Здавалка
Главная | Обратная связь

Модуль 2. Основные теории психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии.



Комплексная цель модуля 2:рассмотреть фундаментальные теоретические подходы к проблеме психического развития человека в отечественной и зарубежной психологии.

Краткое содержание учебного материала модуля 2:

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Концепция рекапитуляции (Ст.Холл). Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития (АГезелл, А.Бине, Л.Термен). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (А.Бандура). Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В.Штерн). Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд). Структура личности. Стадии психосексуального развития личности. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных кризисов личности. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже Открытие эгоцентризма детского мышления. Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление.

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С.Выготского. Учение о предмете и методе исследования развития. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особые типы строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функции и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов.

Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Типы содержания и структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С.Выготского.

Проектное задание модуля 2:

Конспектирование первоисточников.

Список первоисточников:

1.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Сочинения Т.4., с. 244-386.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М. Т.6. – с.26-29, 32-34; Т.3. –133-164, 164-177, 205-239, 273-291, 291-302, Т.2. – гл.2,3,4.

3.Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, стр. 65- 67, 71-73, 74-87, 90-103, 105-120.

4.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. – М., 1983.

5.Пиаже Ж.. Речь и мышление ребенка. М., Педагогика-Пресс, 1999. С.15-16, 84-90, 131-191, 296-346, 348-392, 401-403.

6.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте . Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.232-240.

7.Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.

Методические рекомендации:

Конспект является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать - значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая овладение материалом. В сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. При составлении конспекта используйте следующие правила (требования):

1.Предварительно просмотрите материал. Так вы сумеете выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины.

2.Снова прочтите текст и тщательно проанализируете его. Такая работа с материалом даст вам возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

3.Обозначьте основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль), либо своим собственными словами. Дословную выдержку из текста всегда заключайте в скобки и помечайте ссылкой на источник и автора.

4.В конспекте должны прослеживаться логика и смысловая связь записываемой информации, быть использованы специализированные термины.

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» ставится, ели студент выполнил работу в соответствии с требованиями (указанными выше).

Если большинство изложенных требований к конспекту не соблюдено, то работа не засчитывается.

Тестовые задания для проведения текущего контроля знаний студентов содержания модуля 2 «Основные теории психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии».

Инструкция: «Укажите верный вариант ответа».

1. В основе концепции психического развития Г.С. Холла лежит:

а) собственное наблюдение за процессом психического развития своего ребенка;

б) теория поэтапного формирования умственных действий;

в) биогенетический закон Геккеля;

г) эпигенетический принцип развития Э. Эриксона.

2. Теория развития психического развития Э. Эриксона называется:

а) эпигенетическая;

б) культурно-историческая;

в) психосексуальная;

г) социального научения.

3. По мнению Д. Б. Эльконина, в младенческом возрасте ведущим видом деятельности ребенка является:

а) учебная деятельность;

б) предметно-манипулятивная деятельность;

в) эмоциональное общение со взрослыми;

г) игра.

4.Приписывание детьми явлениям природы и окружающим предметам человеческих качеств Жан Пиаже связывает с:

а) артификализмом;

б) госпитализмом;

в) антропоморфизмом;

г) эгоцентизмом.

5. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития. Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:

а) латентная стадия;

б) фаллическая стадия;

в) оральная стадия;

г) анальная стадия;

д) генитальная стадия.

6.Укажите автора теории, основная идея которой:
«Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность».

7. Как называется теория К.Бюллера?

а) теория конвергенции двух факторов;

б) теория трех ступеней развития.

8. Какое направление в психологии считает, что движущей силой в развитии является окружающая его среда?

а) эндогенное;

б) экзогенное.

9. Направление, представители которого исследуют познавательную деятельность человека:

а) психоаналитическое

б) социогенетическое

в) культурологическое

г) когнитивное

10.Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:

а) 2 стадии

б) 4 стадии

в) 3 стадии

г) Все ответы не верны

11.Кто из предложенных психологов не являлся сторонником Л. С. Выготского:

а) С. Л. Рубинштейн

б) Ж. Пиаже

в) А. Н. Леонтьев

г) Л. И. Божович

Верные ответы тестовых заданий модуля 2:

1)в; 2)а; 3)в; 4)г; 5)в, г, б, а, д; 6)Д.Б.Эльконин; 7)б; 8)б; 9)г; 10)б; 11)б.

Критерии оценки теста:

90 % правильных ответов - оценка «5»

75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»

50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»

73% и меньше – оценка «2».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.