Здавалка
Главная | Обратная связь

Темперамент, его свойства, типы.



Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Темперамент (лат. temperamentum, являющийся переводом греч. krasis - надлежащее отношение частей) - это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде. Гиппократ ( V в. до н. э.)предполагал, что определенное отношение жидкостей организма (крови: лат. sanguis - сангвиник, желчи - лат. chole - холерик, черной желчи - лат. melainachole - меланхолик, слизи - лат. Phlegma - флегматик) является причиной различий в психике и поведении человека.

Типы темперамента: шизотимик, иксотимик, циклотимик.

4-ре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента и конституционные типы: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

четыре типа темперамента: Холерик: экстраверт, нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен. Флегматик: интроверт, стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив. Сангвиник: экстраверт, стабильная личность, социален. Меланхолик: интроверт, нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен внутри.

 

 

№13 Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера.

Характер - (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокупность устойчивых психических свойств и особенностей человека, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

характер человека проявляется в деятельности: 1) как человек относится к другим людям 2) как человек относится к себе 3) как человек относится к делу 4) как человек относится к вещам.

Индивидуальные особенности(отношения к): - к воле (решительность, уверенность, неуверенность); - к чувствам (жизнерадостность, угнетенность); - к особенностям мышления (легкомыслие, вдумчивость).

в структуре характера следующие черты (по Н. Ф. Фиденко): интеллектуальные черты (сообразительность, любознательность); эмоциональные черты (впечатлительность); волевые черты (решительность). Черта характера - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях. Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность отдельной черты (или отдельных черт) характера на фоне других, как результат усиления одних черт и ослабления других.

типы характеров: Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения. Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. Застревающий тип — человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Педантичный тип.Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью. Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость. Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких. Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти. Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью. Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации. Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию.

 

 

№14 Понятие о способностях. Виды способностей. Уровни развития способностей.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.

В психологии принято выделять: - общие способности- способности, определяющие успехи человека. - специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности. Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Виды способностей: Потенциальные способности - это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности - это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Одаренность - уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Структура умственной одаренности: 1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе; 2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду); 3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов).
Уровни развития способностей: мастерство- совершенство в конкретном виде деятельности;

Следующий уровень развития и сочетания способностей человека - талант. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей - гениальность.

Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития.

 


 

 

№15 Понятие личности. Индивид, субъект, индивидуальность, личность. Развитие личности.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Личность - это субъект, включенный в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего им приобретаются особые социальные качества.

Субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Личность (англ. реrsonaliti, лат. persona- маска)- это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

 

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

 

 

№16 Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Я-концепция личности.

Направленность - это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения. Направленность личности - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Мотивационная сфера личности: У каждого живого существа есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Количество и уровень потребностей у каждого человека разный, что обусловлено разным образом жизни, условиями существования, уровнем организации и места в обществе. Однако, потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями. Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. Например, человек пошёл в магазин – это поведение, мотивация – для того, чтобы купить продукты, а продукты нужны для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в еде. То есть, мотивация – это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются: разнообразие мотивов; множественный характер; гибкий характер; существование определённой иерархии; наличие структуры; устойчивый характер мотивов; динамичность мотивов; мотивационная сила.

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

 

№17 Понятие о группе. Виды групп. Развитие малой группы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков .

Признаки группы: 1. наличие структуры; 2. наличие организации; 3. активное взаимодействие членов группы; 4. осознание себя членами группы как единого целого, как «мы».

Классификация групп: Условные - реальные (по общим социальным и психологическим характеристикам); Лабораторные - естественные (по принципу создания); Большие - малые-средние (по размеру).

Виды групп: Малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами .

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

Референтная группа выполняет 2 функции: сравнительная (человек сравнивает себя с группой), нормативная (индивид придерживается ее норм и ценностей).

Коллективы– группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности.

Малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами.

Виды малых групп: 1)деление малых групп на первичные и вторичные, 2)деление на «формальные» и «неформальные», 3) на «группы членства» и «референтные».

 

№18 Феномены групповой жизнедеятельности.

Механизмы групповой динамики:

1) Стратометрическая концепция А.В. Петровского: группа сосотоит из слоёв (страт)- характеризуются особым построением отношений между членами.

2) Процесс формирования группы - это процесс её сплачивания на основе увеличения эмоциональной привлекательности группы.

