 2) Решительность – способность принимать своевременные обоснованные и твердые решения в различных условиях своей деятельности. 3) Инициативность – способность действовать творчески 4) Дисциплинированность -способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов. 5) Самообладание - способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу 6) Настойчивость характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи. 7) Энергичность 8) Исполнительность 1. Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Совсем маленький ребенок, например, быстро распознает, в каком настроении находится его мама и стоит ли сейчас к ней приставать со своими проблемами. Взрослый человек в той или иной форме также учитывает психологию окружающих людей («Моя свекровь по утрам ужасно раздражительна, и лучше с ней на кухне не встречаться») и что-то может сказать и о своих психологических особенностях («У меня мягкий характер»). Мы говорим также о том, что прекрасными психологами являются выдающиеся писатели, актеры, режиссеры и т. п. К сожалению, многие криминальные личности также весьма хорошо разбираются в человеческой психологии и пользуются нашими слабостями с целью получения выгоды для себя. Субъектом же научного познания изучаемой в психологической науке реальности может быть как отдельный представитель научного сообщества, так и само научное сообщество в целом. Поэтому так важно для любой науки — и тем более психологии — знание закономерностей жизни различных научных сообществ, одной из типичных форм которых является научная школа. 2. Объектом познания житейского психолога выступают, как правило, другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения. Поэтому получаемые в них знания заведомо ограничены этими обыденными условиями и привычными объектами. Когда житейский психолог оказывается в каких-либо экстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни о себе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе (неслучайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»). Или, скажем, житейский психолог никогда не сталкивался с психически больным человеком, и поэтому никакой житейский опыт не поможет ему в практической работе в клинике. Напротив, обучение научной психологии предполагает знакомство с поведением людей (в том числе с отклонениями в развитии) в самых различных, в том числе экстремальных, ситуациях, и не только людей, но и обладающих психикой животных. При этом в научной психологии объектом исследования выступают также тексты различного рода, представляющие собой «следы» деятельности человека, объективированную форму существования его мыслей, чувств и т.п. (мемуары, письма, созданные человеком литературные тексты, картины и т.п.). Овладевая методами научной психологии, человек получает возможность приобрести знания о любом объекте психологических исследований. 3. Соответственно различаются и методы получения знаний в житейской и научной психологии. Житейский психолог может для решения своих задач использовать самонаблюдение и наблюдение за поведением других людей. Решая задачи научной психологии, профессиональные психологи не ограничиваются этими методами, а используют также различные виды психологического эксперимента, изучение продуктов деятельности человека и другие методы, о которых мы поговорим ниже. 4. Используя наблюдение и самонаблюдение, житейский психолог приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Они конкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того, в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположные истины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русского народа фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» — и «Работа не волк, в лес не убежит»). Житейский психолог может попытаться использовать созданное в собственном опыте обобщение в других ситуациях — и потерпит крах. Так, например, подросток, имея опыт общения с собственными родителями, на которых он обычно «давил» и получал желаемое, может посоветовать другу сделать то же самое, а когда друг, испробовав предложенный способ, поделится с ним своей неудачей, подросток может очень удивиться: почему же не получилось? А потому, что созданное подростком обобщение изначально ограничено имеющимся у него опытом и его перенос в другие, отличные от исход-1 ной, ситуации весьма ограничен или вообще невозможен. Напротив, научно-психологические знания в идеале представлены в виде более или менее единой системы научных понятий, отличающихся более строгим и более высоким по уровню обобщением не только опыта знакомых данному психологу конкретных ситуаций, но и опыта работы других психологов. И поэтому, работая, например, в семейной консультации, профессиональный психолог-практик никогда не даст своему клиенту конкретный совет, который уже однажды привел к успеху, — он прежде всего проанализирует ситуацию и выделит то существенное в ней, которое либо оправдывает использование данного