Особенности формирования навыка.
Определение понятия навык. Разновидности навыков В настоящее время известно два типа осознания выполняемой деятельности: 1. когда осознается большей частью техническая сторона деятельности. Человек, впервые приступая к деятельности, обращает внимание на все составляющие ее элементы. 2. наблюдается тогда, когда выполняемая деятельность в какой-то мере освоена и осознается главным образом ее цель, т.е. основное внимание направлено на результат частных действий, движений. При этом есть возможность лучше сочетать отдельные элементы деятельности и выполнять ее точнее и быстрее благодаря навыкам. Навык – это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Качество навыков различно из-за различной способности автоматизировано выполнять частные действия данной деятельности. Навыки делятся на: 1. Умственные (сенсорные) – это навыки восприятия, сравнения (музыкальный слух, глазомер, чтение показания приборов) 2. Волевые навыки – это навыки дисциплины, подавления эмоций 3. Двигательные (моторные). Процесс физического воспитания связан, в основном, с формированием двигательных навыков, о которых мы будем вести речь ниже. В зависимости от условий, в которых двигательные навыки формировались, выделяют: 1. Сформированные и несформированные. 2. Молодые и старые. 3. Простые и сложные. 4. Разрозненные и комплексные. 5. Шаблонные и гибкие. 2.Формирование навыка Навыку присуще: постепенность и неравномерность его формирования. А.Ц. Пуни представил графически пофазное формирование навыка. I – отрицательное ускорение II – положительное ускорение III - плато Особенности формирования навыка. 1. Формирование двигательного навыка с «отрицательным ускорением». Заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, далее он замедляется и становится незначительным. Человек быстро осваивает основу действия, а детали осваивает длительно в последующем. Такой тип формирования навыка наблюдается при освоении простых двигательных действий, когда элементарные движения осваиваются быстро. 2. Формирование двигательного навыка с положительным ускорением. Формирование идет с большой трудностью (ошибки, недостатки и т.д.). Затем кривая прироста качества навыка резко возрастает. Такой вид формирования навыка характерен для сложных двигательных действий, когда внешне незаметные качественные изменения дают в последствии большой прирост (скачок). 3. Плато – временная задержка в прогрессировании формирования двигательного навыка. Возникновение плато двояко: Во-первых, это может быть результатом причин тормозящих ход развития навыка (например, недостает физической подготовленности, болезни и т.п.); Во-вторых, может возникнуть при изменении структуры навыка (например, при внесении новых приемов его выполнения). «Плато» может выражать внутренние перестройки при переходе к выполнению действия более совершенным способом. Такой переход не сразу сказывается на качественном результате, т.к. мешают еще старые связи, старые приемы. Поэтому и навык как бы останавливается перед новым качественным подъемом. Длительность задержки зависит от мастерства педагога; от применяемых методов и средств; от внутренних механизмов перестройки организма. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|