3) Для группы важны: 1.общественная значимость групповой деятельности; 2. межличностные отношения в группе.
Механизмы групповой динамики:

1) Разрешение внутригрупповых противоречий;

2) Идиосинкразический кредит - своеобразное «разрешение» на отклонение от групповых норм.

3) Предоставляется членам группы, имеющим высокий статус. психологический обмен - обмен материальными, дух. ценностями, псих. состоянием.

 

Феномены групповой жизнедеятельности:

Групповое давление - это процесс влияния установок , норм и ценностей и поведения группы на поведение индивида.

Социальная фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствии актуализации в его сознании образа другого человека (или группы): Р. Зайенс

 


 

№19 Руководство и лидерство в малой группе, их общие и отличительные особенности.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов:

эмоциональный лидер (сердце группы) ориентирован на взаимоотношения;деловой лидер (руки группы) ориентирован на дело, может его организовать, наладить деловые связи;

информационный лидер (мозг группы) – эрудит, к нему обращаются за информацией, он всё знает и может объяснить.

В отличие от лидера, который выдвигается снизу, руководитель назначается официально, извне. Если лидерство связано с неформальной структурой группы, то руководство – с официальной, формальной структурой.

Характеристики лидера Характеристики руководителя
Регулирует межличностные (неофициальные) отношения в группе Регулирует официальные отношения в группе
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы Руководитель назначается, избирается, это более стабильное явление
Система санкций зависит от индивидуальных особенностей и отношений группы Обладает более определённой системой санкций
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственны Процедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от группы
Лидерство – индивидуально-психологическая характеристика отношений в группе (элемент микросреды) Руководство – социальная характеристика отношений в группе (элемент макросреды)

Несмотря на явное различие между лидером и руководителем, Р.Л. Кричевский выделяет следующие общие черты.

Руководитель и лидер:

выполняют роли координаторов, организаторов членов социальной группы; осуществляют социальное влияние в группе, только разными средствами; используют субординационные отношения, хотя в первом случае они чётко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены.

 

 

№20 Личностные особенности руководителя. Власть и авторитет руководителя, их виды.

На эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. совокупность управленческих знаний, умений, навыков), способности, совокупность личных и деловых качеств. Эффективность руководства обусловлена биографическими характеристиками, способностями и чертами личности.
Биографические характеристики руководителя: пол, возраст, социальный статус, образование. общие способности руководителя, интеллект, коммуникабельность, предпримчивость, специальные способности.
Личностные черты, способствующие успешному руководству:
большое количество действий, в основном, кратковременных;

частые вмешательства извне;

широкая сеть контактов, выходящая далеко за пределы рабочей группы;

преобладание речевого (устного) общения с окружающими.

Власть– возможность влиять на поведение и деятельность других людей.

Она характеризуется: пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используемых инструментов влияния); объёмом (количеством объектов влияния).


Типы власти: вознаграждающая; принуждающая; легитимная (законная); референтная (основана на симпатии, эмоциональном предпочтении); экспертная (основана на превосходстве в компетентности, специальных знаниях); эталонная (власть примера, основана на уважении).


Три формы авторитета руководителя:

1) Формальный авторитет характеризует должностной автопортрет работника. Он обусловлен тем набором полномочий, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Обеспечивает 65 % личного влияния

2) Моральный авторитет основывается на мировоззрении и нравственных качествах руководителя.

3) Функциональный авторитет зависит от компетентности руководителя.

 

 

№21 Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения.

Общение-это сложный и многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией ,выработку единой стратегии взаимодействия ,восприятие и понимание другого человека.

Структура общения: субъекты общения; средства общения; потребности, мотивы и цели общения; способы взаимовлияния, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения; результаты общения.

Общение как социальне взаимодействие имеет 3 стороны:

Коммуникация(обмен информацией ),

Интеракция (организация взаимодействия и совместной деятельности),

Социальная перцепция (восприятие и познание партнёрами друг друга ).

Виды общения:

По содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное(влияние на псих. состояния друг друга ), мотивационое, деятельность.

По целям : биологическое (сохранение и развитие организма),социальное (развитие межличностных отношений ).

По средствам : непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное .


№22 Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и возможности их преодоления.

Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение нельзя понимать лишь как отправление информации какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как в отличие от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику, необходимо ориентироваться на него, т. е. учитывать его мотивы, цели, установки, обращаться к нему. Нужно также предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

В коммуникационном процессе происходит активный обмен информацией. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации: ведь люди не просто обмениваются знаниями, но и стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь тогда, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена, когда происходит не просто информирование, а совместное постижение предмета. Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации (все должны говорить «на одном языке»). Следует иметь в виду, что даже значение одних и тех же слов люди не всегда понимают одинаково.