приема, либо запрещает его использование и дает основание применить что-то еше (ведь психолог владеет знаниями о психологических законах, которые в реальных конкретных ситуациях могут проявляться прямо противоположным образом в зависимости от условий). Не всегда, конечно, научно-психологическое познание в реальности отвечает требованию создания системы собственно научных понятий (в силу специфики предмета и исторического пути психологии в ней много еще житейских или близких к ним понятий), однако стремиться к решению данной задачи необходимо. Л. С. Выготский как методолог психологической науки всегда высоко оценивал собственно понятийную работу в психологии, потому что понятия — это не слова, это обобщенные способы познания мира и управления им. 5. Знания житейского психолога отличаются от собственно научных понятий не только уровнем обобщения — они более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением к познаваемому; при этом человек в обыденной жизни, как правило, не задается вопросом, как именно получил он то или иное знание (чаще всего это происходит интуитивно). Напротив, научная психология всегда стремится к строго рациональному познанию изучаемой реальности (отдавая себе отчет в том, насколько это сложно именно в психологии) и постоянно обсуждает принципы и методы научного познания. 6. Наконец, полученное в житейской психологии знание практически невозможно передать другому человеку как раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности (можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долго находясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т.п.). Напротив, для системы научно-психологического познания характерно постоянное стремление к упорядочиванию полученных знаний и методов их постижения и создания способов трансляции (передачи) этих знаний новым поколениям исследователей. Это происходит разными способами, главным из которых является организация специального обучения психологическим дисциплинам в соответствующих учебных заведениях. Здесь уже требуется профессиональная работа преподавателей психологии, которая также имеет свои особенности (не всегда исследователь может быть хорошим преподавателем и наоборот). Тем не ме нее эти две сферы работы профессиональных психологов (исследо вание и преподавание) связаны друг с другом не менее тесно, чем психологическая наука и практика. Однако рассмотрение их соотношения выходит за рамки курса «Введение в психологию». 21. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент и его характеристики. Индивидуально-психологические свойства личности определяют своеобразие психики и личности индивида, неповторимость конкретного человека, характеризуемая со стороны социально значимых отличий от других людей. Необходимо прежде всего учитывать следующие индивидуально- психологические свойства личности:
Темперамент– одна из базовых характеристик личности – это индивидуальное своеобразие природно-обусловленных проявлений психики, сочетание психологических свойств, определяющих динамическую сторону поведения человека. То есть свойства темперамента отражают биологически обусловленные (т.е. врожденные) индивидуальные отличия человека и характеризуют особенности протекания психических процессов. Они имеют устойчивый характер и определяют динамические аспекты всех видов деятельности человека. Еще в 5 веке до н.э. крупнейший представитель древнегреческой медицины Гиппократ выделил 4 основных типа темперамента: 1- холерический 2 - сангвинический 3 - флегматический 4 - меланхолический (подход чисто физиологический - зависит от количественного соотношения 4 основных жидкостей – соков – в организме человека: кровь, лимфа (слизь), желтая желчь и черная желчь), отсюда название – от лат. «темпераментум» – пропорция или соотношение частей. У холериков преобладает желтая желчь (лат. – холе), у сангвиников преобладает кровь (лат. – сангвине), у флегматиков – слизь или лимфа(лат. – флегма), у меланхоликов – черная желчь (лат. – меланхоле),) Со времен Гиппократа как термин «темперамент», так и деление людей в зависимости от их темперамента на 4 основные группы прочно вошли в психологию. Позже во 2 веке до н.э. римский врач и анатом Клавдий Гален выделил 9 типов Темперамента добавив к 4 основным 5 переходных. Вслед за Гиппократом в течение многих веков выдвигались различные гипотезы, объясняющие причину различия темпераментов людей, но только в 20-30гг. 20 века великий русский физиолог И.П. Павлов доказал, что темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности – т.е. типом ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - ВНС. По Павлову за темперамент отвечают 2 основных механизма ВНС: ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ и 1 побочный механизм ПОДВИЖНОСТИ – скорости перехода от мех. Возбуждения к мех. Торможения и наоборот. В основе темперамента (или типа ВНС) лежат следующие физиологические свойства: 1. сила нервных процессов (уровень работоспособности нервной клетки и уровень способности ВНС выдерживать большие нагрузки), сила возбуждения и торможения 2. подвижностьнервных процессов (т.