Социально политические учения нового времени: Гоббс, Локк, СпинозаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона Френсис Бекон (1561-1626). Основные произведения: "О достоинстве и преумножении наук". Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальных чувствах. Эмпиризм - философско-гносеологическое направление, которое в качестве основы знаний называет чувства и опыт. Бекон дает новое определение философии. Это наука о реальном мире. Она должна познавать природу и способствовать господству человека над ней. Бекон приверженец теории 2-х истин. Наука основана на знании. Главный предмет философии - мир, постигаемый чувствами. Главный метод философии - индукция (метод обобщения от частного к общему). Индукция по Бекону - форма доказательства, которая присматривается к чувствам, стремиться постичь естественный ход вещей. Метод Бекона. Задача не просто средство познания, это преобразующая сила, увеличивающая эффективность научной и философской деятельности. Метод состоит из таблиц направленных на изучение условий существования явлений: · Таблица присутствия. Здесь исследователь фиксирует все встречающиеся в природе случаи изучаемого явления. · Таблица отсутствия. Изучаются условия, при которых изучаемое явление не встречается. · Таблица сравнения. · Таблица отбрасывания. · Таблица сбора плодов, выводы. Бекон считал, что с помощью этого метода, любая наука сможет продвинуться в изучении явлений. Этот метод общенаучный. Философия Нового времени: рационализм Декарта Рационализм - философско-гносеологическое направление, где основа знаний - это разум. Декарт (1596-1650) - Основное произведение "Рассуждения о методе". Задача философии - помощь в практических делах людей. Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату) · человек познает себя и свой разум, значит, познает природу. · человек познавая природу, познает в ней себя. Дедукция - способ рассуждения от общего к частному. Правило методов: · принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается. · каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин. · идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания. · необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного. Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи. Социально политические учения нового времени: Гоббс, Локк, Спиноза Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677). В основу философской системы Б. Спинозы положено учение о единой субстанции. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог не стоит над природой, не является творцом вне природы, он находится прямо в ней как ее имманентная причина. Б. Спиноза, таким образом, отвергал личного бога и понимал его как универсальную причину мира. В этих идеях содержится суть пантеизма. В своем учении о субстанции Б. Спиноза преодолевает противоречие дуализма Р. Декарта. Субстанция существует сама по себе, исключает существование какого-либо другого начала и является причиной самой себя. Согласно Б. Спинозе, в мире господствует жесткий детерминизм. В историю политической и правовой мысли Б. Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права. Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате"(1677). Так же, как Т. Гоббс и Дж. Локк, он исходил из естественного состояния общества, понимая его как период, когда преобладает не разум, а закон природы. Этот закон ведет каждого человека к тому, чтобы он заботился лишь о личном успехе и удовлетворял лишь собственные потребности, следующие из его природы, из инстинкта самосохранения. Это естественное состояние Б. Спиноза характеризовал, подобно Т. Гоббсу, как состояние, когда человек человеку — волк. Общество и государство возникают для того, чтобы люди могли обеспечить собственную безопасность, а также оказывать взаимную помощь. Хотя Б. Спиноза руководствовался той же характеристикой естественного состояния, что и Т. Гоббс, и соглашался с ним в различении основных форм государства (демократия, аристократия и монархия), он не признавал ни абсолютной, ни конституционной монархии, а выступал сторонником демократии. Наилучшей формой государства Б. Спиноза считал ту, в которой все граждане участвуют в управлении им. Б. Спиноза был сторонником сильной государственной власти. Он учил, что право по отношению к подданным должно быть исключительно велико: оно прямо пропорционально количеству людей, заключивших общественный договор, который положил начало государственной власти. Однако в отличие от Т. Гоббса, который отстаивал абсолютную монархию, пользующуюся неограниченным правом в отношении подданных, Б. Спиноза считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести, за свободу которой он ратовал. Не менее горячо Б. Спиноза боролся за свободу мысли и слова, причем не только от ограничений государственной властью, но и от религиозного авторитета. Свобода, согласно Б. Спинозе, лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления. В соответствии с собственной этикой Б. Спиноза требовал, чтобы государство было устроено разумно. Государство, которое стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в постоянном страхе, будет скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им казалось, что они не ведомы, но живут по своей воле и решают свои дела совсем свободно; чтобы они были удерживаемы в узде лишь любовью к свободе, стремлением увеличивать имение и надеждой на достижение почетных мест в государственных