Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма
Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето…», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой…». ◈ Вы хотите устроить домочадцам концерт народного творчества? Пропойте песню, прохлопывая ритм слов ложками. На каждый слог слова — хлопок ложки об ложку. А может, ударять ложкой по стакану, бутылке? Решать вам. Все будут рады принять участие в концерте. Здесь ошибиться нельзя, сразу послышится сбой в песне. Попробуйте, удачи вам! Кто что делает Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно—образное мышление. Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий. ◈ Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры. ◈ Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке: — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец? ◈ Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка. Качественные слова Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр. Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы. ◈ Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он? Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая. Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный. Мишка — пушистый, мягкий, теплый и… смешной. Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и… красивый и т. д. Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает. ◈ Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, тот и победил. ◈ Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д.; на улице, описывая песок, воду, погоду. Вот такие мы – антонимы Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление. Скажу я слово «высоко», А ты ответишь — … (низко). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь — … (близко) ◈ Как играем: расскажите ребенку стихотворение: ◈ Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный и т. д. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам. ◈ Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло — железо; вода — лед и т. д. Объединяй-ка Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д. ◈ Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь? ◈ Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д. ◈ Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет. ◈ Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.) Грамотная страна Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах. Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детенышей. Вариант ◈ Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как зовут детенышей овцы, коровы? И т. д. Вариант ◈ Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? — Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д. ◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц. «Одеяло убежало, улетела простыня…» Игра учит правильно употреблять в речи слова, обозначающие постельные принадлежности Необходимый инвентарь: постельные принадлежности. ◈ Как играем: вы меняете постельное белье? Превратите это неинтересное занятие в игру. Спросите ребенка: «Что это?» — «Одеяло!» «А это что?» — «Одеяла» (множественное число). «А если я их уберу, чего не стало?» — «Одеял». По такой же схеме можно задавать вопросы о других предметах. ♦ Наволочка — наволочки — наволочек. ♦ Простыня — простыни — простыней. ♦ Пододеяльник — пододеяльники — пододеяльников. ♦ Покрывало — покрывала — покрывал. ◈ Не смейтесь над ребенком, если он скажет неправильно, дайте ему речевой образец. А если вы еще и вместе смените белье, значит, ваш ребенок большой молодец, похвалите его. ◈ Закрепляем: покупая постельное белье, спрашивайте у ребенка название всех предметов комплекта. «Скоро сказка сказывается…» Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них. Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка. ◈ Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них: Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо мышка-норушка: «Тук-тук, кто в теремочке живет?»… ♦ Как называется эта сказка? ♦ О чем в ней говорится? ♦ Кто еще пришел в Теремок? ♦ Что случилось в конце? И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке. ◈ Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера. ◈ А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше. Привлеките для этого всех членов семьи. ◈ Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ. ◈ Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|