е. их способность быстро сменять друг друга) 3. уравновешенность между силой возбуждения и силой торможения (так как сила возбудительного и сила тормозного процессов должны соответствовать друг другу, т.е. быть примерно одинаковой силы, либо один доминирует). То или иное сочетание этих свойств нервной системы (силы- слабости, активности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности) и определяет тип темперамента (далее – Т). Т тесно связан с другими особенностями Л: в частности стилем общения человека с окружающими. В конце 19-начале 20 века швейцарский психолог К. Юнг выделил понятие экстравертированности (наибольшее значение имеют внешние предметы и события) и интровевертированности (внутренняя жизнь). Т, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности, но он определяет лишь динамику их проявления (психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами): Эмоциональная возбудимость – свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний – насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой силой и скоростью она проявляется Реактивность (импульсивность)– об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы, склонность человека действовать по первому побуждению, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций: реактивность тем выше, чем слабее раздражитель способный вызать реакцию (косой взгляд – человек в драку). Высокореактивные люди – сильно возбудимы, но низковыносливы при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Низкореактивные люди – реагируют на раздражители слабее, чем высокореактивные, поэтому они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий.
Характер и его характеристики.(22) Под характером следует понимать не любые индивидуально психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющегося в его действиях и поступках. Характер – комплекс свойств человека, отличающих его от других людей. Характер – совокупность существующих устойчивых психологических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки. Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера. Характер – это сплав врожденных свойств высшей нервной системы, приобретенные в течение жизни индивидуальные черты. В зависимости от типа темперамента одни приобретаются легче, другие труднее. Черта характера – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. В структуре характера 2 группы черт. 1) Черты выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, склонности, идеалы, цели, и система отношений и отражений действительности) 2) Интеллектуальные, волевые эмоциональные черты. Классификация черт характера.
Гуманизм-Черствость, общительность-замкнутость, чуткость-грубость
Трудолюбие-ленность, инициативность-инертность, креативность – консерватизм.
Скромность-самоуничтожение,гордость-эгоизм.
Аккурантность-расточительность Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека. Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми. Леонгард выделил 12 типов акцентуации. Гиперактивный – чрезмерноприподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен. Стремится к риску, авантюрист. Не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, несамокритичен. Дистеничный – постоянно пониженное настроение, немногословность, пессимистичность, грусть, тяготится обществ. С людьми близко не сходится, в конфликты не вступает Циклойдный – Общительность циклически меняется – высокая – в хорошее настроение, и низкая – в плохое. Эмоциональный – чувствительность, ранимость, переживает неприятности, излишне чувствителен к неудачам, замечаниям. Демонстративный – выраженное стремление быть в центре внимания, добиваться целей любой ценой, легко забывает о своих неблаговидных поступках. Возбудимый – повышенная раздражительность, агрессивность и занудливость, несдержанность, как маскировка льстивость и услужливость. Застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склочный, в конфликтах – активная сторона. Педантичный- выраженная занудливость в виде переживания подробностей . Способен замучать формальными требованиями, изнуряет домашних своей аккуратностью. Тревожный – опасение за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность. Долго переживает неудачу. Сомневается в действиях . Мобильный – очень изменчивое настроение. Эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на события, словообильный, очень влюбчивый. Шизойдный тип – малая общительность, замкнутость, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, повышенная ранимость. Сдержан и холоден даже к близким. Экстравертированный – высокая общительность несловоохотливость и болтливость, своего мнения не имеет, несамосостоятельный, быть как все, неорганизован и предпочитает подчинятся.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|