делах. В этих положениях Б. Спинозы выражались мысли и чувства голландской буржуазии, которая в 60-е годы была более развитой и политически опытной, чем английская. Политико-правовое учение Томаса Гоббса (1588-1679) — государственного деятеля и философа, жившего в эпоху английской буржуазной революции, представляет большой интерес. Т. Гоббс был сторонником О. Кромвеля, который предложил философу пост государственного секретаря в своем правительстве, но тот отказался. В период реставрации королевской династии Стюартов Т. Гоббса не тронули, поскольку Карл II в прошлом был его воспитанником. Трилогия Т. Гоббса "О теле", "О человеке", "О гражданине" составляет целостный и систематический обзор его философских, социальных и политических воззрений. Это вершина его философской мысли. Наибольшее значение имеют, однако, социально-политические взгляды Т. Гоббса, содержащиеся в заключительном труде о его философской системе "О гражданине" и в трактате "Левиафан". Левиафан, могучее чудовище библейских легенд, служил у Т. Гоббса своеобразным символом государства. В трактате Т. Гоббс излагал свое учение о человеке, государстве и праве. Философия права и государства Т. Гоббса носит ярко выраженный этатистский (т. е. признающий активное участие государства в экономической жизни общества) характер. Существенное значение в его учении придается принципиальному противопоставлению естественного состояния человека государству (гражданскому состоянию). Т. Гоббс исходит из того, что "природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей". Это равенство людей, означающее их равные возможности вредить друг другу в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничеством, недоверием, любовью к славе) приводит, согласно Т. Гоббсу, к тому, что естественное состояние превращается во всеобщую непрекращающуюся войну (войну всех против всех). Абсолютная власть государства — вот гарант мира и реализации естественных законов. Вслед за Н. Макиавелли и Г. Гроцием Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводя его законы из разума и опыта. Требование крепкой и сильной государственной власти (опирающейся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии. По отношению к носителю верховной государственной власти Т. Гоббс различает три вида государства: первый, когда власть у собрания и каждый гражданин имеет право голоса, называется демократией; второй, когда власть у собрания, но не все, а лишь избранная часть граждан имеет право голоса, — аристократией; третий, когда верховная власть сосредоточена в одних руках, именуется монархией. Из этих форм государства наилучшей Т. Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, о развитии экономики, о повышении уровня морали. В этом ему помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью. И хотя концепция общества у Т. Гоббса, изложенная в трудах "Левиафан" и "О гражданине", может, на первый взгляд, показаться недемократической, на самом же деле в ней содержится глубокий демократический смысл. В этой связи следует обратить внимание на его понимание суверенитета гражданина. Следующая выразительная демократическая черта концепции Т. Гоббса заключается в его трактовке общественного договора как естественного равенства всех людей, которое стало исходным принципом договорных отношений. Английская революция XVII в., установившиеся после нее порядки, которые явились следствием компромисса между буржуазией и дворянством, нашли своего идеолога в лице Джона Локка (1632-1704). Главный философский трактат Дж. Локка — "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он системно изложил свои гносеологические и онтологические воззрения. Среди политических работ Дж. Локка основополагающей можно считать "Два трактата о государственном управлении" (1690). Дж. Локк, как и Т. Гоббс, представитель эмпирического направления в английской философии, начинающегося с Ф. Бэкона. Главное внимание Дж. Локк уделял проблематике познания. Уже в первой части его "Опыта о человеческом разуме" встречается идея о том, что предпосылкой исследования всех проблем является изучение возможностей человеческого познания, т. е. выяснение того, чего оно может достичь, каковы его границы, а также механизмов получения знаний о внешнем мире. Дж. Локк, подобно Т. Гоббсу, в философских построениях исходил из теории о естественном состоянии людей и о договорном происхождении государства. Он отстаивал частную собственность, денежное хозяйство, экономическую политику, поощряющую торговлю и индустрию. В естественном состоянии, рассуждал Дж. Локк, все люди равны и свободны, причем свобода, регулируемая разумом, не тождественна произволу. Государство, устанавливаемое по взаимному соглашению людей, должно обеспечить блага естественного состояния и охрану неотчуждаемых прав человека: жизни, индивидуальной свободы и частной собственности. Из всех целей государства основной является охрана частной собственности, недостаточно обеспеченная в естественном состоянии несмотря на все преимущества естественного права. Парламентарный строй, по Дж. Локку, есть наилучшая система государства, действующего по воле большинства. Учение Дж. Локка о государстве и праве вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. Дж. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные до него другими. Как подчеркивает В. Нерсесянц, Дж. Локк развил и видоизменил их, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|