Словарь основных терминов дисциплины «Возрастная психология»⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Адаптивность человека – (от лат. adaptare ‑ приспособлять) – врожденная и приобретенная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности может повышаться или понижаться в течение жизни. Адаптация к школе – перестройка познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Акмеология (греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности. Акселерация – ускорение соматического и психического развития; ускоренное изменение размеров тела в процессе взросления; более позднее наступление климакса, увеличение длительности жизни и другие явления того же порядка по сравнению с предыдущими поколениями. Биогенетический закон – биологический закон, открытый Э. Геккелем (1834-1919): онтогенез в общих чертах повторяет филогенез. Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований. Вербальные функции (verbalis ‑ словесный) – процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала. Витальные потребности – жизненно важные, органические потребности (в пище, тепле и т.д.). Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возрастные часы– внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события жизни: обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др. Воспитание – целенаправленный и планомерный вид формирования личности опирающийся на обучение и особенности личности. Вундеркинд – (нем. wunderkind – чудо-ребенок) – ребенок, обладающий гиперспособностями. Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками половой принадлежности. Геронтогенез – один из возрастных периодов жизни человека. Гетерохронность – (гр. heteros – другой и chronos ‑ время) –разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Депривация ‑ лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность, чего-то желанного, необходимого. Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в конкретном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Зона актуального развития – наличный уровень развития, который характеризуется тем, что ребенок может выполнить сам, без помощи взрослого. Зона ближайшего развития – это область еще не созревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка. Игра – особый вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков. Комплекс оживления – позитивная эмоционально-экспрессивная реакция, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком при появлении взрослого. «Консервация возраста» (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, 1983) – феномен, заключающийся в том, что с возрастом значительно увеличивается степень занижения собственного возраста в самооценках. Когнитивные свойства – свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека. Онтогенез– процесс индивидуального развития человека. Ориентировочный рефлекс – реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение человека, нарушающего существующие в обществе правовые или нравственные нормы. Перцептивный – относящийся к области восприятия. Полоролевое поведение – поведение, свойственное человеку определенного пола в той его социальной роли, которая соответствует половой принадлежности данного человека. Познавательные психические процессы – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. Психокорркеция – исправление недостатков в психике и поведении здорового человека при помощи специальных методов. Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма. Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т.п. Самоактуализация занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей. Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя. Третичная память – память на отдаленные события, например, у пожилых людей. Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. Эгоцентризм детского мышления (по Ж. Пиаже) – центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. «Я» - концепция – согласованное и зафиксированное представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей и сопоставление себя с ним.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|