Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Проблема метода наблюдения в науке и практике.



Содержание.

Введение…………………………………………………………3

Глава 1. Проблема метода наблюдения в науке и практике………………6

1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике………….6

1.2Сущность понятия «наблюдение»…………….11

1.3История возникновения метода наблюдения………………15


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению межличностных особенностей близнецов………………..20

2.1 Организация и проведение исследования индивидуальных отличий близнецов…………………20

2.2 Анализ результатов………………….28

Заключение………………….32

Список использованной литературы……………………34


Введение.

Актуальность. В современной психологии наблюдение как метод, широко использует­ся в различных схемах исследований. Наблюдение включено в орга­низацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и эксперимен­тальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности. Отсюда наблюдением в са­мом широком смысле можно называть любые типы получения эмпи­рических знаний. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек, группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом же наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Применяется наблюдение для сбора информации, эмпири­ческого изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предваритель­но, качественные и целостные характеристики изучаемых про­цессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Еще в античные времена философы интересовались таким явлением, как близнецовость. Гиппократ считал, что близнецы появляются в результате деления спермы на две части, и каждая из них попадает в одну из маточных труб. Демокрит, в свою очередь, высказал предположение, что близнецовость – результат избытка «семени», вещества, из которого образуется зародыш. Аристотеля придерживался иной точки зрения. Он полагал, что близнецы появляются благодаря расщеплению одного зачатка на два. Несмотря на ошибочность этих предположений, люди всегда пытались дать логическое объяснение появлению близнецов. Попытки понять это явление не прекращаются и по настоящее время. Гемеллология — ( лат. gemellus парный + ...логия) наука о близнецах, выясняющая их происхождение (из одной или разных яйцеклеток) и анализирующая признаки их сходства и различия с позиций генетики, морфологии, физиологии и психологии. Внешняя удивительная схожесть близнецов создает иллюзию идентичности их психологических характеристик. Но это только первое впечатление. В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).
Подобные тесные узы могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Психологи пытаются найти ту грань, за которой близость близнецов переходит в патологию. Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования: «Наблюдение как метод психологии; достоинства и недостатки».

Работа написана на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам генетической психологии человека и индивидуальных особенностей развития близнецов.

Проблема исследования:

Каковы индивидуальные отличия близнецов дошкольников?

Цель работы:раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов – дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

Объект исследования: межличностные особенности близнецов.

Предмет исследования:

Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения.

Гипотеза исследования:

Близнецовая ситуация, влияет непосредственно на формирование личности близнецов и на специфику их психической жизни.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:


  • Показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;


-раскрыть сущность понятия «наблюдение»;

-отследить историю возникновения метода наблюдения;

-экспериментально показать применение метода наблюдения в психологии на примере изучения межличностных особенностей близнецов.

 

Глава 1. Проблема метода наблюдения в науке и практике.


1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике.


В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, опробывая новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования. Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они, так или иначе, связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь - айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.
Исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.
Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения с теоретической позицией наблюдателя. Здесь имеется в виду влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и, на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его результатов.
Таким образом, теоретическое представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности входит в методику наблюдения определяющей ее составной частью. Такое положение вещей согласуется с пониманием сути научного метода как "приведенной в действие теории" по выражению болгарского марксиста Н. Стефанова.
Справедливость утверждения о связи наблюдения с теорией очевидна для наблюдений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследования, в которых общая направленность интерпретации наблюдений определяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Рассмотрим кратко преимущества и недостатки метода наблюдения в психологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.