Барьеры понимания:

1) фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов)[1];

2) семантический (различие в системах значений участников общения);

3) стилистический (несоответствие стилей общения);

4) логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей реципиенту манере доказательства).

II. Барьеры социально-культурных различий вызываются социальными, возрастными, культурными, профессиональными различиями между людьми.

III. Барьер отношения: неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информацию.

№23 Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия.

Интерактивная сторона общения– это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с их непосредственной организацией совместной деятельности. Это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальныйстиль обычно задан некоторой культурой (стиль приветствий, вопросов при встрече, любые ритуализированные ситуации: день рождения, свадьба, юбилей), его целью является поддержание связей с социумом, представления о себе как о члене общества. Человек, использующий манипулятивный стиль, стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «средств» для достижения своих целей. Общение при гуманистическомстиле предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих. Выделяют следующие типы взаимодействия:1. Кооперация– координация единичных сил участников. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. А.Н. Леонтьев приводит следующие основные черты совместной деятельности: а)разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Важным показателем тесного «кооперативного» взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

2. В случае конкуренциинаблюдаются взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность, представляющие препятствия для нее. Наиболее яркое проявление – конфликт.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные типы взаимодействия. При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия нельзя рассматривать их вне общего контекста деятельности, вне содержания деятельности.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Здесь можно выделить три модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность» (производственная бригада, у каждого члена – свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (конвейер); 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивная команда, научные коллективы, конструкторские бюро).

№24 Перцептивная сторона общения. Эффекты восприятия

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа.

Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:

1. познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей; 2. познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении; 3. установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров; 4. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

Механизмы межличностного восприятия. Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Это:

1. восприятие других людей (стереотипия).Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения.

2. познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция). Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Эмпатия – это способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Аттракция— это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и результат этого процесса.

 

 

№25 Понятие конфликта. Виды конфликтов. Способы управления конфликтными ситуациями.

Слово ≪конфликт≫ происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ.,konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.

Существует следующая типология конфликтов:

А. По субъекту конфликта:

1) Внутриличностные конфликты:

- мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт равенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;

- когнитивные – противоречия несовместимых представлений: аргументация выбора, конфликты – фантомы;

- деятельностные – противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.

2) Межличностные конфликты:

- ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;

- конфликты интересов – различия интересов;

- конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.

3) Личностно-групповые конфликты.

4) Межгрупповые конфликты.

Б. Конфликты с точки рения властных отношений:

1) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.

2) Горизонтальные.

В. По степени публичной объективации взаимодействия:

1) Скрытые.

2) Открытые.

Г. По последствиям:

1) Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

2) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение кол-ва включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта).

Д. По включенности в сознание:1) Стихийно возникающие.

2) Целенаправленно, сознательно возникающие.

Е. По способу возникновения:

1) Объективно возникающие. 2) Субъективно возникающие.

№26 Педагогика как наука, основные категории педагогики.

Педагогика - сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Педагогика - это наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации детей, молодёжи, взрослых людей, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этими процессами . Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Задачи педагогики как науки:

1) получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

2) анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;

3) раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;

4) установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).
Выделют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

№27 Современное состояние образования в Республике Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования

Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества.
Социальная ситуация в РБ: Общество находится на стадии модернизации. Главной образовательной задачей является подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Переход от традиционного общества к индустриально развитому. Сфера образования является также механизмом развития личности.
Позитивные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса; вариативность и разноуровневость содержания образования; разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ ; дифференциация сети учреждений образования; переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов ; обеспечение и управление качеством образования.

Негативные тенденции: отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся; авторитарный стиль преподавания; унификация образовательного процесса; бюрократизм и формализм в системе образования ; недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы; отток преподавательских кадров из системы образования; феминизация и старение преподавательского корпуса; кризис воспитания.

 

Принципы образования в РБ: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования. преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научности; экологической направленности образования; демократического характера управления образованием; светского характера образования.

 

№28 Воспитание как фактор развития. Методы, приёмы и средства воспитания.

Воспитание– процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

Методы воспитания:

методы воздействия и убеждения (беседы, лекции,диспуты, доклады, конференции);

методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность);

методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование);

исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тесты, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).

Приемы воспитания— это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.