Здавалка
Главная | Обратная связь

Недостатки метода наблюдения.




  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

  • На результаты наблюдения могут повлиять:

    • настроение наблюдателя,

    • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

    • предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),

    • комплексность наблюдаемых ситуаций,

    • усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

    • адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

    • ошибки моделирования:

  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

  • Сложность соблюдения операциональной валидности.

    • ошибки в оценках, А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

  • ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),

  • «галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),

  • «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),

  • ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),

  • ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)),

  • ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным) [22].


1.2 Сущность понятия «наблюдение».

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего, тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Понятие «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения
Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется, прежде всего, характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

Термин «метод» употреблялся еще в древнем мире как синоним «учения». В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта». Иначе говоря, метод включает, с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала, и, с другой стороны, - способ истолкования фактов (А.П. Куприян). В согласии с этой точкой зрения Б.А. Климов считает, что метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.

Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе используется термин «техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный). Методика, как самое полное описание всей процедуры наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения, который определяется, прежде всего, целью исследования и в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности; программу (схему) наблюдения в виде переменного перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения, единиц наблюдения с подробным их описанием, а также способ и форму фиксации результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

Главными особенностями метода наблюдения являются: 1.непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; 2.пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; 3.сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.


1.3История возникновения метода наблюдения.


Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение было одним из основных исследовательских методов в рамках академической психологии детства. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются[10]. Существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1925 г. организовал клинику нормального развития детей. Наблюдение специалистов за поведением детей велось в этой клинике круглосуточно. Именно там были открыты основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка (появление комплекса оживления, становления ходьбы и хватания). В детском психоанализе метод наблюдений также активно использовался как источник данных о ходе нормального детского развития[14]. Стараясь сделать наблюдения более объективными и систематическими, А.Фрейд и Д. Бурлингейм в 1937 г. в Вене основали экспериментальный детский сад для группы тоддлеров (детей 1–2,5) из бедных венских семей. Он был создан для сбора информации о втором годе жизни и о ранних попытках преодолеть биологическое единение матери и ребенка. В этих исследованиях данные о развитии собирались в процессе длительного наблюдения за детьми в условиях, приближающихся к естественным. Вскоре после переезда в Лондон в 1938 г. Фрейд и Бурлингейм основали центр для осиротевших или разлученных с родителями в военное время детей. Хэмпстедский военный детский сад постепенно превратился в центр психоаналитических исследований, основанных преимущественно на записанных наблюдениях за детьми. По мере развития детской психологии и детского психоанализа удельный вес использования методологии наблюдений в них изменялся. Постепенно в детской психологи стали использовать экспериментальные исследования, появились нормативы развития, отраженные в нормах выполнения тестовых заданий, появились и лонгитюдинальные исследования детского развития. Методы эксперимента и срезовых измерений стали центральными в области академической психологии развития, а метод наблюдения стал использоваться все реже. В современной психологии развития метод наблюдений используется не часто. “В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически”. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. В психоанализе же роль наблюдений за детьми со временем стала все более весомой. В настоящее время наблюдения считаются точкой соприкосновения двух исследовательских подходов – экспериментального и клинического. Точное наблюдение является фундаментом любого исследования, на котором основывается и проверяется гипотеза. Метод наблюдений за детьми постепенно превратился в основополагающий блок подготовки детских психотерапевтов психоаналитического направления. Важно подчеркнуть существенное отличие психоаналитической методологии наблюдений и метода наблюдений в академической психологии детства [15].Согласно академической психологии только планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни делает метод наблюдения научным и объективным. “Необходимыми условиями научного наблюдения являются постановка цели, разработка плана, разработанность способов фиксации результатов”. В наблюдениях, проводимых в рамках академической психологии, предпочтение отдается “объективной” регистрации фактов поведения ребенка, т.е. согласно нашей терминологии рациональным откликам наблюдателя. В психоаналитической технике наблюдений активно используются субъективные отклики наблюдателя. Наблюдение за ребенком происходит с опорой на собственные рациональные и аффективные реакции. Этот подход основан на общей психоаналитической методологии и отличает метод психоаналитических наблюдений от “объективных” наблюдений академической психологии. В современной академической детской психологии экспериментальная методология занимает центральное место. В целом эксперименты позволяют получить много новых данных о детском развитии. В эмпирических исследованиях открыты новые феномены развития ребенка. Так, были описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных. Тем не менее, факты, полученные экспериментальными методами, могут быть объяснены различными гипотезами. “Внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми”. Отечественная психология развития пыталась найти выход из этого положения [5].Так, Л.С. Выготским была предложена стратегия формирующего эксперимента, который составляет отличительную черту отечественной психологии развития. В ней накоплен богатый экспериментальный материал формирования и развития разных психических процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако корректность применения формирующего эксперимента в консультативной детской психологии остается спорной. Психологи-практики считают, что “в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка”, поэтому поиски адекватных методов организации экспериментов и способов интерпретации полученных данных продолжаются.

Выводы по I главе:

Таким образом, наблюдение— описательный иссле­довательский метод, состоящий в целенаправленном, организо­ванном восприятии и регистрации поведения объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюде­нием, является старейшим исследовательским методом.
Применяется наблюдение для сбора информации, эмпири­ческого изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр. Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. То, что наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционирова­нии, в его живых, многогранных связях и проявлениях, несомненно, является его достоинством. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуаций; делать точные замеры. Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем.
Основные черты наблюдения одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного наблюдения.

Наблюдение было одним из основных исследовательских методов в рамках академической психологии детства. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. Так М.Я. Басов в 1924 г. предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми. Так же существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. В настоящее время наблюдения считаются точкой соприкосновения двух исследовательских подходов – экспериментального и клинического. Точное наблюдение является фундаментом любого исследования, на котором основывается и проверяется гипотеза. Метод наблюдений за детьми постепенно превратился в основополагающий блок подготовки детских психотерапевтов психоаналитического направления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.